Аграрная реформа 1861 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:18, реферат

Описание работы

В истории России, начиная с ХVI века и по наши дни «крестьянский вопрос» является постоянной головной болью всех правителей. Изменялся общественный строй, изменялись формулировки вопроса (крестьянский, аграрный, колхозный, сельскохозяйственный и т.д.), разрабатывались и претворялись в жизнь реформы, программы, совершались социальные революции. Однако аграрные проблемы так по сей день и остаются проблемами. Если в других европейских странах земледелие развивалось естественным путем во взаимодействии с государством, то в России оно находилось полностью под контролем государства и развивалось в первую очередь в зависимости от стратегических задач правительства.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Предпосылки проведения реформ
1.2 Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.»
1.3 Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения
1.3.1 Крестьянский надел
1.3.2 Повинности
1.3.3 Выкуп
1.4 Ответ крестьян на реформу
1.5 Значение крестьянской реформы 1861 г
2. Аналитическая часть
2.1 Причины реформы 1861 г
2.2 Содержание реформы 1861 г
2.3 Итоги реформы 1861 г
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена  политическими, экономическими, социальными  и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1.2 Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.»

19 февраля 1961 г.  Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничилась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.

1.3 Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения

По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключат разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения продолжали сохраняться. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество).

За поведением крестьян и обеспечения исправного отбывания  крестьянами повинностей в пользу помещика и государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне.

1.3.1 Крестьянский надел

Решение аграрного  вопроса занимало первенствующее место  в реформе 1861 г. Закон исходил  из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.

Полное обезземеление  крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая  помещиков и государство возможности  получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную  армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием.

Но и наделение  крестьян достаточным количеством  земли которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение  от помещичьего, было не выгодно помещику. Поэтому ставилась задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - и к помещичьему хозяйству. Наделение крестьян землёй носило принудительный характер.

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, что в итоге сократило крестьянское землепользование в целом по стране более чем на 1/5.

1.3.2 Повинности

До перехода на выкуп  крестьяне обязаны были за предоставленные  им в пользование наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях - 10 руб., в остальных - 8-9 руб. с 1 души мужского пола (в имениях, находившихся не далее 25 верст от Петербурга, - 12 руб.). В случае близости имений к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении нормы оброка Барщина за высший душевой надел устанавливалась в размере 70 рабочих дней (40 мужских и 30 женских) с тягла в год, при этом 3/5 дней в летнее и 2/5 в зимнее время. Величина рабочего дня составляла 12 часов летом и 9 часов зимой. Объём работ в течении дня определялся особым «урочным положением». Однако низкая производительность барщинного труда и особенно распространившийся саботаж крестьянами барщинных работ заставляли помещиков переводить крестьян на оброк и вводить более эффективную по сравнению со старой барщиной отработочную систему. За 2 года удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 35%.

1.3.3 Выкуп

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп  начиная с 1 января 1883 г. К этому  времени на временнообязанном положении оставалось 15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г.

1.4 Ответ крестьян  на реформу

1861 г. Обнародование  Манифеста и «положений 19 февраля  1861 г.», содержание которых обмануло  надежды крестьян на «полную  волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые 5 месяцев этого года произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени крестьяне не протестовали бы против «дарованной» им «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить в то, что от него исходят такие законы, которые на 2 года оставляли их в прежнем подчинении помещикам, по прежнему вынуждали их исполнять барщину и платить оброки, лишали их значительной части земли, а оставшиеся в их пользовании наделы объявляли дворянской собственностью. Крестьянское движение 1861-1863 гг., несмотря на размах и массовость, выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством.

1.5 Значение крестьянской реформы 1861 г

Реформа 1861 г. явилась  переломным моментом, гранью между  двумя эпохами - феодализму и капитализму. Личное освобождение крестьян ликвидировало  монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому.

Буржуазная по содержанию реформа 1861г. вместе с тем была и крепостнической, ибо проводили ее крепостники. Крепостнические черты реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных феодально-крепостнических пережитков в социальном, экономическом, политическом строе по реформенной России. Главным крепостническим пережитком являлось сохранение помещичьего землевладения - экономической базы политического господства помещиков. Помещичьи латифундии консервировали полукрепостнические отношения в деревни в виде отработков или кабалы. Реформа 1861г. сохранила феодальный сословный строй: сословные привилегии помещиков, сословную неравноправность и изолированность крестьянства. Сохранялась и феодальная политическая надстройка - самодержавие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство помещиков. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций.

