Английский пуританизм XVII в. Как революционная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:03, реферат

Описание работы

XVI в. ознаменовался широким и сложным по своему социальному содержанию и составу участников, общественно-политической идеологии, движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер, которое охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. Этим движением стала реформация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Возникновение пуританизма…………………………………………………..5
II. Идеология пуританизма…………………………………………………..…..9
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

реферат по Новой истории.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

         «Избранник  божий» уже не может отпасть от «благодати» — все, что он предпринимает, он делает во «славу божию», с другой стороны, отверженному уже никакие  «добрые дела» не помогут умилостивить небо.

         Так, поставив верующего лицом к лицу с богом, кальвинизм освободил его  от всех земных связей и прежде всего  от власти католической церкви, вся  моральная сила которой была основана на том, что она Дарует верующему  спасение.

         Ответ на вопрос «об избрании» был дан прежде всего на английской почве: он воплотился в учении о так называемом «светском призвании». Это учение, являющееся по существу своеобразной религиозной санкцией всех узурпаций и насилий буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, воочию свидетельствует о том, выражением каких и чьих земных интересов явился английский пуританизм.

         Согласно  этому учению «спасение» Совершается  не без ведома и не без участия  верующего. Никто не «спасается»  против его желания. «Избранный» ощущает «милосердие» божие еще здесь, в земной жизни, и поэтому преуспевание в этой жизни может служить свидетельством «спасения» в той. Отсюда следовал вывод, что, чем энергичнее верующий преследует свое «земное призвание», удачливее ведет свое предприятие, торговлю, чем более он богатеет, тем очевиднее свидетельство его «избранности».

         Таким образом, если догмат о предопределении  только отражал «неисповедимую»  стихию хозяйственной деятельности, то успех этой деятельности в конечном счете стал рассматриваться как воля божья, как признак «избрания».

         Отсюда  те качества пуритан, которые рождали, с одной стороны, неразборчивость  в средствах обогащения, беспощадную  жестокость по отношению к бедным, как «презренным» и «отверженным», и, с другой стороны,— упорство и целеустремленность, самоотверженность и вдохновение, мужество и неустрашимость — качества, которые в глазах феодальной эпохи были несовместимы с «подлыми душами» простонародья.

         Такова  в зародыше идеология буржуазного  индивидуализма. Силы индивидуума развязываются для достижения индивидуального блага любой ценой. От общества лишь требуется невмешательство в эту волчью «войну всех против всех».

         Выражением  тех же реальных потребностей буржуазии  был и основной социально-этический  принцип пуританизма — «воздержание».

         Пуританин приносит потребности своей плоти  в жертву не идеальному божеству, а  золотому фетишу. Он живет бедно, чтобы  умереть богатым, он отрешается от «меньшего  блага» — мимолетной роскоши ради достижения «большего блага» — возможности  капиталистического накопления.

         Чтобы удержать у себя деньги как капитал, он препятствует их растворению в  средствах потребления. «Но, с другой стороны, он может извлечь из обращения  в виде денег лишь то, что он дает обращению в виде товара. Чем больше он производит, тем больше он может продать. Трудолюбие, бережливость и скупость — вот, следовательно, его основные добродетели; много продавать, мало покупать — в этом вся его политическая экономия».

         Одним словом, этика пуританизма противопоставляла  потребляющему богатству феодалов производящее богатство буржуазии.

         В этой связи стоят и основные обрядовые  требования пуритан — изгнание из церкви всего, что напоминало роскошь  и богатство римско-католического  «язычества», икон и скульптур, цветных  стекол и дорогостоящих алтарей, покрывал и священнических облачений, музыки и песнопений, т.е. абсолютно всего, что противоречило буржуазному идеалу «дешевой церкви».

         Еще более практическое значение имели  организационные расхождения пуритан  с англиканской церковью.

         Как уже указывалось, англиканская епископальная церковь при Елизавете стала инструментом королевской политики. Отсюда стремление пуритан выбить из рук короны это орудие, подчинить его интересам буржуазно-дворянской оппозиции.

         К этому в основном и сводятся организационные принципы пуританской церкви, изложенные профессором Кембриджского университета Картрайтом в сочинении «Наставление в вере» и известные под названием пресвитерианства.

         Вместо  клириков, находящихся под контролем  епископов, назначаемых королем, Картрайт требовал проведения в жизнь принципа выборности проповедников общинами верующих, управляющихся пресвитерами — старшинами из среды «лучших людей», т.е. наиболее богатыми членами общины. Точно также власть епископов должна была перейти к консисториям — советам, состоящим из пресвитеров и проповедников ряда общин.

