Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы и структуры органов исполнительной власти Республики Коми как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме государства.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти;
- проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей Российской Федерации в современных условиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
1.1. Признаки исполнительной власти……………………………………..6
1.2. Орган исполнительной власти как государственная организация....10
1.3. Система и структура органов исполнительной власти……………. .13
1.4. Классификация органов исполнительной власти…………………...16
2. Особенности системы органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………18
2.2. Оптимизация функций органов исполнительной власти…………...22
2.3 Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации……….26
3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус………………………………………..35
3.1. Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми………………………………………………………………...35
3.2. Институт Главы Республики Коми……………………………………38
3.3. Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………………………47
3.4.Администрации Главы Республики Коми и правительства Республики Коми как самостоятельный государственный орган…………………………..50
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми…………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список……………………………………………………..73

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК. Таня. ОК.2.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Система исполнительной власти, при которой кабинет министров (правительство) республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики и подчиняется главе государства— Президенту республики. Такая форма организации исполнительной власти закреплена Конституциями Республики Башкортостан.

Система исполнительной власти, возглавляемая Президентом республики, который является в ней высшим должностным лицом. Так организована исполнительная власть в Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике.

Система исполнительной власти, отличительной особенностью которой является конституционное наделение Президента республики, являющегося главой государства, параллельными полномочиями главы исполнительной власти. Такое сочетание двух форм правосубъектности у Президента предусмотрено Конституциями Республики Тува и Республики Северная Осетия - Алания.

Коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти. При такой системе либо Правительство республики формируется представительным органом государственной власти (например, Государственным Советом в Удмуртской республике) и осуществляет исполнительную власть, либо исполнительную власть возглавляет непосредственно коллективный орган, который и формирует Правительство республики (например, образуемый Конституционным Собранием Республики Дагестан Государственный Совет Республики). Во втором случае Правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти, а Председатель Правительства входит в состав Государственного Совета Республики в качестве заместителя его Председателя.

Система организации исполнительной власти, при которой Президент республики является главой республики и ее высшим должностным лицом. Так, в соответствии со Степным Уложением (Основным законом) Республики Калмыкия Президент Республики является главой исполнительной власти, высшим должностным лицом, а в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Республики.

Системы организации исполнительной власти в субъектах РФ, не являющихся республиками, также отличаются большим разнообразием. Особая система организации исполнительной власти существует в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге [14,с.123-126].

В соответствии со ст.78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ, в свою очередь, по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Общие принципы и порядок заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий устанавливаются ст.26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке. Положительным моментом последней редакции упомянутой статьи закона является то, что подробно прописана процедура согласования проекта соглашения (п.6 ст.26.8 закона).

К органам исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации (правительства) и главы администраций данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов этого уровня регулируется федеральным законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.

Термин «администрация» официально используется не во всех субъектах Федерации (не республиканского уровня) для наименования исполнительной власти. Однако фактически он везде является синонимом последней.

Местные органы исполнительной власти как таковые не предусмотрены Конституцией Российской Федерации, однако в ряде конституций республик, входящих в состав России (Ингушетия, Коми, Кабардино-Балкария, Хакасия), прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы.

Так, например, в ст.94 Конституции Республики Коми было записано: «Местная администрация - орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление; она входит в систему исполнительной власти республики.

А теперь рассмотрим непосредственно систему и структуру органов исполнительной власти Республики Коми.

3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус

3.1. Современная структура  и система органов  исполнительной власти Республики Коми

Необходимо отметить, что впервые круг предметов ведения и полномочий высших органов власти и органов государственного управления республики законодательно был определен в ст. 18 Конституции Коми АССР 1937 года.

Высшим органом государственной власти Коми АССР провозглашался Верховный Совет Коми АССР (статья 19), высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти - Совет народных комиссаров Коми АССР (статья 38).

22 мая 1978 года Верховный Совет Коми АССР принял вторую по счету Конституцию Коми АССР. Один из главных недостатков предыдущей Конституции - неразграниченность полномочий между разными видами органов: законодательными и исполнительными - в полной мере можно отнести и на счет новой Конституции (статья 66) [7, c.27].

3 ноября 1989 года Верховный Совет Коми АССР внес существенные изменения в Конституцию Коми АССР. В частности,  претерпели изменения нормы, определяющие полномочия органов государственной власти республики. Полномочия Верховного Совета, его Президиума, Совета Министров закреплялись отдельно, что должно было служить наиболее качественной и современной работе по регулированию правоотношений в республике каждым из указанных органов.

