Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о
происхождении государства.

Содержание

Введение
1. Предпосылки возникновения государства
2. Теории происхождения государства
Теологическая теория
Патриархальная теория
Договорная теория
Теория насилия
Психологическая теория
Ирригационная теория
Патримониальная теория
Рассовая теория
Инцестная (половая) теория
Органическая теория
Диффузная теория
Классовая (марксистская) теория
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

теории происхождения гос-ва))).doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение  
1. Предпосылки возникновения государства  
2. Теории происхождения государства

    1. Теологическая теория
    2. Патриархальная теория
    3. Договорная теория
    4. Теория насилия
    5. Психологическая теория
    6. Ирригационная теория
    7. Патримониальная теория
    8. Рассовая теория
    9. Инцестная (половая) теория
    10. Органическая теория
    11. Диффузная теория
    12. Классовая (марксистская) теория

Заключение  
Список использованной литературы
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
       Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о 
происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены 
такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И. 
Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные 
личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, 
А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг, 
Гумплович, Каутский) и другие теории. 
       Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний 
день. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и  до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным. 
       Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его 
необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, 
данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются 
основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, 
признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая 
власть.

 

   ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. 

      Прежде  чем говорить о предпосылках возникновения  государства, следует отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно связано формирование государственно-правовых институтов.  
         Как правило, все предпосылки делятся на две группы – материальные и 
социальные. 
Материальные (экономические).  
К ним относятся: 
а) Переход от собирательства к производящей экономике. 
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: 
земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта 
(прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На 
этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе 
происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было 
невозможно; 
б) Три крупных разделения труда – земледелие, скотоводство, появление 
купцов.  
   В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее 
вследствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто 
пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений 
и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не 
производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между 
ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами. 
в) Появление частной собственности. 
        Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых 
видах производственной деятельности. Это способствовало усилению 
эффективности производственной деятельности и как следствие, росту 
производительности труда. Кроме того, подобная специализация означала, 
что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, 
который получал возможность распоряжаться продуктом по своему 
усмотрению. 
 
Социальные.  
К ним относятся: 
а) Повсеместное закрепление ТАБУ на инцест (запрет вступать в половые 
сношения с близкими родственниками). Данное общество с одной стороны 
стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к 
появлению семьи в современном понимании слова. Полигамные отношения 
менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал 
установлению семейных отношений между представителями различных общин, 
что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.  
б) Усложнение социальных связей, объединяющих членов общества. Кровное 
родство все больше уступало место производственным, семейным, 
товарообменным отношениям.  
в) Специализация людей на определённых видах деятельности привела к 
закреплению людей за определённой территорией. Вследствие этого между 
ними возникла специфическая связь – территориальная. 
г) Институт власти выделяется из общества. Это означает сосредоточение 
управленческих структур исключительно над властной деятельностью. Другим 
общественно полезным трудом власть перестает заниматься. Власть 
постепенно становится профессией. Профессионализация власти означает 
перераспределение властных полномочий, их переход от всего общества в 
целом к ограниченному кругу лиц. При этом передача власти происходит 
либо по воли самой власти, либо по наследству. Власть становится 
социальной привилегией, а значит, начинается борьба за власть. 
        Жизнедеятельность властных структур поддерживается за счет изъятия 
части общественно полезного продукта у его фактических собственников, то 
есть у производителей. При этом с одной стороны, возникает потребность 
в установлении правил, регулирующих сроки и размеры таких изъятий, а с 
другой стороны, формирование силовых механизмов, способных данное 
изъятие осуществить. 
        Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно 
материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности 
как одного из признаков возникновения государства. 
             Формы собственности как признак возникновения государства. 
        Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и 
различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда 
определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их 
отношению к материалу, орудиям и продуктам труда. 
        Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она 
соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и 
рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В 
последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных 
земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и 
ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно 
возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается 
поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, 
подчинённые им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде 
существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом 
населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде 
войны, так и в виде меновой торговли. 
       Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная 
собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению – 
путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при 
которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью 
развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная 
собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной 
собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими 
работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной 
собственности. Это – совместная частная собственность активных граждан 
государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно 
возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом 
фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит 
в упадок в той же мере, в какой развивается частная собственность, в 
особенности недвижимая. Разделение труда имеет уже более развитой 
характер.

        Третья форма это – феодальная или сословная собственность. Если для 
античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для 
средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного 
пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади 
первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал 
сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, 
феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории, 
подготовленной римскими завоевателями и связанным с ними вначале 
распространение земледелия. Последние века приходящей в упадок римской 
империи и само завоевание её варварами разрушили массу производительных 
сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта, 
захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и 
городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись 
завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления завоевания 
развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную собственность.    Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам. Этой феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. 
        Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого 
отдельного индивида. Необходимость объединения против объединенного 
разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в 
период, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции  
со стороны беглых крепостных, которые стекались в расцветавшие тогда 
города, феодальная структура всей страны – всё это породило цехи; 
благодаря тому, что отдельные лица среди ремесленников, число которых 
оставалось неизменным при растущем населении, постепенно накопляли, 
путём сбережений небольшие капиталы, развивалась система подмастерьев 
и учеников, создававшая в городах иерархию, подобную иерархии, 
существовавшей в деревне. 
        Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с 
одной стороны, земельная собственность, вместе с прикованным к ней 
трудом крепостных, а с другой – собственный труд при наличии мелкого 
капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих 
видов собственности обуславливалась ограниченными отношениями 
производства – слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом 
промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было 
незначительно. 
 Наличие на ограниченной территории различных формы собственности 
безусловно является одним из важнейших признаков развития государства. 
 

 

ТЕОРИИ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

Теологическая теория

  И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них.

  Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

  Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

     Теологическая теория весьма уязвима в научном  отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.

     Патриархальная  теория

Родоначальниками  патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы Платон и Аристотель. В XVII в. эту теорию развивал англичанин Фильмер. В XIX-XX вв. схожие идеи высказывали Г. Мэн на Западе и Н. К. Михайловский в России.

  Суть патриархальной теории состоит в том, что государство, по мнению ее авторов, является продуктом естественного развития семьи. В процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи – патриарха, отца – превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

     Данная  теория отражает одну из сторон общественной жизни, реально существовавшую в период родового строя, концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов. Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.).

     Договорная  теория

     Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в античной философии (сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара). Но все-таки авторами договорной теории возникновения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России договорную теорию создания государства поддерживал А. Н. Радищев.

     Согласно  данной теории, государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ – на восстание деспота, монарх – на наказание виновных.

    Основной  недостаток теории общественного договора заключается в том, что ее сторонники рассматривали государство исключительно  как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию.

     Теория  насилия

     Теория  насилия утверждает, что государство – это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Однако теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США.

     Авторы  теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель  Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся ранее государственных структур.

     Авторство теории внутреннего насилия принадлежит  Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения.

Психологическая теория

     Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г.Тард и русский ученый Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

Информация о работе Теории происхождения государства