Александр II

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, доклад

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ исторического портрета Александра II.
В российской истории Александра II называют царем-осво-бодителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским само-державием А.И.Герцен.

Содержание

1 Александр II: исторический портрет………………………………… 5
1.1 Воспитание и характер императора………………………………… 5
1.2 Александр II и начало преобразований…………………………… 12
1.3 От первой до последней любви Александра II…………………… 15
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

1 Александр II.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

1 Александр II: исторический портрет………………………………… 5

1.1 Воспитание  и характер императора…………………………………  5

1.2 Александр II и начало преобразований…………………………… 12

1.3 От первой  до последней любви Александра II…………………… 15

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….25

Введение

Целью данной работы является изучение и анализ исторического  портрета Александра II.

В российской истории  Александра II называют царем-осво-бодителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским само-державием  А.И.Герцен.

Судьбой и историей Александру II было предначертано сыграть  роль реформатора российского государства. Насколько удачно он справился с  этой задачей, можно судить - по высказываниям  авторов, работы которых представлены в списке литературы. Их то-нальность  самая разнообразная - от хвалебно восторженных воспоми-наний мемуаристов-монархистов  до уничтожительно - анти-монархических. Но существует и другая литература, в которой обстоятельно анализируются  причины непоследовательности преобразований Александра II, носившие как объективный, так и субъективный характер. К  числу этих работ можно отнести  исследования историков конца XIX -- начала XX в. В.О.Ключевского и АА. Корнилова. Их блистательные по точности и наблюдательности характеристики императора и его  ближайшего окружения позволяют  понять, что трудный ход реформ обуславливался не только мнитель-ностью и нерешительностью Александра II, но и сопротивлением реак-ционного дворянства. Эта же мысль рефреном проходит в  воспомина-ниях С.Ю.Витте. По мнению этого  видного русского деятеля, ре-формы  Александра II сделали возможным  осуществление прав и обязанностей, верноподданных на основе закона, а  не чьего-либо усмотрения. Уже только этим определяется величие императора в русской ис-тории.

Актуальность  данной темы обусловлена неугасающим  интересом к личности Александра II.

Среди основных задач можно выделить следующие:

Рассмотреть воспитание и характер императора;

Проанализировать  внешнюю политику в период царствования Александра II.

В качестве теоретической  базы были использованы работы В.Ключевского, Л. Ляшенко, Эйдельмана Н. и других авторов. Данные работы позволили дать более  качественную оценку в области правления  императора Александра II.

1 Александр II: исторический  портрет

1.1 Воспитание и характер  императора 

Великий князь  Александр Николаевич родился 17 апре-ля 1818 года в Москве, в доме митрополита  Платона при Чудовом монастыре  в Кремле. Чудов монастырь был  основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь  располагалось греко-латин-ское училище. Отцом Александра был третий сын  импера-тора Павла I великий князь  Николай Павлович, матерью -- дочь прусского  короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного  крещения, необходимого для свадьбы  с Николаем Павловичем, Александрой  Федоровной. Она доводилась племянницей  и крестной дочерью англий-ской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а зна-чит, являлась родственницей  будущей главы Великобрита-нии  королевы Виктории. Однако к радости  родителей Саши примешивалась из-рядная доля грусти, объясняемая предчувствием  неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, -- вспо-минала Александра Федоровна, -- я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович) целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федо-ровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счас-тье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это малень-кое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.[8;40]

201 орудийный  залп и плошки повсеместной  иллюмина-ции возвестили москвичам  о рождении будущего наследни-ка  престола, положив начало соответствующим  торжествам по городам и весям  Российской империи. Крещение  ново-рожденного произошло в церкви  Чудова монастыря, где в свое  время крестили детей Ивана  Грозного и Алексея Ми-хайловича  (в том числе и преобразователя  России Петра Ве-ликого). В первые  годы своей жизни Саша попал  в ласковые руки женщин: его  воспитательницами стали Ю. Ф.  Барано-ва и Н. А. Тауберг,  а боннами (то есть нянями) -- М. В. Коссовская и А. А.  Кристи (тезка знаменитого автора  детектив-ных романов действительно  была англичанкой, что не уди-вительно, поскольку именно англичанки  считались в то вре-мя лучшими  няньками в мире). До шестилетнего  возраста жизнь великого князя  не была обременена чрезмерными  за-ботами. Зимой он жил с родителями  в Аничковом дворце, а летом  выезжал в Павловск к бабушке  Марии Федоровне, ко-торая успешно  командовала маленьким внуком. Впрочем,  эта властная и решительная  дама считала себя главой клана  Романовых и стремилась, с большим  или меньшим успехом, руководить  ими всеми. Жены Александра  и Николая Павло-вичей перед  ней трепетали, можно представить  себе, как воспринимал ее команды  маленький Николаевич.

С шестилетнего возраста компания воспитателей велико-го князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был  назначен Карл Карлович Мердер, ротный ко-мандир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслужен-ного офицера  и работавший вместе с ним над  образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и  живая чувствительность, соединенные  с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души -- тако-вы отличительные  черты его характера». Сестра нашего ге-роя, Ольга Николаевна писала о  Мердере в своих воспоми-наниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал  матери, он просто принадле-жал Семье: действительно драгоценный человек!».[8;41]

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и  приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно  гарцевал на парадах и разводах, отда-вая звонким голосом команды  гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ог-раничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России все-го драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое вели-кое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он (наследник. -- Л. Л.) будет считать единствен-ным наслаждением -- помогать несчастным».

В своем желании  пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был  ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее круп-нейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Алексан-дре Николаевиче  образец нравственного совершенства. С самого раннего возрас-та на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ни-ве служения отечеству поистине геркулесовы  подвиги, буду-щий император оставался  скромным гражданином и челове-ком. Наследники же пре-стола, прислушиваясь  к подобным пожеланиям, пытались сопоставить  их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при  этом испытывали -- то ли гор-дость от своего положения, то ли ужас от невозможности  исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получи-ли конкретное воплощение, особенно после  воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской пло-щади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло  остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью  и бабушкой под охраной гвардей-ского  саперного полка, шефом которого был его отец. Од-нако нервный  тик Александры Федоровны, начавший му-чить ее после восстания, и частые упоминания отцом «дру-зей 14-го»  не давали ему забыть об этом страшном для Ро-мановых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как  бы мы сейчас сказали, на де-сять классов, поручили составить все тому же Василию  Ан-дреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Васи-лия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в  расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии  Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно  попадают в цель.

Жуковский отнесся  к почетному и ответственному зада-нию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения  за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейши-ми педагогическими системами и  приемами. В результате его шестимесячных  занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу свое-го плана Жуковский  положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что  в воспитании человека участвуют  три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца  своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с  которыми вырабатывает-ся самостоятельность  и закаляется характер; наконец, чувст-во человеколюбия, сознание долга перед  людьми, деятель-ная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая  прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его  об-разования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические  принципы и ценности. Именно этим целям  были подчинены все три периода  плана Жуковского. Первый из них  назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать  даже в названиях разделов педа-гогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ре-бенка. Он включил в  себя краткие сведения о мире, челове-ке, понятие о религии, знакомство с иностранными языка-ми. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13--18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было приня-то в его время, на «антропологические» (история, политиче-ская география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап -- «Окончание путешествия» -- время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классичес-ких книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспро-извести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть на-смешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если зако-ном пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Сво-бода и порядок -- одно и то же... Окружай себя достойны-ми помощниками... Уважай народ свой... [8;45]

Отметим, что  эти правила, во всяком случае, некоторые  из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько  это ему казалось возможным, действовать  в соот-ветствии с ними. Конечно  же, жизнь порой вносила в эти  правила жесткие коррективы. Кроме  Жуков-ского, читавшего русскую историю  и новейшую отечествен-ную словесность, великого князя обучали такие  знатоки сво-его дела, как К. И. Арсеньев -- историк, географ, статистик.

Невеселые представ-ления  были у наследника о своем блестящем  будущем. Во-обще же, он рос резвым, физически  крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться  людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность  быс-тро стали чертами его характера, а черты характера -- это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспосо-биться к окружающей нас  действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления  и даже искоренения. Самым неприят-ным  и непонятным и для них, и для  родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка  со-вершенно внезапно и погружавшая  его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или  наставников, и он, разоткровен-ничавшись, начинал говорить, «что не хотел  бы родиться ве-ликим князем». Это  состояние особенно усиливалось, когда  наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем  порассуждать на эту тему, приведем еще одно свиде-тельство из «Записок воспитателя» Мердера.

«В великом  князе, -- растерянно свидетельствовал гене-рал, -- совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает  его и обессиливает. Не помню, чтобы  когда-нибудь он чего-ни-будь желал  полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы  сделать его малоспособ-ным заняться чем бы то ни было... Ему случается  провести час времени, в продолжение  которого ни одна мысль не придет ему  в голову; этот род совершенной  апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о  не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал  во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Инте-ресно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребе-нок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Информация о работе Александр II