Александр II. Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание работы

Реформы Александра II и их последствия актуальны и сейчас. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение для развития государства. Ведь если под-робно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем.

Содержание

Введение 3
Необходимость отмены крепост-ного права. Подготовка и проекты крестьянской реформы 4
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. (содержание Манифеста и Положения о крестьянах, выкупная операция, поземельное устройство и т.д.) 8
Историческое значение отмены крепостного права 12
Заключение. 15
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Александр II - реформы.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский  Федеральный Университет 

Имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

Высшая  школа экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

Александр II. Отмена крепостного права 
 

Группа: ЭМЗ – 110206 
 
 

Проверил: С.В Рыбаков
Выполнил: С.В. Королёв

 

Екатеринбург 2011г

Содержание

Введение 3
Необходимость отмены крепостного права. Подготовка и проекты крестьянской реформы 4
Основные  положения реформы 19 февраля 1861 г. (содержание Манифеста и Положения о крестьянах, выкупная операция, поземельное устройство и т.д.) 8
Историческое  значение отмены крепостного права 12
Заключение. 15
Библиографический список  
   
   

 
 

 

Введение.

       Реформы  Александра II и их последствия актуальны  и сейчас. Первая причина этому - их значимость для исторической науки, вторая - их немаловажное значение для  развития государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем. Начиная с 1985 года, наша страна вступила в период «перестройки», когда реформаторы нашего времени проводят в жизнь реформы, так же, как и в XIX столетии, касающиеся всех сторон жизни современной России: внешней политики, управления государством, вопроса о собственности, сельского хозяйства, армии, образования, здравоохранения. Историческая ситуация, как бы повторилась, но на более высоком уровне развития общества. Для того чтобы правильно ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, необходимо осмыслить исторические события прошлого нашего Отечества.  Поэтому мне стали интересны великие реформы Александра II.

         

 

        Необходимость отмены крепостного права. Подготовка и проекты крестьянской реформы 

       В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Возможно, отсюда проистекал его важнейший политический принцип, которым он руководствовался в своей преобразовательской деятельности: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый, в результате их проведения, прогресс - наносить ущерб каким-либо слоям.

       В стране существовала серьезная консервативная оппозиция преобразованиям в среде дворян и помещиков. В этой ситуации Александру II ничего другого не оставалось, как опереться на силу, которая могла бы оказать на них давление. Такой силой могло быть только не существовавшее ранее в России общественное мнение.  Александру II  вводит либеральные изменения  в цензуре, а именно – предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в  выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников.

       30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр II произнес: «…существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…» 1 . Именно этот день принято считать днем начала Великих Реформ.

       В августе 1856 года в Москву на коронацию  императора собрались губернские и уездные предводители дворянства  и помещики, во время которой доверенному лицу министра  внутренних дел Левшину было поручено узнать их отношение к вопросу «об улучшении участи крепостных  крестьян». Левшин, с печалью, донес, что дворянство не поддается, и только некоторое понимание было выражено со стороны литовского дворянства. Поэтому Виленскому генерал-губернатору Назимову было поручено так настроить литовских дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян. 

1 В.О.Ключевский, Сочинения, Социально-экономическая литература, 1958, стр. 371.

       В 1856 г. был учрежден, а 3 января 1857 г. имел свое первое заседание особый секретный комитет под непосредственным ведением и председательством самого императора из лиц особо доверенных, задачей которого должно было быть рассмотрение постановлений и предположений о крепостном праве. В состав этого комитета входили: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, Чевкин, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.

       Вернувшись  в Петербург, Назимов доложил, что  дворянство желает освобождения крестьян без земли. В ответ, 20 ноября 1857 года,  Александр II подписал рескрипт на имя Назимова, где значилось:

       « … государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение.  Рескрипт указывал на три основы:

  • Крестьяне покупают у помещиков свою усадебную оседлость;
  • Крестьяне обязаны продолжать уплачивать государственные и земские подати;
  • Крестьяне, получив землю, устраиваются в сельские общества».
 

       С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, с трудом понимая, чем они подали повод.

       Решено  было обращенное к литовскому дворянству приглашение заняться устройством положения крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, что пожелало литовское дворянство.

       Вспомнили, что некоторое время назад  Петербургские дворяне выразили желание точнее определить положение  крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. На это был выпущен новый рескрипт от 5 декабря 1857 года: «Так как Петербургское дворянство выразило желание заняться улучшением положения крестьян, то ему разрешается устройство комитета и т.д.».

Рескрипты были разосланы по всем губерниям, с  тем, чтобы эти акты были приняты  к сведению.

       В результате  к середине июля 1858 года во всех Губерниях были отрыты губернские комитеты.

       А 8 января 1858 г. секретный комитет  был преобразован в главный комитет по крестьянскому делу, в состав которого вошел еще граф Панин, министр юстиции, а в марте того же года образован был в министерстве внутренних дел под названием земского отдела центрального статистического комитета, который играл важную роль во всем этом деле.

       В главный комитет поступали проекты, составленные губернскими комитетами. Для работы с поступающими проектами при комитете были образованы две редакционные комиссии. Одна из них должна была выработать общие положения об освобождении крестьян. Другая – местные положения для разных частей России. Председателем редакционной комиссии был назначен начальник военно-учебных заведений Ростовцев. К осени 1859 года редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. В проектах предлагалось три способа решения:

  • Против всякого освобождения; частично улучшить положение крестьян (Московский губернский комитет);
  • Освобождение крестьян без земли (Петербургский губернский комитет);
  • Освобождение крестьян с землей (Тверской губернский комитет).
 

       К осени 1860 года, редакционные комиссии составили полный проект положений  об освобождении и устройстве крестьян и передали его в главный комитет. В январе 1861 года проект был рассмотрен, утвержден и передан на рассмотрение Государственному Совету. Открывая  первое заседание совета 28 января 1861 года государь сказал: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных…». В феврале Положение было одобрено Государственным Советом. 
 
 
 
 

    Основные  положения реформы 19 февраля 1861 г. (содержание Манифеста и Положения  о крестьянах, выкупная операция, поземельное устройство и т.д.) 

       19 февраля 1861 г. последовал манифест, составляющий славу царя-освободителя - манифест об освобождении 22-миллионного крестьянского населения от крепостной зависимости. «В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861 года, у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни».

       По  Манифесту  крестьянин  получал  полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе,  на который нужно обратить внимание. Веками  крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его  имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как  ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно  заключать сделки, открывать предприятия, переходить в  другие  сословия. Все  это предоставляло возможность развития  крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода  крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

       По "Положениям"   было   введено  крестьянское  самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

       Свобода крестьянина приобретала для  него реальность лишь в том случае, если он получал землю. После длительных обсуждений при подготовке проекта  страх перед ростом социальных конфликтов вынудил реформаторов решить этот вопрос положительно. Однако сделано это было таким образом, чтобы интересы помещика были затронуты в минимальной степени:

  • была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных в положении размерах.
  • крестьянин был обязан принять выдаваемый ему надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины было предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу.
  • размер наделов, передаваемых крестьянам, был уменьшен по сравнению с теми, которыми они пользовались в дореформенный период. Величина "отрезков" по России в целом составила около 20%.
  • эта земля еще должна была быть выкуплена. Правда, 80% выкупной суммы вносило государство, однако делало оно это отнюдь не безвозмездно, а давало крестьянам в ссуду. Государство выступало здесь в роли ростовщика: крестьяне должны были выплачивать 49 лет по 6 процентов от предоставленной им ссуды ежегодно. Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиеся ему за землю деньги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая крестьянину, расплачивалось за землю с помещиком. За выкуп, который тот оставлял у государства, оно обязалось выплачивать ему ежегодно столько же денег, сколько он получал с крестьянина еще до реформы в виде ежегодного оброка за пользование помещичьей землей. Исходя из этой суммы, выплачивался размер выкупа за землю.
 

       Таким образом, государство за счет крестьян расплачивалось с помещиками и получало к тому же немалый доход, так как  за полвека крестьянам пришлось бы внести в банк три предоставленные им ссуды, а все проценты сверх того, что отдавалось помещику, государство забирало себе.

       Тем самым, государство добивалось решения  сразу нескольких задач: обеспечивало помещиков необходимыми для перестройки хозяйства на новый лад крупными денежными суммами или рабочими руками, в случае отказа от такой перестройки  - нехватка земли должна была заставить крестьян брать ее в аренду у помещика за отработки, проводило выгодную ростовщическую операцию и, наконец, снимало конфликт между крестьянами и помещиками по поводу выкупа. Впрочем, переход на выкуп не являлся обязательным, и до того момента, когда принималось решение о проведении выкупной операции крестьяне считались временнообязанными. Только в 1881 г. выкуп стал обязателен.

Информация о работе Александр II. Отмена крепостного права