США накануне второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Приход к власти демократов и все время президентства Рузвельта обычно рассматривается в историографии как органически цельный период, поэтому логично будет начать описание внутренней и внешней политики США накануне второй мировой с выборной кампании 1932 г. и окончить событиями 1939 г.
В данной работе мы рассмотрим, каким образом к власти в 1932 г. пришли демократы, в чем состояла суть политики нового курса, каковы были ее особенности в экономической и социальной сфере, какими были результаты проведения этой политики, а также дадим характеристику основным направлениям внешней политики США в этот период.

Содержание

Введение
. Победа демократов и подготовка программы реформ
. Внутренняя политика 1933-1939
.1 Реализация «Нового курса» в сфере экономики
.2 Реализация «Нового курса» в социальной сфере
.3 Результаты политики «Нового курса»
. Внешняя политика 1933-1939
Выводы

Работа содержит 1 файл

bibliofond_562984.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

США накануне второй мировой войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2012

 

План

 

Введение

. Победа демократов и подготовка программы реформ

. Внутренняя  политика 1933-1939

.1 Реализация  «Нового курса» в сфере экономики

.2 Реализация  «Нового курса» в социальной сфере

.3 Результаты  политики «Нового курса»

. Внешняя политика 1933-1939

Выводы

 

Введение

 

Период, который  предшествовал второй мировой войне - знаковое время для США, это период между самым тяжелым экономическим  кризисом в стране с начала промышленной революции и между самой крупной войной мировой. Он ознаменован президентством блестящего политика Ф. Рузвельта, выведением страны из экономического коллапса в результате проведения политики «Нового курса», а также неоднозначной и многосторонней внешней политикой.

Приход к  власти демократов и все время  президентства Рузвельта обычно рассматривается в историографии  как органически цельный период, поэтому логично будет начать описание внутренней и внешней политики США накануне второй мировой с выборной кампании 1932 г. и окончить событиями 1939 г.

В данной работе мы рассмотрим, каким образом к  власти в 1932 г. пришли демократы, в чем  состояла суть политики нового курса, каковы были ее особенности в экономической  и социальной сфере, какими были результаты проведения этой политики, а также дадим характеристику основным направлениям внешней политики США в этот период.

 

. Победа демократов и подготовка программы реформ

 

Выборы 1932 г. проходили в  сложной, если не сказать драматичной, обстановке: кризис обострился до предела, усилились социальные протесты, пиковой точки достигла политическая борьба. Недовольное неэффективностью политики «твердого индивидуализма» Гувера, измотанное экономическими проблемами население, винило во всех бедах, которые принес кризис, находившихся у власти республиканцев. С другой стороны выросла поддержка демократов, которые, будучи в оппозиции, могли не без успеха критиковать своих оппонентов.

Энергичная избирательная  кампания Ф. Д. Рузвельта во многом способствовала тому, что электорат уже в ходе предвыборной борьбы сумел провести определенный водораздел между индивидуалистическим традиционализмом республиканцев и курсом демократов на усиление этатизма, несмотря на то что официальные платформы обеих партий в 1932 г. сравнительно мало отличались друг от друга [2, с.179].

В результате выборов к  власти после 12 лет ролей второго  плана вернулись демократы, получив  большинство также в конгрессе. Очередным, 32 президентом США на следующие 4 срока подряд стал кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Позже известная французская журналистка Женевъева Табуи писала, что именно он показал, каким должен быть президент такой страны, как Соединенные Штаты Америки [1, с.235].

Рузвельт, опытный и реалистично  мыслящий на то время политик, с широкими личными и семейными связями среди влиятельных в стране лиц, родился 1882 года в богатой семье. Он получил превосходное образование. Закончил Гарвардский университет, учился также на юридическом факультете Колумбийского университета. Его детские и юношеские годы протекали в роскоши. Однако с самого начала своей политической деятельности он обнаружил незаурядное понимание общественно-политических реалий. Как сторонники, так и противники отмечали его стойкость и мужество, умение угадывать и формулировать потребности и устремления широких слоев населения [4; с.144 ].

