Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы и структуры органов исполнительной власти Республики Коми как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме государства.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти;
- проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей Российской Федерации в современных условиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
1.1. Признаки исполнительной власти……………………………………..6
1.2. Орган исполнительной власти как государственная организация....10
1.3. Система и структура органов исполнительной власти……………. .13
1.4. Классификация органов исполнительной власти…………………...16
2. Особенности системы органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………18
2.2. Оптимизация функций органов исполнительной власти…………...22
2.3 Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации……….26
3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус………………………………………..35
3.1. Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми………………………………………………………………...35
3.2. Институт Главы Республики Коми……………………………………38
3.3. Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………………………47
3.4.Администрации Главы Республики Коми и правительства Республики Коми как самостоятельный государственный орган…………………………..50
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми…………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список……………………………………………………..73

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК. Таня. ОК.2.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Исходя из вышеизложенного, представим современную систему субъектов исполнительной власти в Российской Федерации следующим образом:

1) Президент Российской Федерации (совместно с его аппаратом— Администрацией Президента РФ);

2) Правительство Российской Федерации;

3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты) совместно со своими территориальными органами;

4) Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций);

6) правительства субъектов Российской Федерации;

7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8) главы муниципальных образований и органы местного самоуправления (исключительно в части полномочий, наделенных государственными органами исполнительной власти).

Анализируя систему федеральных органов исполнительной власти, можно констатировать, что в ее основе лежит как отраслевой, так и функциональный принципы.

При всем сходстве причин, целей и характера мероприятий по адаптации исполнительного аппарата к рыночной экономике, проводимых в рамках административной реформы, важно отметить качественно новый подход к решению проблемы. Основной акцент сделан на тщательном анализе и всесторонней оценке именно функций исполнительного аппарата, их адекватности требованиям развития рыночной экономики.

Таким образом, задачи, которые решались в процессе анализа, оценки и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти, состояли в том, чтобы на более веских основаниях:

- избавить аппарат от старых функций, взятых из прошлого;

- четко разграничить функции между федеральными органами исполнительной власти, исключив их дублирование, параллелизм и "провисание";

- упразднить ненужные структурные подразделения и (или) органы в целом.

Тем самым предполагалось, что удастся, наконец, "пресечь" бесконечную реорганизацию государственного аппарата, рационально реализовать веками апробированный принцип "трех определений": "функции, структура, штаты" - и приступить к эффективному государственному управлению.

Аналогичные меры принимались и на региональном уровне.

2.3. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели устройства системы органов государственной власти на региональном уровне. Это объясняется разнообразием видов субъектов Федерации, их многочисленностью и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций в этих государственных образованиях. Тем не менее, в целом система органов государственной власти субъектов должна соответствовать общепринятым федеральным параметрам организации.

В систему органов государственной власти субъекта РФ входят: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ. Кроме того, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

На основании ст.77 "[1] Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В целом почти все субъекты Федерации скопировали основные черты федеральной системы организации исполнительной власти. В настоящее время повсеместно приняты уставы и конституции, краевые и областные законы, а также предусмотренные уставом схемы управления. В своей совокупности они определяют основные черты управления в регионах, регламентируют вопросы формирования системы и организации деятельности органов исполнительной власти. Уже миновал тот период, когда вопрос о реорганизации системы органов исполнительной власти решался самостоятельно главами администраций без опоры на какую-либо нормативную базу, в противоречии с принципом законности.

Основные стороны организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации закреплены в ряде нормативных правовых актов, к числу которых, например, относятся, как говорилось ранее, Федеральный закон от 06.10.1999г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями республик, уставами других субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Ст.17 закона"[3] определена система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Законом определено, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Подробно прописана процедура представления кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. При этом он не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

5) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;

6) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, непосредственно Президенту Российской Федерации предоставлены большие полномочия как по представлению кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так по отрешению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности.

Ст.21 закона определяет основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в субъектах РФ системы исполнительной власти организованы по-разному. Например, в республиках в составе России принято выделять несколько типичных схем организации исполнительной власти.

Система исполнительной власти, возглавляемая главой республики— Президентом, который одновременно является председателем Правительства. Так организована исполнительная власть, например, в Республике Бурятия, Республике Коми.

Информация о работе Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми