Австрийская школа под руководством К. Менгера

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:39, реферат

Описание работы

Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера. Его идеи практически предопределили развитие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известное» они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя! не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве».

Работа содержит 1 файл

Австрийская школа.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Австрийская школа (Карл Менгер)

Биография

   Австрийская  школа имела ярко выраженного  основателя-учителя. У К. Менгера.  Его идеи практически предопределили  развитие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известное» они  получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя! не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основания учения о народном хозяйстве».

По его мнению, товары ценны скорее, потому что  они удовлетворяют различные потребности разной важности. Например, первое ведро воды используется для удовлетворения наиболее важной потребности, а последующие ведра направляются на все менее и менее важные нужды. Он также использовал его для опровержения трудовой теории ценности. Он объяснял, что товары имеют ценность не по причине труда, затраченного на их производство, а из-за их способности удовлетворять человеческие потребности. Менгер также известен своим объяснением происхождения денег, которое по сей день является общепризнанным. Австрийская школа экономической мысли впервые объединилась в одно целое на основе работ Менгера и его двух более молодых учеников Евгения Бем-Баверка и Фридриха фон Визера. Более поздние представители австрийской школы Людвиг фон Мизес и Фридрих Хайек использовали идеи Менгера в качестве отправной точки: Мизес в его исследовании денег, Хайек - с его идеей "спонтанного порядка".Карл Менгер родился в Галиции (в то время область Австро-Венгрии, а теперь Южная Польша) в зажиточной семье. У него была двое не менее одаренных братьев, Антон - философ права и историк-социалист, и Карл (Karl в отличие от Carl Menger) - известный математик. Докторскую степень в области права Карл Менгер получил в краковском университете в 1867 г.. После публикации в 1871 г. его книги Принципы экономики он стал читать лекции, а затем стал профессором в венском университете, где он работал там до 1903 г.. В 1876 г. он стал домашним учителем австрийского наследного принца Рудольфа. В этом качестве он побывал в Германии, Франции, Швейцарии и Англии.

Основные  учения о народном хозяйстве

      Учение  о благах. Главная тема «Оснований...» Менгера - изложение его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться1. Здесь автор особенно подчеркивает субъективный характер благ. Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы является разделение благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности через них, т.е. косвенно. Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. 

Учение  о ценности. Все экономические блага обладают ценностью.Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следовательно, ценность имеет чисто субъективный характер: «Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует»2. Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного - какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного - сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует таблицей 
 

      где по столбцам расположены потребности  в порядке убывания важности (римские  цифры), например 1-это потребность в пище, 2-потребность в жилище,3-потребность в одежде и т.д. а по строкам - «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры). К примеру 10-означает наша потребность удовлетворена, а с каждой дополнительным добавлением единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнут нуля в точки полного насыщения. 

Таблица 1  

      Виды  потребностей или  благ

Последовательные  акты удовлетворения потребностей   I II III IV V VI VII VIII IX X
1 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2 9 8 7 6 5 4 3 2 1  
3 8 7 6 5 4 3 2 1 0  
4 7 6 5 4 3 2 1 0    
5 6 5 4 3 2 1 0      
6 5 4 3 2 1 0        
7 4 3 2 1 0          
8 3 2 1 0            
9 2 1 0              
10 1 0                
  0                  
 

От удовлетворения потребности в пище, а при наших  климатических условиях - и в одежде и жилище, зависит сохранение нашей  жизни, тогда как от обладания  нами каретой, шахматной доской и т. п. зависит только несколько большая степень нашего благосостояния. Вот поэтому пища, жилище  и одежда на 1 месте. А последнее место – шахматной доске и т.д. Люди придают несравненно большее значение обеспечению удовлетворения первых потребностей, нежели тех, от которых, как в вышеупомянутых случаях, зависит лишь мимолетное удовольствие или несколько больший комфорт, другими словами, лишь более высокая степень благополучия.

