Вопрос.М.М.Сперанский

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 января 1772 — 11 февраля 1839) — общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819).

Работа содержит 1 файл

Ответы РФП.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

1) Вопрос.М.М.Сперанский. 

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 января 1772 — 11 февраля 1839) — общественный и государственный  деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и  теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819).

Родился во Владимирской обл. Первоначальное образование получил  в Суздальской церковной семинарии, где и получил прозвание Сперанский (от лат. подающий надежды). Окончил Spb семинарию с отличием, остался там преподавать 

Сперанский поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил  должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии. 

За четыре с  половиной года бедный домашний секретарь  превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником. 

30 августа 1816 г. указом императора М. М.  Сперанский был возвращен на  государственную службу и назначен  пензенским гражданским губернатором. 

Однако в марте 1819 г. Сперанский неожиданно получил новое назначение — генерал-губернатором Сибири. 

1 января 1839 года, в день 67-летия, Сперанскому высочайшим  повелением было пожаловано графское  достоинство. Но прожить Михаилу  Михайловичу с графским титулом  суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 г. он умер от простуды. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. 

Основные  работы

  • Реформа чинопроизводства (август 1809 г.)
  • Работа над планом государственных преобразований (1807—1812 гг.)
  • Проект уголовного уложения Российской империи 1813 года (1808—1812 гг.)
  • Указ о придворных званиях (апрель 1809 г.)
  • Учреждения для управления сибирских губерний (1822 г.)
  • Свод законов Российской империи (1832 г.)
  • Указ о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.)
  • О коренных законах государства
  • О постепенности усовершенствования общественного
  • О силе общественного мнения
  • „Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России“
  • Устав духовных училищ
  • „Об усовершенствовании общего народного воспитания“
  • „Введение к уложению государственных законов“ (1808—1809)
  • О создании Государственного совета
 
 

Награды

  • Орден Святого Владимира 3-й степени — 18 ноября 1806 г.
  • Орден Святого Александра Невского — 1819 г.
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного — 1833 г.
  • Графское звание — 1839 г.
  • Орден Святого Иоанна Иерусалимского
 

Придерживался Договорной теории создания государста, но учитывал при этом реализацию Божественной воли. По его мнению, законодательная власть должна осуществлять 2х палатная гос. Дума, избираемая на основе имущественного ценза.

 Исключительная  законодательная инициатива принадлежит  государству (утверждает закон).

Судеюная власть: высшая власть-Сенат и ему подчиняются все суды (4 ступени).

Гос. Совет  – объединение всех 3х ветвей власти (лица назнач. Императором, выборные лица).

Провел 2 закона: «О придворных званиях», «Об  экзаменах на чин». Система Муниципальный  власти вкл. Выборн. Представит. Учреждения (волостные, окружные и губернские Думы.) Примерно 50 губерний в то время. 

Предлагал освободить крестьян без земли. Предлагал создать суды присяжных на основе имущественного ценза. -Указ о неподавании челобитных царю (произвол помещиков, для крестьян была потеряна лигитимность монарха.) 

Политические  взгляды и реформы 

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения.

В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации  государственного аппарата.

Наиболее  полно взгляды нового реформатора  М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года — «Введение к уложению государственных законов». «Уложение» Сперанского открывается серьёзным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Он и дополнительно объяснил, и обосновал свои мысли на основании теории права или, даже, скорее философии права. Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и своими политическими преобразованиями всемерно укреплял самодержавие. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое». 

По мнению Сперанского, подобное рабство может  принимать две формы. Первая форма  не только исключает подданных из всякого участия в использовании  государственной власти, но и отнимает у них свободу распоряжаться  своей собственной личностью  и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но она недостаточно гарантирована, поэтому — объясняет Сперанский — необходимо предохранять её — посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. 

. Идея  состоит в том, что государственную  власть надо построить на постоянных  началах, а правительство должно  стоять на прочной конституционно—правовой  базе. Эта идея вытекает из  склонности находить в основных  законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в принадлежности их к трем классам могут быть разделены: Права гражданские общие, всем подданным Дворянство; Люди среднего состояния; Народ рабочий». Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. 

Сперанский  говорит о необходимости  создания правового  государства, которое в конечном счете должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества — это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Содержание личных свобод:

    1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

 Таким  образом, мы видим, что Сперанский  повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно—правового ограничения власти, чтобы оно принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую стабильность. 

Сперанский  считает необходимым  наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: „Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его“. Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть — Думы. 

Сперанский  предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная — окружная — губернская — Государственная дума). Если бы этот замысел получил реальное воплощение, судьбы России сложились бы иначе, увы, история не знает сослагательного наклонения. Право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью.  

Исполнительная  власть представлена правлениями, а  на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести  ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения. Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором. 

Единство  государственной  власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса. Эта идея децентрализации была тем замечательнее, что вовсе не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о центральном управлении. 

Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства. 

1 января 1810 года был  объявлен манифест  о создании Государственного  совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел (до 1854 года), 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751_1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность). 

Информация о работе Вопрос.М.М.Сперанский