Аграрная реформа Сталыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является анализ механизма проведения аграрной реформы.
Исходя из обозначенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть подготовку проведения преобразований в аграрной сфере;
- охарактеризовать основные положения столыпинской аграрной реформы;
- проследить пути реализации реформы;
- подвести итоги и выявить причины неудачи аграрной реформы 1906 года.

Работа содержит 1 файл

столыпинская агр. реформа.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

         За эти  годы  в  некоторых  южных губерниях,  например в Бессарабской и Полтавской, общинное землевладение было почти совсем ликвидировано.  В других губерниях,  например в Курской,  оно, утратило первенствующее положение. (В этих губерниях  и раньше было много общин с подворным землевладением).

          Но в губерниях  северных,  северо-восточных, юго-восточных, а отчасти и в центрально-промышленных реформа лишь слегка затронула толщу  общинного крестьянства.

          Чересполосно укрепляемая  личная крестьянская земельная собственность  весьма  отдаленно  походила  на  классическую римскую  "священную  и  неприкосновенную  частную  собственность".  И дело не только в правовых ограничениях,  налагавшихся на укрепленные наделы (запрещение продавать лицам некрестьянского сословия,  закладывать в частных банках).  Сами крестьяне,  выходя из общины, первостепенное значение придавали закреплению за собой не конкретных полос,  а общей их площади.  Поэтому они, случалось, были не прочь принять участие в общем переделе,  если при этом не уменьшалась площадь их надела (например, при переходе на "широкие полосы"). Чтобы власти не вмешались и не расстроили дело,  такие переделы иногда производились тайно.  Бывало,  что такой же взгляд на укрепляемую землю усваивало и местное начальство. Министерская  ревизия 1911 г. обнаружила в Орловской губернии многочисленные случаи долевого укрепления. Значит, укреплялись не определенные  полосы,  а  доля  того или иного домохозяина в мирском землевладении.  Да и само правительство в конце концов встало на такую же точку зрения, присвоив себе по закону 29 мая 1911 г.  право передвигать укрепленные полосы при выделении хуторов или отрубов30.

          Поэтому массовое укрепление чересполосных земель фактически приводило  только к образованию беспередельных общин. К началу столыпинской реформы  около трети общин в  Европейской России  не переделяли землю.  Иногда рядом соседствовали две общины - переделяющаяся и беспередельная.  Большой разницы в уровне их земледелия никто не отмечал. Только в беспередельной богатые были побогаче, а бедные победнее.

          В действительности правительство, конечно, не хотело  сосредоточения земли в руках  немногих мироедов и разорения массы  земледельцев.  Не имея средств пропитания в  деревне,  безземельная  беднота  должна  была хлынуть в город. Промышленность,  до 1910 г.  находившаяся  в  депрессии,  не смогла бы справиться с наплывом рабочей силы в таких масштабах.  Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными потрясениями. Поэтому правительство поспешило сделать дополнение к своему указу,  воспретив в пределах одного уезда сосредоточивать в одних руках более шести высших душевых наделов,  определенных по реформе 1861 г.  По разным губерниям  это  составляло от 12 до 18 дес.  Установленный для "крепких хозяев" потолок был весьма низким.  Соответствующая норма вошла в закон 14 июня 1910 г.

          В реальной жизни  из общины выходили в основном беднота, а также городские жители, вспомнившие, что в давно покинутой деревне  у них есть надел, который теперь можно продать. Продавали землю  и переселенцы,  уезжавшие в  Сибирь.  Огромное  количество земель  чересполосного укрепления шло в продажу.  В 1914 г., например,  было продано 60% площади укрепленных в этом году земель.  Покупателем  земли  иногда оказывалось крестьянское общество,  и тогда она возвращалась в мирской котел. Чаще же покупали землю зажиточные крестьяне,  которые, кстати говоря, сами не всегда спешили с выходом из общины.  Покупали и другие  крестьяне-общинники.  В  руках одного и того же хозяина оказывались земли укрепленные и общественные.  Не выходя из общины, он в то же время имел и укрепленные участки. Свидетель и участник всей этой перетряски еще мог помнить,  где и какие  у нею полосы.  Но уже во втором поколении должна была начаться такая путаница, в которой не в силах был бы разобраться  ни один суд.  Нечто подобное,  впрочем,  однажды уже имело место.  Досрочно выкупленные наделы (по  реформе 1861 г.) одно время сильно нарушали единообразие землепользования в общине. Но потом они стали постепенно подравниваться. Поскольку столыпинская реформа не разрешила аграрного вопроса и земельное утеснение продолжало  возрастать,  неизбежна  была новая волна переделов, которая должна была смести очень многое из наследия Столыпина.  И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти заглохшие, с 1912 г. снова пошли по восходящей.

         Столыпин, видимо,  и сам понимал,  что чересполосное укрепление  не создаст "крепкого собственника".  Недаром он призывал местные  власти "проникнуться убеждением,  что укрепление участков лишь  половина дела,  даже лишь начало  дела,  и что не для укрепления чересполосицы был создан закон 9 ноября". 15 октября 1908 г. по согласованию министров внутренних дел, юстиции и главноуправляющего землеустройством и земледелием были изданы "Временные  правила  о  выделе  надельной земли к одними местам".  "Наиболее совершенным типом земельного устройства является хутор, - говорилось в  правилах, - а при  невозможности образования такового - сплошной для всех полевых угодий отруб, отведенный особо от коренной усадьбы".

          19 марта 1909 г.  Комитет по  землеустроительным  делам утвердил "Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ".  С этого времени местные землеустроительные органы все  более ориентировались на разверстание наделов целых деревень.  В новой инструкции,  изданной в 1910 г., особо подчеркивалось:  "Конечною  целью землеустройства является разверстание всею надела; поэтому при производстве работ по выделам надлежит стремиться к тому,  чтобы эти работы охватили возможно большую площадь устраиваемого надела..." При  назначении работ на очередь первыми должны были идти дела по разверстанию всего надела, затем - по групповым выделам и только после них - по одиночным.  Практически, при нехватке землемеров,  это означало прекращение одиночных выделов.  Действительно, крепкий хозяин долго мог ожидать, пока в соседней деревне не выгонят на отруба всех бедняков.

          29 мая 1911 г.  был  издан закон "О землеустройстве".  В него вошли основные положения  инструкций 1909-1910 гг. новый закон  устанавливал, что для перехода  к отрубному и хуторскому хозяйству отныне не требуется предварительного укрепления надельных земель в личную собственность. С этого времени чересполосное укрепление утратило  прежнее  значение.

          Из всего  количества  хуторов  и отрубов,  созданных  за время реформы, 64,3 % возникло в результате разверстания целых селений. Землеустроителям удобнее было так работать, повышалась результативность их труда, высокое начальство получало для жонглирования круглые цифры,  но вместе с тем умножалось число мелких  хуторян  и отрубников,  которых никак нельзя  было назвать "крепкими хозяевами".  Многие хозяйства были нежизнеспособны.  В Полтавской губернии,  например, при полном разверстании селений в среднем на одного хозяина приходилось 4,1 дес.  Крестьяне говорили,  что на иных  хуторах "курицу некуда выгнать".

          Только около 30 %  хуторов и отрубов на общинных землях образовалось путем выдела отдельных  хозяев. Но это, как правило,  были крепкие хозяева.  В той же  Полтавской  губернии средний размер единичного выдела составлял 10 дес.  Но большинство таких выделов было произведено в первые годы  реформы. Затем это дело практически сошло на нет.

         Со смешанным чувством относился  Столыпин к такому  развитию.  С одной стороны,  он понимал,  что только рассечение надела  на отруба изолирует крестьянские  хозяйства  друг  от друга,  только полное расселение на хутора окончательно ликвидирует общину.  Крестьянам,  рассредоточенным по  хуторам, трудно будет поднимать мятежи.

          С другой стороны, Столыпин не мог не видеть, что вместо крепких,  устойчивых хозяйств  землеустроительное  ведомство фабрикует массу мелких и заведомо слабых - таких,  которые никак не могли стабилизировать обстановку в деревне и стать опорой  режима. Однако он не в силах был развернуть  громоздкую  машину землеустроительного ведомства таким образом,  чтобы она действовала не так, как ей удобно, а как нужно для пользы дела.

