Дидактические взгляды К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что в учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ литературы по данной теме.
2.На основе анализа литературы выявить особенности социально-педагогических взглядов К.Д. Ушинского.
3.Показать, что актуальные проблемы современной методики находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского……………….5

1.1 Биография К.Д. Ушинского…………………………………………………..5

1.2 Педагогическая система К.Д. Ушинского………………………………….11

1.3 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского…………………………………..14

Глава 2. Учебные книги К.Д. Ушинского как реализация его дидактической системы…………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...34

Литература………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Ушинскому.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга  введения и широкого распространения  в Росси звукового метода обучения чтению.

      Основополагающие  требования дидактики К.Д. Ушинского  получили практическое выражение в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учебные книги  К.Д. Ушинского как  реализация его дидактической  системы. 

     Методика  обучения грамоте, грамматике и орфографии, методика развития речи и методика чтения, вопросы проблемного и развивающего обучения, методы и приемы работы над литературным произведением, над жанрами русской фольклористики – все актуальные проблемы современной методики в той или иной степени находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

     Методическая система К.Д. Ушинского представлена в его следующих работах: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (Год первый. Год второй. Приложение к практической грамматике)». Им  написаны учебники для учащихся «Родное слово» (Год первый. Год второй. Год третий), «Детский мир» и Хрестоматия.

Учебные книги  «Родное слово» и «Детский мир» служили  источником первоначальных знаний учащихся о природе и человеке.

      «Родное слово» было разработано как курс элементарного обучения детей, который содержит материал для развития мыслительной деятельности детей – умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать, осуществлять обобщение, классифицировать, рассуждать.

     Первый  год обучения включает в себя «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Изучение азбуки предполагает три взаимосвязанных элемента: рисование картинок по квадратикам (подготовка мелких мышц пальцев к процессу письма), изучение письменной азбуки и работу с печатными буквами.

     Обучение  азбуке как таковой начинается со знакомства с письменным шрифтом, причем, отказавшись от алфавитного порядка  изучения звуков и букв, автор предлагает для изучения вначале восемь гласных (включая и йотированные), затем  согласные – мягкие и твердые одновременно.

     Уже на этом этапе обучения вводится материал для лингвистических наблюдений: «Люди живут в мире, да не в  мире. Алмаз алмазом и режется» (дается понятие о многозначности слов).

     Параллельно с письменным шрифтом с некоторым  его опережением начинается работа с печатной азбукой. Здесь представлены алфавит, ряд чисел, материал для чтения: буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения. Есть задание для логической работы – отыскать известные уже буквы в следующих словах: уж, кот, пол, конь, сон, мак, рак.

     Изучение  азбуки рассчитано на полгода. Первая после азбуки книга для чтения представлена 36 темами:

1.Учебные вещи  и игрушки.

2.Мебель и  посуда.

3.Кушанья и  напитки.

4.Платье, обувь  и белье.

5.Орудия и  сбруя.

6.Здания, суда  и экипажи.

7.Домашние животные и дикие звери.

8.Животные четвероногие  и птицы.

9.Животные травоядные  и плотоядные.

10.Птицы домашние, хищные и певчие.

11.Рыбы, гады  и насекомые.

12.Грибы, травы  и цветы.

13.Растения хлебные  и огородные, ягоды и плоды.

14.Деревья плодовые, простые и кусты.

15.Металлы и  камни, драгоценные и простые;  земли.

16.Люди, животные, растения и минералы.

17.Части суток,  дни недели, времена года.

18.Месяцы весенние, летние, осенние и зимние.

19.Деньги медные, серебряные и золотые.

20.Меры времени,  длины и тяжести.

21.Части дома, экипажа, колеса, растения, животного.

22.Части человеческого  тела, руки и ноги.

23.Части голова, лица, ступни и кисти.

24.Части глаза, носа и рта.

25.Христианские  имена.

26.Родство и  свойство

27.Люди по  возрастам и занятиям.

28.Города и  реки.

29.Пять чувств.

30.Что хорошо  и что дурно?

31.Что мы видим  в церкви?

32.Праздники.

33.Кто что  делает?

34.Что с ним  делают?

36.Голоса и движения животных.

     Каждая  из тем предполагает беседу учителя  с детьми о данном предмете, явлении, животном; беседа включает в себя вопросы, касающиеся признаков данного предмета (форма, цвет, вкус, функции, материал, из которого сделан предмет), далее используются упражнения, связанные с подведением видовых понятий под родовые, расчленением данного понятия на составляющие его элементы, нахождением сходств и различий между предметами и явлениями, логическими определениями понятий, построением выводов. Затем следует остановиться на звуковом анализе одного – двух слов, помещенном в данном разделе и представляющих определенную трудность с точки зрения фонетики и орфоэпии; только после такой предварительной работы дети приступают к чтению слов. Далее идет работа над словами, напечатанными и курсивом. Данные упражнения отличаются большим разнообразием и направлены на активизацию внимания, тренировку памяти, развитие мышления. Рассмотрим некоторые из них на примере раздела № 7 «Домашние животные и дикие звери»:

     1)ученик читает слово и говорит, что это такое;

     2)один  ученик читает слово, а весь  класс дает логическое определение;

     3)дети  читают слова только одной  семантической группы, пропуская  те, которые к указанной группе  не относятся.

     В зависимости от конкретных учебных целей учитель использует этот материал для разнообразных языковых упражнений.