Теперь, объясняю пример цифр: в первой колонне 1- это  потребность в пище. 10 – для каждого человека будет означать сохранения его жизни; дальнейшее потребление до известного момента имеет значение лишь сохранения здоровья, 9 –сохранение здоровья , дальнейшее потребление имеет для них просто значение удовольствия 8 и 7 и т.д., пока потребление не достигнет известной границы, когда потребности в пище удовлетворены уже столь полно, что дальнейшее принятие ее не служит ни сохранению жизни, ни поддержанию здоровья, ни доставлению удовольствия, но становится безразличным для потребителя, а затем превращается уже в мучение и угрожает опасностью здоровья и даже жизни- это цифра 6.

\Предположим,  что шкала I выражает потребности  какого-либо индивида в пище, шкала V - его потребности в табаке; ясно, что удовлетворение потребности в пище до известного предела полноты имеет гораздо большее значение для этого индивида, нежели удовлетворение потребности в табаке. Однако если потребность в пище уже удовлетворена до известного предела полноты, до 6 , то это же 6 - начинает представлять для этого индивида уже другое  значение. Это означает, что удовлетворение в табаке равно 6 и оно сравнивает, как предел полного удовлетворения в пище. Хотя индивид еще не удовлетворен в табаке, не начинал курить.  

Учение  об обмене.

      Менгер  указывает, что обмен обязательно  должен быть выгоден для обеих  сторон, иначе стороны с той  же легкостью согласились бы обратно  поменяться теми же благами3. Обмен блага Х на благо Y произойдет только тогда, когда индивид А оценивает Х выше, чем Y, а индивид В – наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выровняются, и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.(стерка,карандаш) 

    Начнем  с простейшего случая. Вообразим  двух земледельцев А и В;  оба вели до сих пор изолированное  хозяйство, и первый из них  после богатейшей жатвы имеет  в своем распоряжении так много хлеба, что, обеспечив самым широким образом удовлетворение всех своих потребностей, он все же не знает, как употребить для себя и своего хозяйства известную часть своего запаса. У соседа его, земледельца В, в свою очередь был такой обильный урожай винограда, что он уже почти готов ввиду недостатка в бочках и переполнения погреба вином прошлых лет вылить часть вина урожая одного из предыдущих годов, отличающегося не особенно хорошим качеством. Итак, избытку на одной стороне соответствует ощутительный недостаток на другой. Земледелец, у которого так много лишнего хлеба, должен совершенно отказаться от потребления вина, потому что у него вообще нет виноградников, а второй земледелец, не знающий куда девать свое вино, ощущает недостаток в пищевых продуктах. Словом, тогда как первый земледелец может оставить гнить на своих полях много мер зерна, одно ведро вина доставило бы ему много наслаждения, которого он теперь лишен; и наоборот, второму земледельцу, решившему уже уничтожить не одно, а много ведер вина, несколько мер хлеба очень пригодились бы в хозяйстве. Первый земледелец испытывает жажду, второй - голод, а между тем обоим можно бы помочь - хлебом, который останется гнить на полях А, и вином, которое В решил вылить. Первый земледелец мог бы тогда, как и прежде, наиболее полным образом удовлетворить потребности в пище свои и своей семьи, но, кроме того, удовлетворить и свою потребность в вине, тогда как второй, как и прежде, полно удовлетворил бы свою потребность в вине, но, кроме того, ему не пришлось бы голодать. Ясно поэтому, что здесь перед нами случай, где благодаря тому, что распоряжение конкретными благами А перейдет к В и, наоборот, распоряжение конкретными благами В перейдет к А, потребности обоих хозяйствующих субъектов могут быть лучше удовлетворены, чем это было бы без обоюдного перехода. На основе своей "субъективной теории ценности" Менгер пришел к одному из самых значительных выводов экономической науки: от обмена выигрывают обе стороны или, используя современную терминологию, обмен есть игра с положительной суммой. Люди обменивают то, что они ценят меньше, на то, что ни ценят больше. Поскольку так делают обе торгующие стороны, то обе они получают выгоду.

     Вывод

     а) Больший акцент по сравнению с  другими школами маржинализма на субъективизме и психологизме.

     б) Больший акцент на сфере потребления  и большее пренебрежение сферой производства по сравнению с другими  школами маржинализма.

     представители австрийской школы маржинализма отрицатели применение математических методов

     в) делали акцент на экономическом либерализме, отвергали любое государственное начало в экономике

     г) противопоставление классической школе

Информация о работе Австрийская школа под руководством К. Менгера