          Одновременно с  изданием новых аграрных законов  правительство принимает меры к  насильственному разрушению общины,  не надеясь полностью на действие  экономических факторов.  Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь31.

          Практика реформы  показала,  что крестьянство в  своей массе было настроено против выдела из общины -  по  крайней  мере  в  большинстве местностей. Обследование  настроений крестьян Вольно-экономическим обществом  показало,  что в центральных  губерниях крестьяне  отрицательно относились к  выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных).  Многие крестьянские  корреспонденты  писали, что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажились на этом немногие.

          В сложившейся обстановке для  правительства  единственным путем проведения реформы был  путь насилия над основной  крестьянской  массой. Конкретные способы  насилия  были самые разнообразные - от запугивания  сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы  для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

          Чтобы добиться  от  крестьян  согласия на разбивку всего надела,  чиновники из  органов  землеустройства,  случалось, прибегали к самым бесцеремонным мерам давления.

          Однако есть свидетельства  тому, что иногда противостояние крестьян слишком сильному давлению чиновников приводило к кровавым столкновениям. 
 

    2.2. Крестьянский банк.

              Чтобы хоть как-то ослабить  дефицит земли  в 1906 - 1907 году  указаниями  царя часть  государственных   и  удельных земель была  передана Крестьянскому банку32 для продажи крестьянам. Кроме того, с размахом  проводилась  покупка  земель  с  последующей  перепродажей  их  крестьянам  на  льготных условиях,   посреднические    операции    по    увеличению    крестьянского землепользования. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить33. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за  счет  субсидий  из  бюджета,  составив за период  с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

    Для активного воздействия банка  на формы землевладения, для  крестьян приобретавших землю  в  единоличную  собственность,  платежи  снижали.  В итоге, если до  1906  года  основную  массу  покупателей  земли  составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами34.

    Итак, рассмотрев вопросы этой главы, мы можем  сказать, что сделанные шаги  к  улучшению аграрной системы в  стране конечно очень значительны, но, скорее всего они делались на спех, и до конца не были продуманны. Примером  этого, может служить переселения на новые места, это очень хорошая идея, но не до конца продуманные организационные моменты привели к гибели большого количество людей. Крестьянский банк выкупал земли у помещиков и, разбивая их на участки,  продавал их крестьянам. На банковских землях стали появляться крепкие фермерские хозяйства. Так как помещики были напуганы революцией, многие из них продавали свои земли, и это способствовало увеличению объема продаж земли банком. Но как только у помещиков прошел вызванный революцией испуг, они сократили продажу своих земель, следовательно, объем продаж снизился,  и деятельность банка  частично приостановилась. 
 

    2.3. Переселение крестьян.

                Для решения вопроса с перенаселением  в стране, правительство  Столыпина  тоже  предложило  серию  новых   законов  о  заселении крестьян  с переполненных районов на  окраины. Там распахивали новые  земли, на которых никогда не  было помещичьих хозяйств.  Были созданы новые села, где строились перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия35.

                Проблема с перенаселением рассматривалась  еще   в  законе  от 6  июня  1904  года.  Этот  закон  вводил  свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения  об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей  империи, "выселение из которых признавалось особо желательным". Впервые закон о льготном переселении был  применен  в 1905 году: правительство "открыло" перенаселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким. Политической целью переселения было разредить социальную напряженность в Центре страны. Основными районами переезда были Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ и Казахстан36.

               По указу 10  марта  1906  года  право  переселения  крестьян  было предоставлено   всем  желающим  без  ограничений.  Правительство ассигновало немалые  средства на расходы по устройству  переселенцев на новых местах,  на их медицинское обслуживание и общественные нужды,  на  прокладку  дорог. Но практика показала, что их явно не хватало. Количество крестьян,  не  сумевших  приспособиться  к  новым  условиям  и  вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев.

Информация о работе Аграрная реформа Сталыпина