К числу положительных моментов Конституции можно отнести и тот факт, что она закрепляла виды нормативных актов принимаемых исполнительными органами власти республики: Совет Министров - постановления и распоряжения (статья 115), исполнительные комитеты - решения и распоряжения (статья 131).

Конституционная комиссия, созданная еще в 1990 г. во главе с Председателем Верховного Совета Ю.А.Спиридоновым, к началу 1994 г. завершила свою работу и над проектом новой Конституции Республики Коми, которая была принята Верховным Советом Республики Коми 17 февраля 1994 г. Кроме того, был принят закон о формировании органов государственной власти республики нового типа.

В соответствии со ст. 80 Конституции Республики Коми исполнительную власть  в регионе представляют Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми, министерства Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан.

Система, компетенция, порядок деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, а также должностных лиц органов исполнительной власти Республики Коми определяются в соответствии с Конституцией Республики Коми законом Республики Коми.

Современная структура  органов  исполнительной власти Республики Коми определена Указом Главы Республики Коми от 9 февраля 2010 года №21 «О Правительстве Республики Коми», законом Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми", законом Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»  и выглядит следующим образом:

Правительство Республики Коми

Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми

Министерство финансов Республики Коми

Министерство экономического развития Республики Коми

Министерство здравоохранения Республики Коми

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

Министерство культуры Республики Коми

Министерство образования Республики Коми

Министерство промышленности и энергетики Республики Коми

Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики   Коми

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми

Министерство национальной политики Республики Коми

Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям

Агентство Республики Коми по управлению имуществом

Агентство Республики Коми по социальному развитию

Архивное Агентство Республики Коми

Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту

Дорожное Агентство Республики Коми

Служба Республики Коми по тарифам

Служба Республики Коми по лицензированию

Служба Республики Коми по техническому надзору

Служба Республики Коми по ветеринарному надзору

Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми

Комитет лесов Республики Коми

Управление записи актов гражданского состояния Республики Коми

Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей

Управление Республики Коми по занятости населения.

Таким образом, в структуру органов исполнительной власти Республики Коми входят  правительство, 9 министерств, 7 Агентств, 5 Служб,  2 Комитета и 3 Управления.

3.2. Институт Главы Республики Коми

Высшим должностным лицом Республики Коми (руководителем Правительства Республики Коми), согласно ст. 80 Конституции Республики Коми, является Глава Республики Коми.

Согласно принятым в 1994 г. государственным актам в Республике Коми был введен институт Главы Республики Коми, который избирался жителями региона на 4 года путем народного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного Голосование являлось тайным. Первые выборы Главы Республики Коми, а таковым был избран Ю.А.Спиридонов, состоялись в мае 1994 г.. Таким образом, в результате реформирования органов власти с мая 1994 г. В Республике Коми исполнительную власть стал возглавлять всенародно избранный Глава Республики Коми, назначаемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми министерства и иные органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан. О самостоятельной роли Главы Республики Коми в системе исполнительной власти свидетельствовал Указ Главы Республики Коми «О Правительстве Республики Коми» от 13 февраля 1998 г. Назначая Правительство, Глава Республики Коми не указал о своем вхождении в его состав. Однако следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст.20 Закона РК «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» от 9 апреля 1999 года Глава Республики Коми входил в состав Правительства Республики Коми.

Отметим, что в 2004 году прямые выборы руководителей субъектов Российской Федерации отменили, и был введен новый порядок назначения губернаторов, о чем говорилось выше.

Теперь, в соответствии со ст. 80 Конституции Республики Коми, наделение гражданина Российской Федерации полномочиями Главы Республики Коми осуществляется Государственным Советом Республики Коми по представлению Президента Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Полномочиями Главы Республики Коми в соответствии с федеральным законом может быть наделен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший 30 лет.

Срок полномочий Главы Республики Коми - четыре года.

Ст. 81 Конституции Республики Коми оговорено, что Глава Республики Коми вступает в должность с момента принесения им торжественной присяги: "Вступая в должность Главы Республики Коми, торжественно клянусь добросовестно выполнять возлагаемые на меня высокие обязанности Главы Республики Коми, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Коми и законы Республики Коми".

Присяга приносится на государственных языках Республики Коми перед Государственным Советом Республики Коми в присутствии судей Конституционного Суда Республики Коми.

Как говорится в ст. 83 Конституции Республики Коми, в течение срока своих полномочий Глава Республики Коми обязан соблюдать ограничения, установленные федеральным законом в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статья 83 Конституции Республики Коми гласит, что Глава Республики Коми не может быть одновременно депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Функционал Главы Республики Коми оговорен ст. 84 Конституции Республики Коми.

 Глава Республики Коми:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) представляет Республику Коми в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Коми;

Информация о работе Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми