Аграрная реформа Столыпина и её последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. В данной работе мне хотелось бы очистить от субъективных оценок дело жизни П. А. Столыпина – его аграрную реформу; рассмотреть все её аспекты, такие как: крушение крестьянской общины, создание крестьянского банка, а так же переселение крестьян в Сибирь для обжития этой малоизвестной земли.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность, содержание, методы столыпинской реформы.
2. Проанализировать особенности аграрной реформы, а также основные итоги её реализа

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Изучение содержания, сущности и методов аграрной
реформы П. А. Столыпина
1.1.Изучение сущности и содержания столыпинской
аграрной реформы ……………………………………………………...6
1.2. Изучение методов столыпинской аграрной реформы …………….....9
1.3. Изучение итогов реализации аграрной реформы …………………...10
Выводы ………………………………………………………………...12
Глава 2. Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина
2.1. Анализ сущности аграрной реформы ……………………………….13
2.2. Анализ методов столыпинской аграрной реформы ……………….19
2.3. Анализ итогов аграрной реформы…………………………………...21
Выводы ………………………………………………………………..24
Глава 3. Подведение итогов реализации аграрной реформы
3.1. Доказательство противоречивости результатов реформы …………25
3.2. Доказательство краха аграрной реформы …………………………...26
3.3. Доказательство основных совершённых Столыпиным ошибок …...28
Выводы ………………………………………………………………...29
Заключение ……………………………………………………………………..31
Библиографический список ………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Реф по эк. истории.doc

— 206.00 Кб (Скачать)


на тему: «Аграрная реформа Столыпина и её последствия»

                                          

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Изучение содержания, сущности и методов аграрной

               реформы П. А. Столыпина

        1.1.Изучение сущности и содержания столыпинской

               аграрной реформы ……………………………………………………...6

        1.2. Изучение методов столыпинской аграрной реформы …………….....9

1.3. Изучение итогов реализации аграрной реформы …………………...10

             Выводы ………………………………………………………………...12

Глава 2. Анализ реализации аграрной реформы П.А. Столыпина

2.1. Анализ сущности аграрной реформы ……………………………….13

2.2. Анализ методов столыпинской аграрной реформы ……………….19

       2.3. Анализ итогов аграрной реформы…………………………………...21

              Выводы ………………………………………………………………..24

Глава 3. Подведение итогов реализации аграрной реформы

3.1. Доказательство противоречивости результатов реформы …………25

3.2. Доказательство краха аграрной реформы …………………………...26

3.3. Доказательство основных совершённых Столыпиным ошибок …...28

            Выводы ………………………………………………………………...29

Заключение ……………………………………………………………………..31

Библиографический список ………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение

Актуальность работы. Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идёт о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определённых случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. К сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в своё время забыли об ошибках наших. Максимально использовать опыт предыдущих поколений всё - таки возможно. В этом ключе я решила остановить свой выбор на данной теме.

Цель работы. В данной работе мне хотелось бы очистить от субъективных оценок дело жизни П. А. Столыпина – его аграрную реформу; рассмотреть все её аспекты, такие как: крушение крестьянской общины, создание крестьянского банка, а так же переселение крестьян в Сибирь для обжития этой малоизвестной земли.

Задачи работы:

1.      Рассмотреть сущность, содержание, методы столыпинской реформы.

2.      Проанализировать особенности аграрной реформы, а также основные итоги её реализации.

3.      Доказать крах столыпинской аграрной реформы.

Объект изучения – аграрная реформы П.А. Столыпина.

Предмет изучения – последствия и итоги проведения столыпинской аграрной реформы.

В первой главе изучено содержание аграрной реформы П.А. Столыпина. Также рассмотрены конкретные меры аграрной реформы и приведены основные итоги, произошедшие в стране после проведения реформы.

Во второй главе приведён анализ сущности и содержания столыпинской реформы. Проанализированы конкретные меры, принятые правительством. Подведены и проанализированы главные итоги аграрных преобразований. Также в главе приводятся мнения учёных о влиянии столыпинской аграрной реформы на дальнейшее развитие страны.

В третьей главе  приведены доказательства несостоятельности аграрной реформы П.А. Столыпина, показаны основные совершённые им ошибки. Также доказан крах проведённой аграрной реформы, связанный с рядом внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны), прервавшие столыпинскую реформу. Приведены основные положительные и отрицательные стороны проведения аграрной реформы.

В результате работы была достигнута цель: изучены  и проанализированы итоги и последствия аграрной реформы Столыпина.

Для этого были решены поставленные  задачи:

1. Выяснены содержание и основные итоги аграрной реформы. Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить прежде всего путем “ укрепления” наделов в частную собственность. Кроме того по закону 1911 г. Разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились землевладельцами. Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Столыпин отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам, а вещественным рычагам. Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде: путем создания развитой инфраструктуры и помощи крестьянам в виде семян, скота, инвентаря. В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. 

2. Были проанализированы содержание и основные методы аграрной реформы. Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоёв крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое  крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным. Для сокращения малоземелья предлагалась продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными.

3. Были доказаны основные противоречия проведённой реформы. Главными причинами  противоречивости столыпинской аграрной реформы исследователи называют: аграрные преобразования в России оказались ограниченными во времени; темпы реформы сдерживались сильными устоявшимися общинными традициями  и укоренившимся общинным укладом жизни в российской деревне. Значительная часть общинного крестьянства не только не принимало эту реформу, но и противодействовало ей; противодействие (скрытое и явное) реформаторскому курсу Столыпина со стороны крайне консервативной части правящих кругов России; с другой стороны, депутаты Государственной Думы часто препятствовали принятию реформаторских законов Столыпина. Ему приходилось постоянно бороться со своими политическими противниками в стенах Думы. Столыпину пришлось осуществлять свою реформу в условиях разгула революционных событий и сопровождавшего их террора. Реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения.

        Объём работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список из шести наименований. Работа включает 33 страницы.

 

 

 

 

Глава 1. Изучение содержания, сущности и методов аграрной

                реформы П. А. Столыпина

1.1.           Изучение сущности и содержания столыпинской

           аграрной реформы

Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убеждён, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчёркивали главную задачу реформы – создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь чётко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что «...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя». Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплёскивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешёвой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной «подкормке» в виде казённых заказов.

Согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое – сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы «крепкие и сильные», освободившись от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных». И второе – добиться усиленного роста промышленности, подкреплённого развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить – упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные.

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок-отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за домохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли.

«Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разорённые помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции. Через 30 лет преимущество осталось за частными лицами.

Условия продаж были довольно жёсткими – за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.

Массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землёй, обогатить одних крестьян за счёт других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во-вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землёй наиболее сознательную часть крестьянства – как предполагалось, опору самодержавия.

В конце августа - начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчёт, с учётом которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов – «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казённых землях сибирских губерний и областей». Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина и её последствия