Анархизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. В наиболее общем виде анархизму можно дать следующее определение, анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4
1) определение понятия «анархизм»………………………………….6
2) семь базовых принципов анархизма……………………………….8
3) рождение анархизма в России…………………………………….12
4) борьба марксизма и анархизма…………………………………...19
5) современный анархизм……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Семестровая работа по ГМУ.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение……………………………………………………………….. 4

1) определение  понятия «анархизм»………………………………….6

2) семь базовых  принципов анархизма……………………………….8

3) рождение анархизма  в России…………………………………….12

4) борьба марксизма  и анархизма…………………………………...19

5) современный  анархизм……………………………………………30

Заключение……………………………………………………………31

Список использованной литературы………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Элементы  анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. В наиболее общем виде анархизму  можно дать следующее определение, анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая  своей целью, по мнению анархистов, общественные отношения и институты  должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения  и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

     Анархизм, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.

     Целью данной работы является изучение сущности анархизма, истории его возникновение  и развития, а так же рассмотрение деятельности последователей анархизма и как она повлияла на развитие политической науки в дальнейшем.

     Для установления цели необходимо выполнить  следующие задачи:

     1) дать определение понятию «анархизм»;

     2) рассмотреть семь базовых принципов  анархизма;

     3) проследить рождение и развитие  анархизма в России;

     4) проанализировать борьбу марксизма  и анархизма;

     5) рассмотреть современный анархизм;

     При написании семестровой работы использовались различные учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, методическая литература, а так же интернет источники.

     Проблема, которая рассматривается в данной работе, многогранна и актуальна, а, следовательно, требует проведения подробного анализа всех  исторических факторов и концепций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Определение понятия «анархизм»
 

     Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

     Антигосударственность является неотъемлемой и главной  чертой, отличающей анархизм от всех других социалистических теорий. Антигосударственность  является тезисом напрямую и непосредственно  действующим и всегда является ясно и четко выражаемым и непосредственно  действующим.

     Без каких-либо оговорок в тактике, стратегии, общественный институт под названием  государство должен быть уничтожен, без какого-либо перехода в виде его “отмирания”. Анархисты никогда  не боролись, не борются, и не будут  бороться за захват государственной  власти – это является аксиомой. Критики анархизма, по причине последовательной антигосударственнической позиции, провозглашающие  его, таким образом, утопичным, не желают просто понять суть его социальной философии. Антигосударственность  -  это способ либертарного мышления. Это его цель, но цель ни как таковая, а лишь постольку, поскольку государство  есть главное препятствие на пути к уничтожению эксплуатации и  угнетения. Впервые в истории  государство о себе заявляет, когда  появляются нормотворческие и законотворческие акты, которыми группа людей закрепляет за собой право исполнять судебно-правовые функции в обществе. Предпосылки  для подобного закрепления появляются после разложения первобытной общины – после “неолитической революции” и как следствие этого –  появления больших поселений  людей, в которых и начинает развертываться современное общество и дремлющие  до этого в малых общинах процессы материальной дифференциации, усложнения духовной культуры и т.д. В среде  собравшихся в некую критическую  массу людей, как разумных биологических существ, запускаются процессы самоорганизации складывания нового общества. Налоги, дружина, князь и взаимные  поборы сильных общин слабыми еще ни сколько не свидетельствуют о появлении государства, а лишь могут характеризовать появление некоторых предпосылок для его возникновения. В современном обществе правозащитное движение (особенно радикальная его часть) как бы ни стояла близко к анархизму, на самом деле никогда анархизмом не станет, потому что суть государства оно представляет однобоко, выступая лишь за полное изъятие из ведения государства в руки общества судебных функций, упуская из вида законодательные функции и сам способ организации власти.

     Главная философская же посылка анархизма  это – личность.

     Личность  – это особая категория в философии  анархизма. Это не некий абстрактно взятый человек, как в иных гуманистических  философиях, в которых он, по сути дела, выступает как некий положительный  собирательный образ, живущий и  постепенно преобразующий мир вокруг себя (большинство атеистов, являющихся государственниками отвечают на вопрос “во что вы верите” – “я верю в человека и в его добрые намерения”), это и не категория психологии, характеризующая определённый этап развития психики.

     Анархизм  даже не борется как движение за освобождение личности, потому что  общественно-политическое движение не может ставить себе таких абстрактных  целей. Анархизм как социально-политическое движение борется за уничтожение  эксплуатации и угнетения в обществе.

           Что касается исторической подоплёки возникновения анархизма, то он, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др. 
 

     
  1. Семь базовых  принципов анархизма

         Теория  анархизма предусматривает следующие  принципы:

    • отсутствие власти
    • свобода от принуждения
    • свобода ассоциаций
    • взаимопомощь
    • разнообразие
    • равенство
    • братство

     Остановимся на каждом из принципов поподробнее.

         Отсутствие  власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц  не будут навязывать своё мнение, желание  и волю другим лицам. Это же подразумевает  отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного  правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором  все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы  вплоть до полного единообразия. Как  раз наоборот, анархизм призывает  к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный  подход к решению проблем и  потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

         Свобода от принуждения предполагает отказ  от принуждения одних людей другими, к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

         Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах  возможны любого рода ассоциации для  удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися  людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

         Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда  для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые  касаются общества в целом, а также  осуществления проектов, которые  затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу  вверх, а не наоборот, как это имеет  место быть в современном мире.

         Если  будет необходимость в крупных  организациях, например по сбору и  утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных  ресурсов, организации промышленного  производства, энергоснабжения и  чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с  широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата)

         Два последующих принципа взаимосвязаны.

         Взаимопомощь  — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда  каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный  путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.

         Разнообразие  — залог наиболее полноценной  жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская  организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных  только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейеризации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

         Анархизм  возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный  контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают  данный контроль, вроде бы не давая  возможности такому строю, как анархизм.

         Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между  заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях всё равновозможен.

         Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также  равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

Информация о работе Анархизм в России