Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

р1оманов-доработка.docx

— 610.85 Кб (Скачать)

Весной 1922 года был демобилизован  и назначен инженером стройотдела Кадиевского рудоуправления. В сентябре 1922 года уволился и вернулся в Гомель, где и работал до своего ареста.

В Гомеле Станислав Данилович сначала работал инженером «Полесстроя», а с 1923 года назначается инспектором по строительству ГСНУ в Гомеле. В 1923-24 гг. под его руководством проводились восстановительные работы Гомельского дворца, пострадавшего а 1919 году. В 1925 году архитектор проектировал застройку т.н. «Горелого болота», под его наблюдением был построен городской водопровод. До сегодняшнего дня сохранился по пр. Ленина один из корпусов хлебозавода, построенного Шабуневским в 1929 году.

1 мая 1924 года Шабуневский становится губернским инженером, а в 1927 году, в связи о административным преобразованием – окружным инженером.

С октября 1929 года руководит созданным управлением строительного контроля, а с 1 января 1931 года начал работать при горсовете.        

 Вклад зодчего в  современный облик нашего города  трудно переоценить. Но время  диктовало свои законы. В 1931 году  по ложному доносу он был арестован. Архитектору  инкриминировали причастность к правотроцкистской контрреволюционной организации, где он и другие ее члены якобы вели вредительскую деятельность в строительстве. 23 июля 1931 года Станислав Шабуневский был осужден на 10 лет с отбыванием наказания в г. Медвежья гора на Беломорканале. Умер С. Д. Шабуневский в 1937 году «в местах лишения свободы». В 1957 году дело Шабуневского было закрыто за отсутствием состава преступления. Реабилитирован он был в 1989 году.

Таким образом, Станислав Шабуневский (1868-1937) воплотил в застройке центральной части Гомеля начала XX века самые передовые градостроительные идеи того времени. Творения мастера, а это архитектурные жемчужины, украшающие ныне центральную часть Гомеля, по праву вошли в золотой фонд белорусской архитектуры. Его произведения (мужская гимназия, Орловский банк, Виленский банк, комплекс зданий гинекологической больницы, Дом коммуны и многие другие) не только объективно отражают историческую действительность национальной белорусской культуры конца XIX – начала XX в., но вводят нас в атмосферу острых, во многом противоречивых социально-политических событий, передают аромат эпохи.

Своим художественно-стилистическим почерком С. Шабуневский никогда не отставал от времени. Вместе с тем он не шел на поводу у «крайних» авангардных новаторов, а держался за идеалы своего времени.  
Любопытны творческая эволюция зодчего, его поиски новых путей – от эклектики и стилизаторства к модерну, затем функционализму и конструктивизму, и снова к освоению классического наследия. Причем, как выявлено это происходило в соответствии с логикой художественного мышления зодчего, а также по особой художественной программе автора.

Как в дебютных работах, так  и в последних произведениях  наглядно отражаются художественно-этические  пристрастия, базировавшиеся на добротной  «классичности» петербургской архитектурной школы. Архитектурные творения послереволюционного периода самобытно отображают успехи в области советского градостроительства и архитектуры. Конструктивизм в редакции Станислава Шабуневского (Дом-коммуны) – настоящее большое искусство.

На протяжении всей творческой жизни Станислав Шабуневский  помнил о том, что его путь в  большую архитектуру был связан с успехом на Всероссийском конкурсе. Он стремился всегда поддержать «творческую форму», свой высокий профессиональный уровень, с юношеской страстью следил за всеми новациями в области архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1 Историография белорусской архитектуры представлена работами ученых – специалистов в различных областях  науки. Определенное место среди них занимают исследования историков, посвященные архитектуре и градостроительству Беларуси. Это работы  В.А. Чантурии,  А.А. Воинова,  В.В. Трацевского, С.А. Сергачева,    Г.А. Лаврецкого,   А.И. Локотко,   А.А. Горбацкого, Г.Г. Нечаевой,  С.И. Леонтьевой и др. Усилиями ученых белорусское общество начала XX в было подготовлено к восприятию отечественного искусства предыдущих веков, а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.

2 Во второй половине  ХІХ в. наблюдается расцвет  неоготического стиля, который  стал официальным стилем католической  церкви в Беларуси. В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство  костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках. Культовое строительство в Беларуси в неоготическом периоде отличались единством стилевого, планировочного и объемно-пространственного решений, связанным с использованием особенностей планировки и конструктивного решения западноевропейского храма зального типа.

3 Каменные синагоги  в ходе эволюции их архитектуры  играли заметную роль в становлении  некоторых стилистических форм  в белорусском зодчестве: готико-ренессансных (Быхов, Пинск), барочных (Слоним, Столин, Друя и Клецк), классических (Воложин,  Витебск), разнообразных проявлениях  неоисторизма (Витебск, Минск, Могилев  и Гродно). Выразительной особенностью, несмотря на стилистические наслоения,  является стремление сохранить  традиционно-историческую оригинальную  основу, архитектурную специфику  синагоги, как конкретного типа  сакрального строения. В значительной  степени сохранение этой специфики  обусловилось жесткой организацией  внутреннего пространства, на базе  традиций. Деревянные синагоги в  целом сохраняли традиционную  объемно-пространственную композицию, несмотря на стилистические воздействия  и наслоения. Генезис некоторых  форм, в частности фланкирующих  башен, просачивается от истоков  оборонной архитектуры и его  видоизменения в целом понятны.

4 Строительство церквей староверами было строго запрещено. Согласно закону, старообрядческий молитвенный дом не должен был иметь никаких внешних признаков культа. Возведенные деревянные храмы в основном  были большими прямоугольными срубами с двухскатной кровлей, без колокольни и глав. Несмотря на отсутствие культовых признаков, храмы выглядели величественно благодаря точно выверенным пропорциям и монументальному масштабу сооружения. Фасады были украшены только сдержанным декором наличников окон и карниза кровли. Строителям храмов удалось в таких жестких условиях, скупыми художественными средствами решать сложную творческую задачу – создавать образ старообрядческого храма.

5 Технические достижения  в строительстве и архитектуре  XIX в. стали возможными благодаря росту металлургической промышленности.  А в связи с развитием железнодорожного транспорта  во второй половине века появилась возможность создания стальных строительных конструкций. Важным этапом в истории белорусской строительной техники явилось применение в конце XIX в. несущих конструкций из нового материала – железобетона. Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко;  нероманский стиль;  неоготика;  неовизантийский стиль;  неоклассицизм. Характерные черты архитектуры присущие данным стилям в Беларуси: обращение к автохтонным славянским и византийским корням; использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма; применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек; обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве

6 Модерн явился одним  из самых значительных стилей  в истории архитектуры, завершающих  XIX столетие и открывающих следующее.  В нем были использованы все  современные достижения архитектуры.  Модерн узнается везде своими  тянутыми контурами и линиями,  своей особой колористической  гаммой блеклых, пастельных тонов,  излюбленным рисунком лилий и  ирисов, своим общим духом, как  бы предвещающим декаданс. Признаки  и отличительные черты архитектурного  стиля Модерн в Беларуси: отказ  от традиционных архитектурных  форм (ордерные колонны, элементы  античного архитектурного декора), фасадов, традиционных композиционных  построений (симметричность, античная  ритмика); индивидуализация архитектурного  творчества, уникальность и запоминаемость  архитектурного образа; опора новой  архитектурной образности на  новые строительные материалы  (монолитный железобетон и бетон,  металл, стекло, керамика); применение  пластичных криволинейных форм  в симметрии как в построении  всей объемной композиции здания, так и в художественном образе  фасадов (рельефы и горельеф, кованый  металл); учет в разработке архитектурно-художественного  образа здания функциональной  целесообразности; противопоставление  художественной рукотворности декоративных  форм экстерьера и интерьера  стиля массовому воспроизводству.

7 Станислав Шабуневский (1868-1937) воплотил в застройке Гомеля начала XX века самые передовые градостроительные идеи того времени. Творения мастера, а это архитектурные жемчужины, украшающие ныне центральную часть Гомеля, по праву вошли в золотой фонд белорусской архитектуры. Его произведения (мужская гимназия, Орловский банк, Виленский банк, комплекс зданий гинекологической больницы, Дом коммуны и многие другие) не только объективно отражают историческую действительность национальной белорусской культуры конца XIX – начала XX в., но вводят нас в атмосферу острых, во многом противоречивых социально-политических событий, передают аромат эпохи.

Своим художественно-стилистическим почерком С. Шабуневский никогда  не отставал от времени. Вместе с тем  он не шел на поводу у «крайних»  авангардных новаторов, а держался за идеалы своего времени.  
Любопытны творческая эволюция зодчего, его поиски новых путей – от эклектики и стилизаторства к модерну, затем функционализму и конструктивизму, и снова к освоению классического наследия. Причем, как выявлено это происходило в соответствии с логикой художественного мышления зодчего, а также по особой художественной программе автора.