Реформа 1861 г. не разрешила  задачи окончательной ликвидации феодально-крепостнических  порядков в стране. Поэтому те причины, которые привели к революционной  ситуации на рубеже 50-60 гг. 19 века и падению  крепостного права продолжали действовать. Реформа 1861 г. лишь отсрочила, но не устранила революционной развязки. Крепостнический характер реформы 1861 г., её двойственность и противоречивость придавали особую остроту социально-экономическим и политическим конфликтам в пореформенной России. Реформа «породила» революцию не только тем, что сохранила крепостнические пережитки, но и тем, что, «открыв известный клапан, дав некоторый прирост капитализму», она способствовала созданию новых социальных сил, боровшихся за ликвидацию этих пережитков. В пореформенной России формировалась новая социальная сила - пролетариат, который не менее, чем крестьянства, был заинтересован в коренной ликвидации остатков крепостничества в социально-экономическом и политическом строе страны. К 1905 г. крестьянство отличалось от крестьянства крепостной эпохи. На смену забитому патриархальному крестьянину пришел крестьянин капиталистической эпохи, побывавший в городе, на фабрике, много видевший и многому научившийся.

2. Аналитическая часть

2.1 Причины реформы 1861 г.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Таблица 1 - Причины  реформы 1861 г.

 
Увеличение  крестьянских восстаний  
Годы 30-е 40-е 50-е  
Кол-во восстаний 328 545 1010  
         

Таблица 2 - Другие предпосылки

 
политические Поражение в Крымской войне подорвало международный  престиж России и показало, что  в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными  державами.  
экономические Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.  
нравственные Крепостное право  выглядело безнравственно. Поэтому для мирового признания развития России требовалась отмена КП.  
     

2.2 Содержание реформы 1861 г.

Основную роль в  подготовке документов по крестьянскому  положению сыграли: Ростовцев Я.И., Милютин Д.Н., Самарин Ю.Ф., Черкасский, Кавелин К.Д.

Таблица 3 - Содержание реформы 1861 г.

 
В чем выразился  буржуазный характер? Какие сохранились  пережитки?  
Личное освобождение крестьян    
1) личная  свобода крестьян. Крестьяне должны платить  подушную подать.  
2) гражданские  права (возможность заключать сделки, начинать свое дело, переходить в другие сословия и т.д.). Из крестьян формируют  будущих солдат. Из-за отсутствия возможности  получения образования крестьяне  заранее становятся солдатами.  
  Крестьян могли  подвергать телесным наказаниями.  
  Крестьяне не могли  менять место жительства.  
  Сохраняется политическое бесправие крестьян.  
3) Вместо  власти помещика - крестьянское самоуправление, ведающее сбором податей и  мелкими судебными делами. Вопросы  решаются на сельских сходах. Решения схода исполняются сельским старостой, выбираемым на 3 года. Несколько сельских обществ - волость. Во главе волости - волостной старшина. Контакты сельского и волостного управления с помещиком осуществлялись через мировых посредников. Мировой посредник - только дворянин. Мировые посредники назначаются Сенатом из местных помещиков. Сначала мировые посредники не зависели от губернаторов, но потом  стали подчиняться не столько  закону, сколько властям.  
Аграрный  вопрос    
1) Крестьяне  освобождаются с землей за  выкуп. Но размеры земельного участка и размеры выкупа в разных областях разные. Размеры надела и размеры выкупа определяются соглашением крестьян и помещика. Результаты фиксируются в уставных грамотах. Составление уставных грамот - основное занятие мировых посредников. Земля - собственность  помещика, в т.ч. и та, которая до реформы находилась в пользовании  крестьян. За пользование наделами свободные крестьяне должны отбывать барщину, то есть отрабатывать свой надел  или выплачивать оброк в виде издольщины (доля урожая) или испольщины (половина урожая).  
  Прежде чем наделять крестьян землей, помещики большинства  губерний отобрали в свою пользу, отрезали, лучшую часть земли в свою пользу. В отрезки попали многие земли, которые  крестьяне поколениями обрабатывали и считали своими. Требование возвращения отрезков оказалось в программе многих аграрных партий на рубеже XIX - XX вв.  
2) Крестьяне  получали земельный участок, иногда  больше, иногда меньше (нечерноземье-черноземье). За свою земли крестьяне  должны заплатить выкуп. Пока крестьянин не выплатит выкуп - он временно обязанный. 20% крестьянин должен был заплатить единовременно, 80% ему давало государство как бы взаймы, и он должен был возвращать их государству втечение 49 лет. В сумму выкупа входила плата за землю и личное освобождение. Пока крестьянин не выплатит всей суммы и государству, и помещику.  
 

Система временно обязанных  отменена в 1881 г. 20% процентов  платил крестьянин, 80% государство. Эта  сумма, положенная под 6 процентов годовых  в банк, должна была компенсировать помещику его расходы, связанные с отсутствием оброка. Помещик должен был получать и 6% годовых, и отработку или другую барщину одновременно. Но государство не выплатило всем помещикам всей суммы, а выплачивало ее постепенно. В результате к 1904 г. оказалось, что крестьянами выплачено в 3 раза больше положенной суммы - 1,5 миллиарда вместо 500.000 рублей. Это произошло, т.к. крестьяне переплачивали за свою землю государству, одновременно оплачивая отсутствие повинностей.

Сохранение общины. Крестьяне, связанные круговой порукой, оказывались прикрепленными к своей земле. Переделы земли, круговая порука в повинностях, земли получал не крестьянин, а община, община властвовала над личностью.

 
     

Информация о работе Аграрная реформа 1861 года