В 1913-1920 гг. занимал должность  помощника морского министра. Невзирая на тяжелую болезнь (в 1921р. Рузвельт заболел полиомиелитом и на всю  жизнь остался с парализованными ногами), он вел активную политическую деятельность. Опасения американцев, что в президентском кресле может оказаться неспособный передвигаться без помощи инвалид, развеяла компетентная медицинская комиссия. Консилиум из трех известных специалистов после серьезного медицинского обзора Рузвельта пришел к выводу, что он из всех точек зрения способен к выполнению любых функций, «какими бы ответственными они не были». Прозорливость и гений Рузвельта оказались в том, что он знал, зачем идет в Белый дом, и что будет делать, чтобы вывести страну из кризиса. Американцы поверили: если Рузвельт победил такую болезнь, он победит и кризис [1; 235].

А кризис тем временем достиг апогея. Крупным кампаниям в это  время, как никогда, нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад. Сами лидеры делового мира без помощи государства уже не надеялись на выдвижение таких планов, которые бы нашли общественную поддержку.

Наступивший в последние  недели и дни республиканского правления  банковский крах был прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он был усугублен введением в оборот огромных масс денег, не обеспеченных. Изымая золото и доллары, вкладчики предпочитали держать их у себя дома.. Банкиры стали требовать от властей штатов издания декретов о временном приостановлении функционирования банков. Губернатор Мичигана объявил 14 февраля 1933 г. 8-дневный перерыв в их деятельности, сделав это «с одобрения детройтских банкиров».

Началось повальное  закрытие банков. Выражая точку зрения банкиров, «Нью-Йорк таймc» назвала принятие федерального банковского законодательства «кричащей необходимостью». За два дня - 2-3 марта 1933 г.- из банков было изъято 500 млн. долл. За несколько часов до смены караула в Белом доме закрыли банки губернаторы Нью-Йорка и Иллинойса - штатов, в которых находятся центры финансовой мощи США. Стало очевидно, что в числе первостепенных мер, которые предложит 32-й президент, окажутся шаги по реформированию банковской системы [2; с. 214-215].

В своей речи 4 марта в 1933 г. в день вступления в должность президента Рузвельт призывал американцев к войне  против депрессии и требовал от них  соблюдения жесткой дисциплины и  сурового выполнения обязанностей. Он требовал предоставить исполнительной власти такие же широкие полномочия, которые были бы даны президенту, «если бы внешний враг вторгся в нашу страну». В противовес саморегулирующейся экономике Рузвельт выдвинул идею «сочетания интересов». «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, - объяснял он в 1932 году, - а необходимость властного вмешательства в экономическую жизнь во имя настоящей общности интересов не только разных регионов и групп населения нашей большой страны, но и между разными отраслями ее народного хозяйства». Рузвельт особенно подчеркивал, что абсолютный приоритет должен быть отдан интересам всего общества. Под сочетанием интересов Рузвельт имел в виду сотрудничество правительства с бизнесом в промышленности и сельском хозяйстве, что имело целью остановить дефляцию, снизить уровень безработицы, увеличить прибыли населения [1; 236]. Знаменитыми стали его слова, сказанные в инаугурационной речи 4 марта 1933 г.: «Единственное, чего мы должны страшиться,-это сам страх» [4; 145].

 

2. Внутренняя политика 1933-1939

 

2.1 Реализация «Нового курса» в сфере экономики

 

В реализации провозглашенного президентом «нового курса» можно  выделить два этапа. На первом (1933-1934 гг.) команда Рузвельта, которому фактически была предоставлена неограниченная власть, провела ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Начало было положено реформой банковской системы. 6 марта, президент провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки. 10 марта Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке. Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул». Чтобы не пугать публику, правительство решило начать процесс возрождения уже с 13 марта. В этот день были открыты банки в 12 городах, в которых находились центры 12 округов Федеральной резервной системы (ФРС). На утро «здоровыми» были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и остальные банковские учреждения, признанные «здоровыми».

В 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков с совокупным объемом вкладов 22,3 млрд. долл. Через год их стало значительно меньше - 4897 (20,8 млрд. долл.).

