Александр Колчак

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:50, доклад

Описание работы

Александр Васильевич — родом из дворян; родился в семье штабс-капитана морской артиллерии, в дальнейшем генерал-майора, военного инженера В. И. Колчака. Окончил Морской кадетский корпус (1894), произведен в мичманы. В 1894-1900 годах служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати.

Работа содержит 1 файл

ист.docx

— 16.09 Кб (Скачать)

Александр Колчак родился 16 ноября (4 ноября по старому стилю) 1874 года, в  селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.

 

Военный и географ

 

Александр Васильевич — родом из дворян; родился в семье штабс-капитана морской артиллерии, в дальнейшем генерал-майора, военного инженера В. И. Колчака. Окончил Морской кадетский  корпус (1894), произведен в мичманы. В 1894-1900 годах служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением  гидрологии и океанографии, начал  публиковаться в научной печати.

 

В 1900 году Александр Колчак был  откомандирован в распоряжение Академии Наук. Участник Русской полярной экспедиции (РПЭ) барона Эдуарда Васильевича  Толля 1900-1902 годов, один из островов Карского моря был назван в честь Колчака (ныне остров Расторгуева); в 1903 году возглавил поиски Толля, не вернувшегося с острова Беннета; на собаках, затем на вельботе совершил рискованный переход от бухты Тикси до острова Беннета, нашел следы пребывания и научные материалы Толля, но убедился в его гибели. По итогам РПЭ опубликовал ряд специальных работ, главная из которых — «Лед Карского и Сибирского морей» (СПб., 1909).

 

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной  ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился  возвращения в Морское ведомство  и направления в Порт-Артур, где  командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения  при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 года вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

 

В 1905-1906 Александр Колчак приводил в порядок материалы Русской  полярной экспедиции (они были столь  обширны, что публиковались до конца 1920-х годов); в 1906 году он был избран действительным членом Русского Географического  общества и награжден его большой  золотой Константиновской медалью  за «выдающийся и сопряженный  с трудом и опасностью географический подвиг». Александр Васильевич стал одним из основателей и председателем полуофициального Военно-морского офицерского кружка в Петербурге, ставившего своей задачей воссоздание и реорганизацию на научной основе русского флота. Участвовал в разработке записки о создании Морского генерального штаба.

 

С образованием в 1906 году Морского Генштаба Александр Васильевич стал одним  из первых его сотрудников, занимался  разработкой оперативно-стратегических планов на главном, балтийском театре предполагаемых боевых действий, занимался  разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной  Думе в качестве эксперта по военно-морским  вопросам. В 1908 году перешел в Морскую  академию. В 1907-1910 годах занимался подготовкой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (официально учреждена в августе 1910 года), одной из задач которой было исследование Северного морского пути. В 1909-1910 годах экспедиция, в составе которой А.В. Колчак командовал ледокольным транспортом «Вайгач», совершила переход из Балтийского моря через Индийский океан во Владивосток, а затем — плавание по направлению к мысу Дежнева, что стало его последней экспедицией в арктические моря. С 1910 года начальник балтийского оперативного отдела Морского Генштаба, занимался также разработкой судостроительной программы России, сочетая это с преподаванием в Морской академии.

 

В действующем флоте. Первая мировая  война

 

С 1912 года Александр Колчак был  в действующем флоте; командир эсминца  на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном  оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой войны Колчак руководил минированием входа в Финский залив, Данцигской бухты, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

 

С сентября 1915 года командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 года произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»). Усилил минирование портов противника, флот под его руководством практически заблокировал выход германских и турецких судов в Черное море.

 

Жизнь Колчака после Февральского переворота

 

Февральская революция поначалу меньше отразилась на Черноморском флоте, чем  на других российских флотах. Колчак сам  сообщал матросам о ходе событий  в Петрограде; 5 марта 1917 года приказал провести парад и молебен по случаю победы революции; вывел флот в море, чтобы продемонстрировать противнику, что он сохраняет боеготовность. Однако под влиянием агитации посланцев  «Кронштадтской республики» и общего развития событий в стране делегатское собрание севастопольских матросов, солдат и рабочих 6 июня приняло решение обезоружить офицеров, а Колчака отстранить от должности. Колчак демонстративно выбросил свой кортик в море, заявил о своей отставке и 8 июня выехал в Петроград. В эти дни он писал своей возлюбленной А. В. Тимиревой: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший дикий неспособный выйти из психологии рабов народ этого не захотели» (Минувшее. Вып.1. М.,1990. С.172).

 

В Петрограде на заседании Временного правительства Александр Васильевич Колчак обвинил его в развале  армии и флота. Уже тогда стал рассматриваться либерально-консервативными  кругами общества как возможный  кандидат в диктаторы. В августе  выехал во главе российской военно-морской  миссии, с остановкой в Англии, в  США, где пробыл до середины октября, делясь с американцами своим боевым опытом и знакомясь с их военно-технической  подготовкой.

 

В ноябре Колчак прибыл в Йокогаму (Япония), где узнал о намерении большевиков заключить мир с Германией. В декабре обратился с просьбой принять его на английскую военную службу. В январе 1918 года отправился на Месопотамский фронт, однако по дороге был возвращен из Сингапура и по просьбе российского посланника в Китае Н. А. Кудашева отправился в Пекин, был избран в правление Китайско-Восточной железной дороги и отбыл в Харбин. В апреле-сентябре 1918 года Александр Колчак пытался сформировать объединенные вооруженные силы на КВЖД для борьбы с «германо-большевиками», но натолкнулся на сопротивление японцев и их ставленника атамана Григория Михайловича Семенова.


Информация о работе Александр Колчак