     4)прочитать  слова в алфавитном порядке;

     5)разделить  данные имена существительные  на группы по признаку одушевленности  – неодушевленности;

     6)прочитать  имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе, привести свои примеры;

     7) прочитать имена существительные,  употребляющиеся только во множественном  числе, привести свои примеры;

     8) найти имя существительное, род  которого определить невозможно;

     9)найти  слова, оканчивающиеся на мягкий глухой согласный;

     10)найти  трехсложные слова с ударением  на втором слоге;

     11)подобрать  синонимы к словам: волк, корова, медведь, собака;

     12)объяснить  значение слова «узда»;

     13)привести  примеры употребления следующих  слов в нескольких значениях: заяц, овца, медведь;

     В целом эта книга включает в  себя материал для чтения, наблюдений, развития внимания, воображения; впервые  дается понятие об именах и глаголах. Содержание 36 разделов книги для  чтения К.Д. Ушинский подразделяет на следующие виды упражнений, каждое из которых имеет свое назначение:

1) названия множества  предметов, расположенных по родам  и видам;

2) неоконченные  фразы, которые должен окончить  ученик, или вопросы, на которые  он должен отвечать;

3) русские пословицы,  поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки;

4) русские сказки, отчасти переделенные для детей,  отчасти придуманные по образцу  народных;

5) русские песни  и небольшие стихотворения;

6) картинки.

      Второй  год работы по «Родному слову» предполагает усложнение занятий как в логическом, так и в грамматическом отношении.

     Окружающие  детей предметы теперь рассматриваются  не сами по себе, изолированно, а в  конкретной ситуации места и времени, двух категорий, формирующих географический кругозор и историческую перспективу  в мировоззрении человека.

     Этим  и определяется содержание второй книги  «Родное слово». Раздел первый называется «Вокруг да около» и состоит из тем:

1.В школе и  дома.

2.Домовые животные.

3.Конюшня, скотный  двор и птичник.

4.Огород и  сад.

5.На улице  и на дороге.

Наряду с небольшими текстами для чтения: рассказы, сказки, басни, описания предметов, явлений  действительности, здесь представлен  материал для развития мышления и  речи детей: загадки, пословицы, поговорки.

     Раздел  второй «Времена года» включает материал, соответствующий по тематике четырем временам года: выдержки из детских воспоминаний, сказки, стихи, пословицы, загадки, песни, колядки.

     Раздел  третий, образцы упражнений, - является по сути пропедевтическим курсом изучения грамматики. При помощи беседы дети постигают лексику родного языка, грамматические категории, употребление тех или иных грамматических форм. Система предложенных К.Д. Ушинским упражнений позволяет учащимся на практическом уровне усвоить весьма сложные грамматические сведения, например, понятие о виде глаголов, системе времен глаголов, о синтаксисе предложения. Последние упражнения (их всего 36) предлагают детям задания более сложного характера: написать сочинение описательного характера, изменить время, лицо или число в составленном рассказе.

     Все три раздела предполагается изучать  одновременно.

     Третий  год обучения по «Родному слову» существенно  отличается от первых двух тем, что  в третьем классе, как считал К.Д. Ушинский, уже можно приступить к  изучению небольшого практического  курса грамматики. Этим обусловлено и название третьей книги «Первоначальная практическая грамматика с хрестоматией».

     Раздел  под названием «Грамматика» включает три части: «Разбор простого предложения», «Слияние и связь предложений» и  «Статьи для разбора и изучения наизусть».

   К.Д. Ушинский предложил методику обучения русскому языку. По его мнению, первоначальное преподавание русского языка имеет  следующие цели:

  • учитель должен постоянно заботиться о правильности и грамотности речи учащихся, как устной, так и письменной;
  • важность обучения детей грамматике;
  • научить ребенка ясному пониманию письменной и печатной речи;
  • научить ребенка грамотно, быстро и ясно выражать на письме свою речь, так, чтобы она совершенна была понятна каждому образованному человеку.

   Для реализации сформулированных целей К.Д. Ушинский предлагает следующие виды работ. Он называет «три рода совместных занятий»:

1.Беседы с  детьми.

2.Толковое чтение  и изучение наизусть литературных  образцов.

3.Изучение грамматики.

     Придавая  огромное значение развитию дара слова, К.Д. Ушинский впервые в методике обучения русскому языку разрабатывает систему специальных упражнений, способствующих развитию речи учащихся.

   К.Д. Ушинским был разработан и введен в практику школы звуковой аналитико-синтетический  метод обучения грамоте. Одним из достоинств этого метода является то, что он исключает из процесса обучения механическое заучивание названий букв и слогов. Соответствующий анализ позволяет усваивать буквы не изолированно, а в составе слова. К.Д. Ушинский пишет: «Звуковые упражнения весьма полезны для развития внимания в детях и подготавливают их к правильному письму». Они могут выражаться в следующих приемах:

  • угадывание заданных звуков в словах;
  • подбор детьми слов на заданные звуки;
  • разложение слов на слоги и слогов на звуки;
  • сложение слов из звуков;
  • замена одних звуков другими;
  • приставка буквы к началу слова;
  • приставка на конце слова;
  • перестановка звуков в слове с изменением его значения.

   После урока № 20 К.Д. Ушинский предлагает на каждом занятии использовать следующие  виды работы:

  • звуковой разбор;
  • письмо;
  • чтение написанного;
  • чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке;
  • чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не включенных в письменную;
  • отыскивание знакомых букв и слогов в тексте;
  • сложение слов из букв печатной азбуки.

   Система обучения грамоте, представленная в  «Родном слове», включает следующее:

  1. всестороннее развитие ребенка в процессе обучения (речь, память, внимание, мышление);
  2. использование аналитико-синтетической работы при изучении звуков и букв;
  3. внимание к живому слову;
  4. использование большого количества приемов звуковой работы;
  5. использование метода наблюдения над языковыми фактами.

Информация о работе Дидактические взгляды К.Д. Ушинского