Россия в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:18, лекция

Описание работы

Цели занятия: 1) Воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
2) Формировать у военнослужащих чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу;
3) Поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;
4) Ознакомить военнослужащих с основными тенденциями развития международной обстановки и военной политикой России
Время: 1 час
Место занятия: Комната досуга (класс)
Метод проведения занятия: Рассказ
Материальное обеспечение занятия: План

Содержание

1. Определение готовности учебного подразделения к занятию
2. Напоминание материала предыдущего занятия
3. Опрос обучаемых

Работа содержит 1 файл

ОГП Россия в современном мире.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

      Турция  при поддержке международных  монополий и некоторых закавказских государств препятствует российскому  проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней  Азии и Закавказья через порт Новороссийск, пытаясь реализовать свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы  пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море. В перспективе угроза может возрасти в том случае,  если наметившаяся тенденция к конфронтации с исламским миром по «дуге нестабильности» от Югославии до Таджикистана получит развитие.

      Возникновения прямых угроз безопасности России на этом направлении, по мнению многих исследователей и экспертов,  следует ожидать в 2007 – 2010 годах.

      На  Востоке национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии, Китая и США на  раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

      Во  внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин.

      Серьезную опасность таит в себе развитие отношений  между корейскими государствами. Военный  конфликт между Северной и Южной  Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.

      Отдельно  необходимо проанализировать позицию  Китая, который продолжает укреплять  свою роль в мире, регионе и наращивать военно-экономический потенциал. Можно  предположить становление в долгосрочной перспективе Китая как сверх  державы второго ранга. Последние события в Югославии и Афганистане вынудили Китай более тесно координировать с Россией свои усилия по противодействию идеям однополюсного мира и попыткам США их реализовать. Однако в отношениях  с Россией Пекин стремится к получению односторонних выгод и преимуществ. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Сегодня более чем миллиардное население Китая растет на 1,1% в год, тогда как экономика растет еще быстрее – более чем на 10% в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5 – 2 раза больше, чем русскоязычного населения. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий (часть территории Читинской и Амурской областей,  Хабаровского и Приморского краев). Отказ от удовлетворения территориальных претензий либо попытка притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.

      Кроме того, через 5 – 10 лет не исключено  возникновение серьезных противоречий между Китаем и российскими союзниками в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.

      Вышеперечисленные и другие процессы, которые сегодня  наблюдаются в мировом сообществе и вблизи границ России, позволяют  сделать некоторые выводы, характеризующие состояние ее национальной безопасности и основные направления военной политики в начале ХХТ века.

      Во-первых, в современной международной обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного на конфронтации двух  сверх держав, формируются новые структуры международных отношений. Создаются реальные материальные и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России.

      Во-вторых, в целом международная обстановка в мире остается сложной. Строительство нового мирового порядка сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта, что может привести  к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.

      В-третьих, наиболее реальными угрозами безопасности России являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, возможная эскалация вооруженных конфликтов в Закавказье и Центральной Азии, территориальные притязания к России со стороны ряд государств. Любой конфликт вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован для военного вторжения не территорию России.

      В-четвертых, Россия не «вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритет использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. В США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые делают ставку не на мирные переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в Югославии весной 1999 года.

      В-пятых, в период до 2010 года основную угрозу для России будут представлять военные конфликты в ближнем зарубежье. Здесь возможна эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе с их интернационализацией за счет вмешательства стран НАТО, а также на Украине, в Белоруссии и в Приднестровье, где нестабильность внутриполитической ситуации создает благоприятную ситуацию для военного вмешательства во внутренние дела этих государств или иных стран под видом миротворческой деятельности. В последующем и до 2015 года возможно возникновение согласованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах традиционного влияния России с угрозой их перерастания в региональную войну.

      Таким образом, исходя из сложившейся  обстановки в мире и того, что высшим приоритетом государственной  политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе (см. схему 2).  

      1.            Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

      2.            Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка,  строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

      3.            Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

      4.            Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранения имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к РФ регионах.

      5.            Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ «___» мин. 

1. Опрос по  изложенному материалу:

а)____________________________________________________________

б)____________________________________________________________

2. Задание на  самостоятельную подготовку:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

                      Руководитель занятия: гв. пр-к                         В. Лаптенко

                                                                       воинское звание, подпись

Информация о работе Россия в современном мире