Черту под банковским законодательством 1933 г. подвел закон  Гласса-Стигалла, принятый 16 июня. Этим статусом депозитные и инвестиционные функции банков разделялись.

Законодательство 1933-1935 гг. реформировало Федеральную  резервную систему. По банковскому  закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый  президентом США, получил полномочия по определению суммы резерва, который должен оставаться в банках - членах ФРС. На практике это означало, что совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог облегчать или затруднять доступ к кредиту и с помощью этой манипуляции влиять на деловую активность. Не менее важно и то, что такой насущный вопрос в деятельности банков был поставлен под государственный контроль [2; с. 215-216]

Но важнейшим  в отрасли государственной регуляции  был Акт о возобновлении промышленности, принятый конгрессом в июне в 1933 г. Законом от 16 июня создавалась Национальная администрация возобновления промышленности (HИPA). Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых вводились «кодексы честной конкуренции», которые определяли объем производства и цены на продукцию, регулировали рынки сбыта и тому подобное. Продавать товары ниже установленных цен запрещалось. Было составлено и санкционировано президентом около 750 кодексов, которые охватили предприятия, на которых работало 95% промышленных рабочих. Фактически было произведено принудительное картелирование мелких и средних фирм. Кроме того, отменялся золотой стандарт доллара, а позже (5 декабря в 1933 г.) принятая конгрессом 21 поправка к конституции отменила «сухой закон», который действовал с 19 января в 1919 г. Свободная продажа алкогольных напитков, обложенных высоким федеральным налогом, обеспечила пополнение казны значительным количеством дополнительных средств.[1; с. 236]

Аграрная политика «нового курса» прошла в своем  развитии несколько этапов. Министр  сельского хозяйства Генри Уоллес уже 10 марта1933 г. провел конференцию с лидерами крупного фермерства, на которой были подтверждены ранее выдвигавшиеся требования фермеров и единодушно одобрен билль о помощи сельскому хозяйству.

Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultura Adjustment Act - ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерами продукцию, которое существовало в базовый период.

Сокращение посевных площадей и уничтожение уже произведенной  продукции мыслились как ключевые рычаги осуществления программы  по регулированию сельского хозяйства. В связи с этим было перепахано 10,5 млн. акров хлопчатника, уничтожено около 6,5 млн. свиней, а также ликвидировано немало иной продукции. И это делалось в то время, когда десятки миллионов людей голодали, были разуты и раздеты.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.

С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о  квотах для внутреннего рынка  открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Новый статут создавал условия для получения премиальных платежей собственникам, соглашавшимся изымать землю из-под культур, которые ее истощают, и предпринимать меры по улучшению почв.

Закон о регулировании  сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

Закон о возобновлении промышленности, что предусматривал чрезмерно широкий размах государственного вмешательства в экономику, вызывал неприязнь и неприятие со стороны большинства капиталистов, которые видели в нем даже какую-то форму социализма. Как только улучшилась экономическая конъюнктура, закон прекратил свое существование, не вызвав ни у кого сочувствия. В мае в 1935 г. Верховный суд США признал Национальный акт о восстановлении промышленности таким, который противоречит конституции. Однако это не означало возвращения к «твердому индивидуализму». В политике американской администрации постепенно, но неуклонно стала употребляться функция экономической регуляции.

В январе в 1936 г. был отменен  также акт о регуляции сельского  хозяйства. Но последствия самого акта оказались длительными и позитивными. В период «нового курса» ни одному сектору экономики правительство не уделяло столько времени и внимания, как сельскому хозяйству, на которое приходилась большая часть субсидий. Средства выделялись на научно-исследовательскую работу, на техническую помощь, поощрялись государственные инвестиции в образование в сельской местности, проводилась электрификация сельских районов. В их инфраструктуру укладывались средства. Фермерам в первую очередь предоставляли государственные кредиты, под контролем правительства производительность труда в сельском хозяйстве в этот период увеличивалась на 5% ежегодно - втрое больше, чем в других отраслях экономики. В 1930 году в стране насчитывалось свыше 6 млн. ферм, на которых было занято 25% населения [2; с. 218-221].

Информация о работе США накануне второй мировой войны