Архангельск – город музыкальный

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, монография

Описание работы

В своей монографии я анализирую книгу Г.С. Щурова «Архангельск – город музыкальный». В этой книге описывается история и хронология музыкальной жизни, её основные события города Архангельска в период с 1918 по 1945 годы.
Я выбрал именно эту книгу, потому что с самого детства мои родители приучали меня к музыке, хоть я не стал играть на музыкальных инструментах, но у меня есть интерес к музыке. Часто посещая различные концерты и выступления. А поскольку сам я не из Архангельска, то мне было интересно узнать о его музыкальной жизни, проникнуться в его историю.

Содержание

Введение….........................................................................................................................3
1 Музыкальное образование в Архангельске……………..............................................4
1.1 Музыкальные классы........................................................................................4
1.2 Народная консерватория..................................................................................4
1.3 Общеобразовательная музыкальная школа со специальными классами I и II ступени............................................................................................................................4
1.4 Музыкальный техникум...................................................................................4
1.5 Архангельская государственная детская музыкальная школа.....................4
1.6 Соломбальская детская музыкальная школа..................................................5
1.7 Маймаксанская музыкальная школа...............................................................5
1.8 Архангельское музыкальное училище............................................................5
2 Музыкальное просвещение архангелогородцев…………………..............................7
2.1 Общество друзей камерной музыки................................................................7
2.2 Дом народного творчества...............................................................................7
2.3 Олимпиады музыкального искусства.............................................................8
2.4 Хоровая капелла клуба Октябрьской революции..........................................8
2.5 Лешуконский народный хор в Архангельске.................................................8
2.6 Детская музыкальная самодеятельность........................................................9
2.7 Северная филармония......................................................................................9
2.8 Симфонический оркестр................................................................................10
2.9 Струнный квартет...........................................................................................10
2.10 Северный русский народный хор................................................................11
2.11 Театр музыкальной комедии........................................................................11
3 Гастролирующие в Архангельске коллективы и исполнители................................12
4 Биографические материалы о музыкантах, организаторах музыкального просвещения и образования в Архангельске…............................................................13
Заключение…...................................................................................

Работа содержит 1 файл

монография.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     Во  время Великой Отечественной  войны работниками ДНТ была оказана  помощь солдатам. Были выпущены сборники песен и литературно-музыкальный монтаж «Наше дело правое». В августе 1941 года была создана методическая комиссия при ДНТ, которая оказывала постоянную консультативную помощь , помогала в подборе репертуара, готовила для военных музыкальных коллективов необходимую литературу, организовывала конкурсы. 

     2.3 Олимпиады музыкального искусства

     С массовым развитием самостоятельного творчества возникла новая форма  народных художественных праздников –  олимпиада.

     Олимпиады самодеятельного искусства помогали выявить уровень художественного развития северян, открывать новые таланты, укреплять материальную базу и расширять сеть учреждений культуры, собирать фольклорные материалы, создавать новые народные музыкальные произведения. С 1936 года начали проходить городские и народные олимпиады.  

     2.4 Хоровая капелла клуба Октябрьской  революции

     В Архангельске большой популярностью  пользовалась хоровая капелла клуба Октябрьской революции. Руководителем был П. В. Аристов.

     Хоровая капелла выступала перед рабочими лесозаводов, стахановцами, железнодорожниками станции Исакогорка, речниками, моряками, красноармейцами и учащимися.  

     2.5 Лешуконский народный хор в  Архангельске

     Лешуконский народный хор был организован  в 1935 году М.Н. Мякушиным. Первыми участниками стали одиннадцать жителей Лешуконского района, в разное время приехавшие в Архангельск. Оригинальное исполнение им песен, природные музыкальные способности исполнителей, старинные костюмы выступающих – все это привлекло большое внимание музыкальной общественности города к коллективу. 

     Итак, в 30-е годы музыкальная самодеятельность совершенствовалась и развивалась. Было проведено большое количество олимпиад. Многие коллективы получили общественное признание.

     В годы великой Отечественной войны участники коллективов выступали в воинских частях, на боевых кораблях,  на призывных пунктах, в госпиталях, перед тружениками города. 

     2.6 Детская музыкальная самодеятельность

     В 30-е годы большую роль в музыкальном  просвещении города играли школы. В городе практиковались «трехдневки школьной музыки». В первый день проводились демонстрации, в которой принимали участие ученики всех школ Архангельска, во второй день проходил концерт детской самодеятельности, в третий  школьные музыкальные коллективы выезжали в рабочие районы с концертами. Эти мероприятия стали очень популярны в городе. Они были смотрами детской музыкальной самодеятельности.

     Органы  культуры придавали большое значение проведению смотров и олимпиад детской  художественной самодеятельности.

     Когда началась Великая Отечественная  война, детское музыкальное творчество получило свое выражение в иных формах. Составы школьных  агитбригад выступали в воинских частях, в госпиталях. При этом многие школьники еще трудились на производстве, помогали тушить зажигалки, сброшенные на город врагом.  

     2.7 Северная филармония

     3 июля 1937 года в Архангельске открылась  государственная филармония как  центр пропаганды музыкального  искусства в городе и области.  Ее директором назначили  Е.В. Златорунского.

     В начале в Северной филармонии работали симфонический оркестр, струнный квартет  и два солиста-вокалиста.

     Перед Великой отечественной войной в  филармонии прекратил работу симфонический  оркестр. Летом 1942 года при филармонии был открыт Театр эстрады и миниатюр. В годы войны артисты филармонии входили в состав бригад, которые давали концерты в архангельских госпиталях и постоянно выезжали на Карельский фронт для выступлений в воинских частях, выступали на военных кораблях. Артисты филармонии завоевали признание на фронте и в тылу. За заслуги перед Родиной многие артисты были награждены медалями. 

     2.8 Симфонический оркестр

     Симфонический оркестр был создан при Северной филармонии. Первый руководитель –  чешский дирижер Роберт Брок. Оркестр  состоял из высококвалифицированных музыкантов.

     В течение трех лет симфонический оркестр приобщал архангелогородцев к классической и камерной музыке, благодаря ему повысился музыкальный кругозор северян.

     По  неизвестным причинам (по архивным документам до сих пор не удалось их установить) осенью 1940 года оркестр прекратил свою деятельность.

     Решением  Архангельского облисполкома от 27 сентября 1940 года симфонический оркестр объявлялся расформираванным. 

     2.9 Струнный квартет

     1 января 1938 года начал работу струнный  квартет, организованный при Архангельской государственной филармонии. В него вошли: С.И. Памфилов – первая скрипка, М.М. Аренсон – вторая скрипка, Н.И. Ливанов – виолончель, А.Ф. Гельфман  - виолончель. Вначале квартет был в составе симфонического оркестра, затем стал самостоятельным коллективом. Состав изменился: С.И. Памфилов – первая скрипка, М.М. Аренсон – вторая скрипка, Г.С. Введенский – виолончель, А.Ф. Гельфман  - виолончель  В его репертуар входили классические произведения.

     Струнный  квартет постоянно гастролировал по стране.

     В 1940 году квартет получил новый  статус – «Струнный квартет имени  Н.А. Римского-Корсакова Архангельской  государственной филармонии».

     В начале Отечественной войны квартет  распался. Два члена (Алексеев и Введенский) ушли на фронт. Виолончелист Гельфман погиб при обслуживании фронтовых воинских частей.

     Свою  деятельность квартет начал в 1944 году с вновь измененным составом – вместо погибшего А.Ф. Гельфмана на виолончели играл А.С. Введенский.

     Струнный  квартет им. Н.А. Римского-Корсакова получил признание не только в России, но и во многих других странах мира. 

     2.10 Северный русский народный хор

     В сохранении старинного песенного и  музыкального фольклора большое  значение имела деятельность созданного при Архангельской филармонии самодеятельного этнографического Ансамбля северной песни и танца, в составе 45 человек, под руководством А.Я. Колотиловой. В хоре пели работницы заводов и фабрик, не порывая с основной профессией.

     Ансамбль  начал свою деятельность в 1938 году.

     1 мая 1940 года Ансамбль песни и пляски Севера был переименован в «Народный хор северной песни».

     В начале войны коллектив приступил  к подготовке репертуара с патриотическими  песнями. В первый год войны хор девять месяцев находился в поездках, выступали с концертами на производстве, на фронте. За три года Северный хор дал свыше 1100 концертов. 

     2.11 Театр музыкальной комедии

     В марте 1936 года начал работу Северный краевой театр музыкальной комедии.

     Менее двух лет он просуществовал в Архангельске. В течение этого времени коллектив находился в стадии становления, менялись режиссеры и дирижеры, общий уровень был невысокий. Это и послужило основанием для закрытия театра. При рассмотрении этого события необходимо принять в сведение то, что во второй половине 30-х годов обострилась борьба со всякими проявлениями «буржуазного искусства», поэтому театр музыкальной комедии «не вписывался» в систему пролетарского искусства.

     Вывод

     В этой главе автор рассказывает о  различных коллективах и учреждениях, которые играли большую роль в просвещении архангелогородцев. Именно эти коллективы и учреждения были главными источниками знаний для жителей Архангельска в области классической музыки, народных песен и фольклора,  детского творчества. Даже во время войны большинство учреждений и коллективов не прекращали работу и, не жалея себя, работали на благо Родины: давали концерты на фронте и в тылу, тем самым поднимая моральный дух солдат и трудящихся.

     Проблема, поднятая в данной главе автором, показывает, насколько важным было для людей присутствие музыкального искусства в сложные годы войны. Однако советские власти не оказывали должного внимания этой области в Архангельске: недостаточное финансирование, угнетение некоторых  музыкантов по причине «не соответствия» их творчества советской идеологии, нехватка помещений, кадров. 

     3 Гастролирующие в Архангельске коллективы и исполнители 

     В музыкальном просвещении и художественном воспитании широких народных масс центральные и местные органы власти большое значение придавали гастролирующим музыкальным коллективам и отдельным музыкантам-исполнениям. В их репертуар, прежде всего, включались шедевры мировой музыкальной классики, произведения патриотического характера. Гастрольные выступления проходили и в центральных районах, и на окраинах России.

     Значительными событиями в музыкальной жизни города были гастроли знаменитых артистов. По предложению местных органов власти они приглашались для выступлений перед рабочими, государственными служащими, военнослужащими, учащейся молодежью. Большим успехом пользовались певцы (Ирма Яузен, братья Китаины), Музыканты (Б.С. Троянский – балалайка, Вера Чернецкая - пианино), коллектив Большого театра.

     На  рубеже 30-х годов, когда в стране обострилась борьба за власть, усилилась  идеологическая обработка населения. В области музыкального искусства  это выразилось в негативном отношении органов культуры к так называемым «видам буржуазного искусства» - оперетте, музыкальной эстраде.

     В середине 30-х годов политическая и идеологическая ситуация в стране начала стабилизироваться. Музыкальная  жизнь города этих годов была очень насыщенной. На концертных площадках выступали крупнейшие коллективы страны, выдающиеся советские вокалисты и музыканты.

     В начале войны в Архангельске почти  прекратились гастроли. Однако редкие выступления артистов радовали архангелогородцев (1942 – пианист Соколов, 1943 – выступление джаз-оркестра, ансамбля «Кантеле», пинистов, скрипачей, 1944 – выступление тенора Д.Г. Бадридзе, сопрано А.А. Тихоновой, 1945 – скрипач М. Гольдштейн, Лидия Русланова, бас Платон Цасевич). 

     Вывод

     В 1918-1945 годы в музыкальной жизни Архангельска большую роль сыграли гастрольные выступления. Многие Артисты представляли в своем исполнении классические, народные и современные музыкальные произведения. Благодаря им музыкальная жизнь Архангельска обогащалась.

     4 Биографические материалы о музыкантах, организаторах музыкального просвещения и образования в Архангельске 

     Музыкальная жизнь Архангельска в период с 1918 г. по 1945 г. связана с деятельностью  плеяды музыкантов – профессионалов и любителей музыки, многие из которых были прекрасными организаторами музыкального дела  и активными пропагандистами инструментального и хорового искусства в городе.

     В своей творческой деятельности они  достигали высоких результатов, несмотря на то, что им приходилось  работать в сложнейших условиях в годы интервенции и антибольшевистского движения, в период строительства социализма, когда Советская власть проводила жесткую классовую политику в области искусства, в годы Великой Отечественной войны.

     В эту плеяду входил ряд замечательных  людей: Максим Михайлович Аренсон (23.06.1903 – 30.03.1965) – скрипач, участник струнного квартета им. Римского-Корсакова, руководитель музыкальных коллективов, педагог. Пантелеймон Васильевич Аристов (1898 - 1977) – хоровой дирижер, хормейстер Северного русского народного хора и Ансамбля песни и пляски Беломорского военного округа, самодеятельный композитор. Иван Константинович Казаков (1899 - 1945) – баянист-виртуоз, солист Русского народного хора и Архангельской филармонии. Борис Александрович Князев (1898 - 1884) – виолончелист, дирижер, педагог, музыкальный деятель, директор Архангельского музыкального училища. Антонина Яковлевна Колотилова (1890 - 1962) – основатель и руководитель Северного русского народного хора, народная артистка России. Петр Федорович Кольцов (1904 - 1981) – композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель, художественный деятель, художественный руководитель Архангельской филармонии, член Союза советских композиторов, член Музфонда СССР. Василий Александрович Петровский (1887 - 1948) – хормейстер, директор музыкальной школы №1, педагог, самодеятельный композитор, музыкальный деятель. Николай Павлович Румянцев (1906 – 1973) – организатор и дирижер оркестров русских народных инструментов, первый директор Соломбальской музыкальной школы, педагог. Александр Семенович Тевлин (1892 - 1969) – скрипач, педагог. 

Информация о работе Архангельск – город музыкальный