Теория социальной пассионарности и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Развивая свои идеи, Гумилев построил весьма яркую и стройную теорию циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов. Теория эта, имея как сторонников, так и критиков, до сих пор волнует воображение и вызывает споры в научных кругах.
Цель исследования - анализ исторического содержания теории Льва Гумилева.

Содержание

Введение 2
1. Теория социальной пассионарности и культура 4
1.1. Определение пассионарности 4
1.2. Суть теории Гумилева 7
2. «Неоевразийство» и его критика 14
2.2. Последователи Л.Н. Гумилева 14
2.2. Критика пассионарной теории этногенеза 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Пассионарность и культура в работах Гумилева Л.docx

— 39.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Пассионарность и культура в работах Гумилева Л.Н. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Введение 2

1. Теория социальной пассионарности и культура 4

1.1. Определение  пассионарности 4

1.2. Суть теории  Гумилева 7

2. «Неоевразийство»  и его критика 14

2.2. Последователи  Л.Н. Гумилева 14

2.2. Критика  пассионарной теории этногенеза 18

Заключение 21

Список использованной литературы 23  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

                                                         

 Введение

Актуальность работы в том, что несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция пассионарности Л. Н. Гумилева.

В любом человеческом сообществе, будь то страна, город, организация  или семья, есть люди, всегда соглашающиеся  с мнением большинства и пассивно плывущие по течению жизни. Ведомые  кем-то более сильным, они никогда  не бывают инициаторами значительных событий, не становятся генераторами идей или борцами с несправедливостью.

Но существует и другая категория людей, которые, не соглашаясь с традиционным порядком вещей, ставят перед собой великие цели и  вопреки всему стремятся к  их достижению, вдохновляют других, создают новые сообщества и организации, совершают перевороты и революции. Вокруг таких людей все кипит, движется и искрится, они словно обладают неким таинственным даром менять мир вокруг себя. Что отличает их от пассивного большинства? Что заставляет их плыть против течения? Интересное объяснение этому явлению дает теория пассионарности, автором которой является известный российский историк, географ и этнолог Лев Гумилев.

Развивая свои идеи, Гумилев  построил весьма яркую и стройную теорию циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов. Теория эта, имея как сторонников, так  и критиков, до сих пор волнует  воображение и вызывает споры  в научных кругах.

Объектом исследования является разработанная Гумилевым пассионарная теория этногенеза, сформулированная в монографиях «Этногенез и биосфера Земли», «География этноса в исторический период» и ряде журнальных публикаций.

Предметом исследования выступает  содержащаяся в теории этногенеза концепция истории Гумилева.

Цель исследования - анализ исторического содержания теории Льва Гумилева.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, а так  же - списка использованной литературы. 

 

 

  

 

1. Теория социальной пассионарности и культура

1.1. Определение  пассионарности

Для того, чтобы вести разговор о пассионарной теории этногенеза, нужно познакомиться с определением такого термина, как пассионарность.

Пассионарность (от лат. - страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность, по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В.Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности.1

Пассионарность - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания. Пассионарность - способность и стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этнического сообщества. Внутренняя энергетика этноса,  движущая сила  культурного, политического и геополитического созидания.2

Пассионарность - сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности.3                         

В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом  характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессов. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии; как доказал наш соотечественник А.Л. Чижевский, она открыта космосу и чутко реагирует на происходящие в нем энергетические всплески.

В этом заключается причина  загадочных, на первый взгляд, взрывов  популяции — стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы броситься в  воды океана.     Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на примере этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза.

Гипотеза Гумилева заключается  в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира.

Особенность этих толчков  заключается в их кратковременности. За последние три тысячи лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние два тысячелетия.

