Аврелий Августин

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Аврелий Августин - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, значение творений которого для последующего палитико-правового развития Запада очень велико. Это обусловлено прежде всего тем, что он создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение.

Содержание

Введение 3
Христианская концепция истории человечества 4
Взаимоотношения церкви и государства. Учение о Граде Божьем 8
Представления Августина о праве 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Работа содержит 1 файл

Готовая.docx

— 46.92 Кб (Скачать)

     Проблема  уничтожения еретиков и принудительного  крещения неверующих занимает немалое  место в трудах Августина. Насилие  — не зло, если оно применяется  в благих целях: отец бьет непослушных  детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто  падает в пропасть. В сочинении «Апология гонений» Августин утверждал, что «лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага». В других его сочинениях говорится, что «церковь преследует, любя». Наконец, в «Письме к Донату» Августин писал, что церковь теперь «не только приглашает к добру, но и принуждает к нему».[3, c.51]

     Источник  зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно: «Прежде чем понимать, мы должны верить». Еретики хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно «принуждать людей, а не учить». «Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принуди войти всех, кого найдете».

     Правда, рассуждал Августин, Христос никого не принуждал, но «был ли тогда император, который бы верил во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против нечестия». Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей: «Как же могут цари служить господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям господа?»

     Оправдание  государства, по Августину, — и в  поддержании социального порядка: «Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство». Источник рабства отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.

     Божественным  установлением являются и частная  собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бедному, бедного — чтобы испытать богатого». В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. «Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина».[2, c. 111]

     Характеризуя  христианское государство как образец «земного града», Августин писал: «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог»[1, c. 787]. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди «не убий». Его перетолкование свелось к тому, что «ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога».

Представления Августина о праве

 

     В процессе обоснования и проповеди  своих теологических воззрений  Августин зачастую обращается и к  правовым вопросам. При этом основополагающее значение в его подходе к праву  занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений.

     Правовая  позиция Августина отчетливо  обнаруживается и в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными  и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть». Августин считал юридические соображения  настолько неотъемлемой частью своих  общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве.

     Представления Августина о праве в ряде моментов сходны взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности  с их трактовкой «естественного права». Учение о естественном праве как  идеальной норме человеческих отношений  и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка  природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о  едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.[2, c. 115]

     Вечный  закон как выражение божественного  разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право  в учении Августина возводится к  Богу и носит теономный характер. «Кто иной, как не Бог, — риторически вопрошал Августин, — вписал в сердца людей естественное право».[1, c. 913]

     Примечательно, что Августин, разделяя представления  ряда предшествующих «языческих» мыслителей (Платона, Цицерона и др.) о естественно-правовом принципе как воздаянии каждому  ему принадлежащего, в то же время  подвергал этот принцип христианско-теологической  переработке, поскольку именно христианский Бог выступает у него источником этого правового принципа. С этих позиций он расходится и с цицероновской  характеристикой народа как соединения многих людей, связанных между собой  «согласием в вопросах права» и «общим правопорядком». В языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждому ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.

     Критикуя  начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал  за «избранными» (гражданами небесного  града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию».

     Религиозно-этический  подход, характерный для августиновского истолкования проблем государства и права, присущ и суждениям о законном и преступном. Общая христианско-теологическая основа «законных» устремлений человека, по Августину, такова: ему предопределено возвышаться до уподобления Богу, но сам он это сделать не в силах без Божьей помощи, а потому должен понять свое место в мире, подчиняться Богу и быть выше того, чему по природе положено быть в подчинении (власть над неразумными животными, временная власть над людьми и т. д.).

     Различие  между проступками и преступлениями проводится Августином следующим образом: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело — это когда она  действует во вред другому — это преступление».

     Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее. «Ты повелел ведь — и  так и есть, — писал Августин, — чтобы всякая неупорядоченная  душа сама в себе несла свое наказание». В другом произведении он уточняет: «Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек  утрачивает то, чем он не захотел  хорошо пользоваться... тот, кто не захотел  поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда  захочет поступать правильно».[2, c.116 ]

     Деликатный  вопрос о том, как праведники должны относиться к уже существующим государствам и законам у разных народов, Августин разрешает в духе компромисса  с «земным миром» на условиях «почитания единого высочайшего и истинного  Бога». При этом различия в законах, нравах и учреждениях уже не имеют  принципиального значения.

     Таким  образом, грех рассматривается  как  первопричина господства и рабства. Этот греховный порядок мира носит  временный характер и  продлится  до  второго  пришествия  Христа  и  судного  дня, когда благочестивые получат «ангельскую жизнь»,  а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти». Рост  небесного города  в отличие от  земного означает  духовный прогресс человечества. Носителем этого прогресса объявляется церковь (Вне  церкви  нет  спасения»).  Отсюда  следует,  что императоры  не настолько важны, как папа и церковь, которым и должны подчиняться временные правители.

     Учение  Августина пользовалось большим  влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его  положения для обоснования своих  теократических представлений и  претензий на власть. За заслуги  перед церковью Августин был канонизирован  и назван Блаженным.

     Заметную  роль учение Августина сыграло в  развитии христианско-теологических  концепций этики, политики и права.

Заключение

 

     Теория  Августина оказала сильнейшее влияние  на средневековую политико-правовую мысль и философию, а также  и на многих более поздних политиков, религиозных деятелей и философов. И это не удивительно, так как  его доктрины соответствовали, а  во многом и опережали эпоху.

     В христианской  концепции  истории  человечества  Августина  все  социальные,  государственные  и  правовые  учреждения  представлялись как следствие  греховности  человека.  Согласно  Августину,  на  всех  людях лежало  пятно  греха  Адама.  Люди  не  могли  получить  спасение  только своими усилиями и  прилежной работой. Для  спасения нужна милость Божья. Идеи Августина  укрепили  церковь  на  этих  позициях,  которые стали каноническими. Августин утверждал, что Бог уже  знает, кто будет спасен, а кто  нет. Именно эта идея предопределенности оказала влияние и на последующие  поколения теологов, в частности, на Кальвина.

     Августин  чётко разграничивал светскую и церковную власти. Он утверждал, что они различны и каждая обладает независимостью, суверенитетом. Они должны друг другу помогать. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть – высшая, т.к. духовная сфера – выше мирской. Но никаких выводов о прямом подчинении государей церковью у Августина нет. Главное в его учении – разделение двух властей.

     Таким образом, Августин, прозванный за заслуги  перед церковью Блаженным, был последним великим христианским теологом перед средневековьем. Труды его остались доктриной церкви и продержались все средние века.

Список  использованной литературы:

 
  1. Августин. «О Граде Божием». - Мн.: 2000. - 1296 с.
  2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. – 4-е изд. – М, 2004. С.109-116
  3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М., 2004. С. 49-51
  4. История философии. Учеб. для вузов./ Отв. ред.: В.П. Кахановский, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001 - 573 с.
  5. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций – М., 2007. С. 45-49
  6. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. – М.,2000. – 768 с.
  7. Цыбульская М.В.  История политических  и  правовых  учений. /Московский  международный  институт  эконометрики,  информатики, финансов и права. - М., 2003. – 111 с.

Информация о работе Аврелий Августин