Как в дебютных работах, так  и в последних произведениях  наглядно отражаются художественно-этические  пристрастия, базировавшиеся на добротной  «классичности» петербургской архитектурной  школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Архитекторы Советской Белоруссии [Текст]: Биографический справочник Союза архитекторов БССР  /сост. В.И. Аникин [и др.]. – Мн.: Беларусь, 1991. – 260с.

2 Архітэктура Беларусі [Текст]: Энцыклапедычны даведнік. – Мн.: Беларусь, 1993. –658с.

3 Архітэктура Беларусі: Нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапескім кантэксцексце.Беларускае народнае дойлідства [Текст] / А.І. Лакотка; навук. рэд. А. І. Лакотка. У 4 т. Т. 4, кн. 1. – Мн.: Беларуская навука, 2008. – 495 с.

4 Беларусь у малюнках Напалеона Орды: Другая палова ХІХ стагоддзя[Текст]. – Мн.: Ураджай, 2001. – 310с.

5 Власов В.Г. Стили в искусстве [Текст] : Словарь: Архитектура, графика, декоративно   прикладное искусство, живопись, скульптура: В 3 т. / В.Г. Власов. Т. 1. – СПб.: Кольна, 1995. – 546с.

6 Воинов А.А. История архитектуры Белоруссии [Текст] / А.А. Воинов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1975. – 416с. 

7 Горбацкий А.А. Старообрядческие храмы Беларуси [Текст] / А.А. Горбацкий. – Мн.: Аверс, 2008.– 210с.

8 Горбацкий А.А. Старообрядчество на белорусских землях [Текст]: Монография / А.А. Горбацкий.– Брест, 2004.– 189с.

9  Гарбацкi А.А. Стараабраднiцтва на Беларусi ў пач. XVII –пач. XX cт. [Текст] / А.А. Гарбацкi. – Брэст, 1999.– 156с.

10 Горюнов В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера [Текст] / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Стройиздат, 1992. – 360 с.

11 Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Віцебская вобласць [Текст]. – Мн.:, 1985. – С. 410-440.

12 Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Гродзенская вобласць [Текст]. – Мн.:, 1986. – 441-486.

13 Искусство стран и народов мира: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство [Текст]: Краткая худож. энцикл.: В 5 т. – М.: Сов. энцикл., 1981. – Т. V. – 618с.

14 Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: (Опыт формологического анализа) [Текст] / В.В. Кириллов. – М.: Моск. унт, 1979. – 214 с.

15 Кишик Ю.Н. Градостроительная культура Гродно [Текст] / Ю.Н. Кишик.–Мн. : Беларуская навука, 2007. – 303с.

16 Кулагин А.Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Беларуси [Текст] / А.Н. Кулагин.  – Мн.: Беларусь, 1981. – 356с.

17 Кулагін А.М. Эклектыка [Текст]  /  А.М. Кулагін.  –Мн.: Беларуская навука, 2000. – 298с.

18 Лазука Б.А. Беларускае барока: гістарычна-тэарэтычныя праблемы стылю [Текст] / Б.А. Лазука. – Мн.: Беларусь, 2001. – 143с.

19 Локотко А.И. Архитектура европейских синагог [Текст] / А.И. Локотко. – Мн.: Ураджай, 2002. – 156с.

20 Морозов В.Ф. Гомель классический: Эпоха. Меценаты. Архитектура [Текст] / В.Ф. Морозов.  –Мн.: Тэхналогія, 1997. –391с.

21 Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство [Текст]. – М.: Сов. энцикл., 1986. – Кн. II. – 780с.

22 Праваслаўныя храмы на Беларусi [Текст] :Энцыклапедычны даведнiк.–Мн. :Беларуская энцыклапедыя, 2001.  – 596с.

23 Каталiцкiя храмы на Беларусi [Текст] : Энцыклапедычны даведнiк.–Мн. : Беларуская энцыклапедыя, 2000. – 480с.

24 Слюнькова И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси [Текст] / И.Н. Слюнькова. – М.: Прогресс-традиция, 2002. –  406с.

25 Чантурия Ю.В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины ХVІ - первой половины ХІХ в. [Текст] / Ю.В. Чантурия. – Мн.: Беларусь, 2005. – 473с.

26 Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии: Дооктябрьский период [Текст] / В.А. Чантурия. – Мн.: Вышэйшая школа, 1969. – 408с.

27 Чернявская Т.И. Памятники архитектуры Минска XVII – нач. XX веков [Текст] / Т.И. Чернявская, Е.Ю. Петросова. – Мн.: Наука и техника, 1984. –   400с. 

28 Чернатов В.М. Станислав Шабуневский [Текст] / В.М. Чернатов. – Мн.: Беларусь, 2005. –95с. 

Информация о работе Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв