Административные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:00, реферат

Описание работы

Общая характеристика административных реформ Петра. Концептуальные основания преобразований в петровскую эпоху. Преобразования центрального аппарата управления. Территориально-административные преобразования.

Содержание

Введение. 2
1. Общая характеристика административных реформ Петра I. 4
1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 4
1.2. Истоки и исторические предпосылки петровских преобразований в сфере административного управления. 11
2. Преобразования центрального аппарата управления. 15
2.1. Сенат и коллегии. 15
2.2. Создания новой системы государственной службы. Табель о рангах. 21
3. Территориально-административные реформы в петровскую эпоху. 25
3.1. Первый этап областной реформы. 25
3.2. Второй этап губернской реформы. 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Админ. реформа Петра 1.docx

— 69.67 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение. 2

     1. Общая характеристика  административных  реформ Петра I. 4

     1.1. Концептуальные основания   административных  преобразований в  эпоху Петра I. 4

     1.2. Истоки и исторические  предпосылки петровских  преобразований в  сфере административного  управления. 11

     2. Преобразования центрального  аппарата управления. 15

     2.1. Сенат и коллегии. 15

     2.2. Создания новой  системы государственной  службы. Табель о  рангах. 21

     3. Территориально-административные  реформы в петровскую  эпоху. 25

     3.1. Первый этап областной  реформы. 25

     3.2. Второй этап губернской  реформы. 29

     Заключение 34

     Список  использованной литературы 35 

 

     

     Введение.

     История развития российских государственных  институтов - одно из наиболее активно  разрабатываемых научных направлений  в современной отечественной  историографии. Повышенный интерес  к изучению данной проблемы связан с многочисленными инициативами последних лет по реформированию системы законодательной и исполнительной власти, в том числе и в сфере  управления отдельными территориями - субъектами Российской Федерации, и  функционирования органов местной  администрации.

     В этой связи изучение административно - территориальных реформ Петра I представляет значительный научный интерес, так  как именно в первой четверти XVIII в. были заложены основы той системы  административно - территориального деления  и управления, которая, видоизменяясь  по форме, не изменила своей сущности до начала XX в., а отдельные ее элементы актуальны и в наше время. Исследование традиций в практике администрирования  территорий позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, федерального центра и регионов, бюрократических институтов и выборных органов власти и управления на местах.

     Степень изученности темы. Для изучения поставленной проблемы нами была изучена следующая  учебная и научная литература. Это, прежде всего работы отечественных  дореволюционных историков: Карамзина  Н.М.1, Ключевского В.О.2, Соловьева С.М.3. В них представлен глубокий анализ реформ Петра 1, в том числе, и административно-управленческих. Большой вклад в анализ правовой основы и системы органов государственной власти в эпоху Петра I внесли русские ученые Градовский и Ерошкин Н.П.4.

     В советское время было опубликовано большое количество работ по интересующей нас теме. Среди них следует  выделить работы Павленко Н.И. Анисимова  Е.В. Буганова В.И. Эти труды насыщены богатым историческим материалом. Однако в современном звучании они подвержены некоторым идеологическим штампам. На наш взгляд, в них не уделяется  достаточного внимания управленческим аспектам.

     Период  перестройки характеризовался появлением работ, импульсом для которых  служили изменения в политической системе государства. Появились  работы, большинство из которых характеризовалось  обращением к историческому прошлому, более глубокому осмыслению реформ Петра 1, в том числе и в области  государственного и муниципального строительства.

     Наибольшую  значимость для изучения данной проблемы представляет для нас учебная  литература по истории государственного управления России, истории государства  и права России, а так же монографические  работы по данной проблематике. Здесь  следует отметить таких авторов, как Игнатов В.Г.5, Омельченко Н.А.6, Пихои Р.Г.7 и др.

     Достоинством  данных работ является цельная систематизация административных реформ Петра I, современный  научный язык, полнота представленного  материала по данной проблеме, дискуссионная  постановка вопросов.

     В работе использованы также труды крупнейших представителей отечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., , Заичкин И.А., Исаев И.А., Мавродин В.И. и других.

     Исторический  характер исследования основывается на принципах историзма и объективности, а также всестороннем анализе  фактов, которые позволили еще  раз обратиться к анализу системы  государственного управления в эпоху  Петра I. Указанные принципы обусловили использование совокупности общенаучных (сравнительно- исторический, историко- системный, проблемно-хронологический, институционально-управленческих) методов исследования.

     1. Общая  характеристика административных  реформ Петра I.

     1.1. Концептуальные основания административных преобразований в эпоху Петра I. 

     Петр I (1689—1725) был, безусловно, самым ярким  и самым противоречивым правителем на российском престоле. Одни называли его великим реформатором, «диссидентом на троне», другие — беспощадным  тираном. Несмотря на эту полярность в оценках, все признавали грандиозность  переворота, осуществленного Петром I, и связывали с его именем начало новой эпохи в истории  России. Своими реформами Петр I превратил  Россию из полуазиатского государства  в передовую европейскую державу. Проведенные им преобразования сопровождались рационализацией всех сторон жизни  общества, подъемом экономики и культуры. Созданные в ходе петровских реформ новые институты власти и управления оказали значительное влияние на политическое развитие России и модернизацию ее государственной системы в  дальнейшем. Одним из важнейших результатов  петровских реформ стало образование  целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной системой управления.

     Пётр  подверг коренной перестройке всё  здание государственного управления, администрации. Преобразования, проведенные  на грани двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Потом, в  обстановке нарвской неудачи и последовавшей за ней лихорадочной работы, было не до реформ по внутреннему управлению.

     Нарастание  забот по «гражданскому правлению» показывает «Полное собрание законов  Российской империи», изданное в 1830 г. За первое десятилетие 18 века в него вошло 500 законодательных актов, за второе – 1238, за последнее пятилетие (1720-1725) – почти столько же.

     Конечно были и непоследовательность, и отдельные  импровизации в его законодательной  деятельности. Порой его пером  водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые указы Петра написаны кнутом.

     Бессистемность  и спешка часто приводили к  путанице: установления, приказы сменялись  одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись  прежними.

     Уже в первые годы царствования Петра  изменились стиль и методы управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения стала  принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника, «злой тиран, пьяный по вся дни».

     Создание  в России современной системы  государственного управления Петр I связывал с европеизацией России — сознательным заимствованием европейских ценностей  и адаптацией их к российским условиям. Однако европейские ценности использовались властью по преимуществу утилитарно. Государство нуждалось в сильной  армии и развитой системе управления, поэтому заимствования производились  в основном в тех областях, которые  сегодня принято называть военно-промышленным комплексом и государственной бюрократией, и использовались прежде всего для усиления мощи государства, централизации и бюрократизации государственного аппарата. Гордясь ролью «европейца» по отношению к азиатским окраинам, Российская империя не восприняла многих европейских ценностей, таких, как права человека, ограничение власти законом, неприкосновенность частной собственности. Можно сказать, что, создав мощное государство, Петр I использовал европейские ценности для укрепления как раз неевропейских элементов русской политической культуры (централизм, деспотизм, бесконтрольность власти).

     В ходе петровских преобразований государственная  власть в России приобрела характер абсолютной монархии, опиравшейся на развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат. По сути, устанавливался новый государственный  строй, который, в отличие от прежнего московского самодержавия, означавшего  суверенитет верховной власти, ее независимость от боярства и церкви, утверждал новый принцип самовластия, основанный на неограниченности и полной бесконтрольности власти монарха. Если самодержавие московских государей  строилось на «византийских» представлениях о богоустановленности верховной  власти, то петровский абсолютизм исходил  из совершенно иного, рационалистического  обоснования властных отношений  в обществе.

     При Петре I была предпринята первая серьезная  попытка создания правовой базы российской государственности, впервые верховная  власть монарха получила юридическое  закрепление в светских законах, основу которого составляли западно-европейская  государственно-правовая традиция и  понятия естественного права.

     Характерно, что в составленном в 1716 г. при  личном участии царя 20-м артикуле Воинского устава, законодательно оформившем принцип абсолютной власти монарха, новое определение верховной  власти было целиком заимствовано Петром I из западных законодательных источников (шведского права): «Его Величество есть самовластный Монарх, который  никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благонамерению управлять»8 . 11 октября 1721 г. Петр I принял новый титул императора и стал именоваться Великим. В подготовленном незадолго до этого идеологом петровской реформации Феофаном Прокоповичем Духовном регламенте подчеркивалось: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает».

     Осуществляя модернизацию «вдогонку», власть была вынуждена делать ставку на активное использование мощи и рычагов  государства, являвшегося в условиях России основным орудием всех проводимых преобразований. При Петре I был создан настоящий культ государственных  учреждений, административных инстанций, бесцеремонно вмешивавшихся в частную  и личную жизнь. К самим государственным  учреждениям Петр I относился как  к воинским подразделениям, считая армию лучшим образцом для государственного устройства. Законам он также придавал значение воинских уставов, нарушение  которых должно было караться самым  суровым образом. Придав Воинскому  уставу 1716г. характер общегосударственного законодательного акта, определявшего  деятельность всех без исключения государственных  учреждений, Петр I ввел порядок, при  котором все чиновники, как и  военные, должны были принимать присягу  при занятии государственной  должности. Тем самым государство  приобретало военно-бюрократический  и полицейско-патерналистский характер.

     При Петре I усиливается личное начало в  управлении. Как никто из его предшественников, царь стремился вникать во все  мелочи административной работы, вмешивался во все дела лично. Он хотел управлять  государством через систему личных поручений, используя для этого  созданный в 1704 г. специальный Кабинет  — личную канцелярию царя, являвшуюся на протяжении всего его царствования своеобразным штабом по оперативному управлению государственными делами. В значительной мере этой же цели было подчинено создание Петром I лично подчиненного ему Сената — высшего государственного учреждения во главе с генерал-прокурором. Таким образом, стремясь рационализировать систему государственного управления, перенеся с этой целью западную модель государственного устройства на русскую почву, Петр I, в сущности, ничего не изменил в характере и принципах управления, которые продолжали оставаться патримониальными в своей основе . Отличительной чертой петровской модели управления являлось то, что она изначально строилась на преобладании неформальных отношений в структурах власти. В такой системе приказания правителя всегда имеют приоритет перед любыми формальными правилами, которые могут произвольно нарушаться или вообще игнорироваться.

Информация о работе Административные реформы Петра I