Согласно теории, пассионарность нельзя приобрести образованием или воспитанием, она является врожденным качеством. Однако, вместе с тем, существует такое явление, как «пассионарная индукция», когда пассионарий настолько вдохновляет, заряжает своей энергией других, что они тоже начинают вести себя подобно пассионариям. Кроме того, пассионарность не зависит от способностей человека или внешних обстоятельств и не имеет никакого отношения к этическим нормам: пассионарий может быть как героем, ведущим толпу, так и преступником, «злым гением», несущим зло и разрушение.

В зависимости от уровня пассионарности Гумилев подразделяет людей на три типа.4

Люди, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Такие люди живут в состоянии сверхнапряжения. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. К пассионариям можно отнести Наполеона, Александра Македонского, Суллу, Яна Гуса, Жанну д’Арк.

Если пассионарный импульс поведения равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилев называет «гармоничными особями». Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели.

Третий тип – субпассионарии, люди, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Это безынициативные, себялюбивые люди, неспособные к активной деятельности и думающие лишь о собственных удовольствиях.

При этом, чем выше уровень пассионарности, тем ярче в человеке проявляется стремление к активной деятельности. По мнению Л. Гумилева,  уровень пассионарности является ключом к пониманию важнейших исторических процессов, причиной подъемов и упадков различных систем, мировоззрений и этносов.  

 
                                                  

1.2. Суть теории  Гумилева 

 

Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира энергии ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию гена, человек становится способным воспринять энергии значительно больше. И, восприняв ее, будет обладать повышенной тягой к действию — пассионарностью.5

Эта избыточная энергия может  быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, создание новой религии или научной теории. Если же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе, объединенные одной целью, если при этом они находятся в благоприятных географических условиях (необходим разнообразный ландшафт), появляется зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130—160 лет появлением нового народа. Наиболее существенным отличительным признаком нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.

Этногенез, по Гумилеву, —  энергетический процесс получения  однократного запаса энергии после  вспышки космического излучения  и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Цикл жизни этноса составляет около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его  развития связаны с определенными  уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.  
После пассионарного толчка наступает фаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, обязанной пассионариям, ставящим перед собой задачу создания нового сильного государства и идущим ради этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающую свои интересы, часто за счет соседей.  
Основной императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан и французов в IX в., монголы в XII в. и т.д.6

Затем наступает акматическая фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь.

Основной императив поведения  в это время: «Будь тем, кем  я хочу». Люди думают уже не об общем  благе, а только о своем. Обычно это  связано с тем, что глобальная цель предыдущей фазы - создание великого государства — уже выполнена. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности, Россия Смутного времени.

В конце большая часть  пассионариев уничтожает друг друга, что резко снижает уровень пассионарного напряжения в этносе. Кроме того, ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями - людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны — это бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Эти признаки означают наступление фазы надлома — кризисной фазы, длящейся 200 лет.

Жизнь в фазе надлома очень  тяжела. Мы это знаем на собственном  опыте, так как наша страна находится  сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформации, уплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем мы в XX веке.

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это  означает, что этнос перешел в следующую, инерционную фазу. Уровень пассионарного напряжения несколько повышается, а затем плавно снижается. Идет укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» — законопослушного, работоспособного человека.

«Будь таким, как я!» —  господствующий императив поведения инерционной фазы меняет императив предшествующего периода: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец-то поняли, что именно индивидуальности, пытающиеся проявиться во всей своей оригинальности, представляют наибольшую опасность для соседей. Примером служит современная Западная Европа, Киевская РусьХI -ХII вв., Китай эпохи Сун.  
Культура и порядок в это время столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Важной причиной кризиса  обычно бывает резко возросшее воздействие  цивилизации на природу, которая в конце концов не выдерживает этой нагрузки. Недаром все крупнейшие цивилизации древности оставили после себя в прямом смысле слова пустыни, занявшие место прежних плодородных земель (Вавилон, Египет и др.). Наступает фаза обскурации — старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса достигает 1100 лет. Пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счет появления значительного числа субпассионариев. Поэтому любая конструктивная деятельность отсутствует, этнос существует за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы.7

Информация о работе Теория социальной пассионарности и культура