         Таким образом, вместо церкви, контролируемой короной, пресвитериане требовали  церковь, контролируемую буржуазией и  новым дворянством.

         Основой пресвитерианства было учение Августина  о церкви, воспринятое и переработанное Кальвином, как «государстве божьем церкви Христа», как институте, совершенно независимом от светского государства и его правителей. Такая церковь наставляла как подданных, так и государей. Перед богом все равны «во грехе» и, следовательно, в одинаковой мере нуждаются в его милосердии. Это равенство и легло в основу церковной организации; верующие сами избирали тех, кто будет наставлять их в делах веры. На таких же началах выборности строились областные и центральные синоды.

         Принцип выборности был для пресвитериан средством подчинить церковь интересам антикоролевской оппозиции, а вовсе не средством истинной демократизации церкви. Пресвитериане добивались не народной церкви, а власти буржуазно-дворянской церковной олигархии. Пресвитеры и проповедники становились не только последней инстанцией в толковании писания, но и судьями над моралью и образом жизни верующих; вместе с тем они притязали на контроль над общественной жизнью и стремились подчинить себе государство.

         Таким образом, все должно было свестись к замене «высокой» королевской епископальной церкви церковью, угодной буржуазно-дворянской олигархии.

         Этой  угрозе установления новой церковной  автократии взамен старой уже в 90-х  годах XVI в. в лоне самого пуританизма  были противопоставлены организационные принципы проповедника Броуна, сделавшего гораздо более радикальные выводы из учения Кальвина. Эти принципы стали известны впоследствии под названием индепендентства.

         Роберт  Броун, капеллан герцога Норфокского, изложил свои принципы реформации в сочинении «Об образе жизни истинных христиан» (1582). Броун решительно осуждал всякую церковь, берущую свое начало от государства.

         При одинаковом «избрании» немыслимо одному предписывать веру другому, не может  быть и речи о преимуществах духовенства  и еще меньше — об авторитете светской власти; нет различия между духовными и мирянами. Броун полностью отвергал значение внешних форм религиозной жизни, общепринятых средств благочестия. Всякая предписанная, заранее установленная молитва считалась богохульством, отрицанием «духа святого», печать которого лежит на устах у каждого верующего. Следовательно, броунизм был своеобразным отражением структуры буржуазного общества; отсюда признание индивидуума началом и концом всякой общественной, а следовательно, и церковной организации.

         Отождествляя, таким образом, общину верующих с  «церковью избранных», Броун отвергал всякую власть над ней иначе как  по свободному и прямому волеизъявлению общины. Броун отвергал также безусловность  чьего либо авторитета внутри общин, оспаривая власть пресвитеров. Общиной должна управлять воля самих верующих, выраженная решением большинства.

         В учении последователя Броуна — Робинзона  броунизм превратился в конгрегационализм. Каждая община признает над собой  только власть Христа, от всех же других, как церковных, так и светских, властей она свободна и независима.

         Конгрегационализм являлся, с одной стороны, выражением протеста против угрозы тирании пресвитерианства, с другой — он пытался придать  индепендентству определенную организационную форму, так как последовательные выводы из его учения грозили уничтожением всякой церковной организации.

         В итоге совершенно очевидно, что взгляд на пуританизм как на течение чисто  реформационное, оставляет нераскрытым  его подлинное содержание. Пуританизм не мог, как мы видели, противопоставить англиканству ничего принципиально отличного, кроме чисто внешних атрибутов веры, кроме другой организации церкви. Именно поэтому пуританизм долго развивался как течение внутри самой англиканской церкви, не порывая с ней, и поэтому стремился только к ее «очищению» от остатков католических суеверий. Отсюда самое его название «пурус» (лат.) — чистый. 

Заключение

         Пуританизм  и, зародившиеся в его недрах течения  сыграли большую роль, как в  общественном, так и в религиозном  сознании англичан. Пуританизм, впитал в себя идеи кальвинизма, который дал буржуазии идеологическое оружие и организационные формы в революционной борьбе с феодализмом, содержал религиозное оправдание буржуазной морали. Получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Так, пуританизм, проповедовал мирской аскетизм, который выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней.

         Помимо  изменения религиозного сознания, пуританизм сыграл огромную роль, в качестве религиозной  идеология буржуазии эпохи первоначального  накопления капитала, и в организации  Английской буржуазной революции XVII в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Лавровский В. М., Барг М. А., Английская буржуазная революция. – М., 1958 г.
  2. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. — М., 1959.
  3. Татаринова К.И. "Очерки истории Англии" М., 1958
  4. Эрл Кернс «Дорогами христианства». Глава 30. Реформация и пуритантизм в Англии

Информация о работе Английский пуританизм XVII в. Как революционная идеология