Роль деятельности оон в области народонаселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм менеджмента мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами.

Содержание

Введение……………………………………………..………………….………..2

Основная часть:

1. История создания ООН как системы………………………………………...4

2. Понятие и характеристика проблем в области народонаселения:

2.1. Анализ термина демографическая проблема…………...…….….……... 9

2.2.Характеристика демографической проблемы…………………………....10

3. Институты ООН, занятые в решении проблем в области народонаселения…………………………………………………………………19

4. Взаимоотношения России и ООН по взаимодействию в области народонаселения.……………………….………….…………………………….23

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Роль деятельности ООН в области народонаселения.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Общий рост населения тяжело сказывается  на земных ресурсах и окружающей среде, зачастую сводя на нет усилия в области развития. Организация Объединенных Наций различными способами анализирует соотношение между населением и развитием, делая в последние годы особый акцент на правах женщин и важности повышения их статуса, поскольку, согласно растущему мнению, эта проблема должна стать ключевой в достижении прогресса в социально-экономическом развитии.

     В задачи состоящей из 47 государств —  членов Комиссии по народонаселению  и развитию входит оказание консультативной  помощи ЭКОСОС; подготовка исследований по проблемам динамики роста народонаселения и его воздействия на социально-экономические условия. Одной из основных задач Комиссии является контроль за осуществлением Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 года.

Отдел народонаселения Организации Объединенных Наций при Департаменте по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) играет роль секретариата Комиссии.

     Он  также своевременно предоставляет  международному сообществу свежую и  научно обоснованную информацию в области  народонаселения и развития, и  проводит исследования по демографическим  уровнями, тенденциям, оценкам и  прогнозам, а также политике в области народонаселения и связи между народонаселением и развитием. Отдел ведет крупные базы данных, в том числе «Всемирные демографические прогнозы на период до 2150 года» и «Глобальный обзор и реестр политических мер в области народонаселения» (Global Review and Inventory of Population Policies — GRIPP), также координирует «Информационную сеть по народонаселению» (Population Information Network — POPIN), которая содействует использованию Интернета для облегчения глобального обмена демографической информацией.

     Фонд  Организации Объединенных Наций  в области народонаселения (ЮНФПА), руководящий оперативной деятельностью  системы Организации Объединенных Наций в области народонаселения, помогает развивающимся странам  и странам с переходной экономикой найти решения их собственных демографических проблем. Дополнительную информацию можно получить на сайте Фонда.

     Фонд  Организации Объединенных Наций  в области народонаселения (ЮНФПА), руководящий оперативной деятельностью  системы Организации Объединенных Наций в области народонаселения, помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой найти решения их собственных демографических проблем. Фонд помогает государствам совершенствовать направления здравоохранения, занимающиеся репродуктивным здоровьем, а также службы планирования семьи, действующие на основе индивидуального выбора, и разрабатывать политику в области народонаселения, направленную на поддержание усилий по устойчивому развитию. Кроме того, он способствует лучшему пониманию проблем народонаселения и способов их решения и помогает правительствам решать эти проблемы народонаселения способами, которые более всего соответствуют нуждам конкретной страны.

     Будучи  крупнейшим из финансируемых на международном  уровне источников помощи программам в области народонаселения, ЮНФПА распоряжается одной четвертью всей глобальной помощи народонаселению. Это в основном финансирующий орган, а многие из поддерживаемых им проектов и программ осуществляются правительствами, учреждениями Организации Объединенных Наций и НПО.

   Его основными  направлениями программной деятельности, в частности, являются:

  • репродуктивное здоровье женщин — включая планирование семьи, поддержание здоровья половой сферы и заботу о здоровье матери и ребенка, что помогает людям регулировать по собственному усмотрению размеры семьи получить большую свободу в планировании собственной жизни, спасает жизни, поддерживает борьбу против ВИЧ/СПИДа и содействует замедлению и сбалансированности роста народонаселения;
  • стратегии в области народонаселения и развития, которые помогают странам разрабатывать направления политической деятельности с увязкой демографических вопросов, содействуют в разработке стратегий улучшения качества жизни своих народов и в разработке собственного потенциала для демографических программ;
  • пропагандистская деятельность, содействие равенству женщин, поддержка политической приверженности, повышение уровня информированности и расширение ресурсной базы в области народонаселения и развития.

   Другие  приоритетные программы охватывают молодежь, пожилых, лечение и профилактику ВИЧ/СПИДа, а также население и охрану окружающей среды. ЮНФПА не оказывает никакой помощи службам прерывания беременности. Скорее Фонд стремится предотвратить аборты, увеличивая доступ к планированию семьи.

     ЮНФПА является ведущим подразделением Организации Объединенных Наций, которое контролирует ход осуществления Программы действий, принятой на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994) и пересмотренной на специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1999 году11. Основное внимание в Программе направлено, скорее, на удовлетворение потребностей конкретных женщин и мужчин, чем на демографические задачи. Ключом к такому подходу является повышение роли женщин и предоставление им больших возможностей выбора за счет увеличения их доступа к образованию, медицинскому обслуживанию и возможностям получения работы.

     ЮНФПА считает также своей приоритетной деятельностью решение проблемы репродуктивного здоровья подростков. Программы предусматривают меры по профилактике подростковой беременности, сокращению числа абортов, профилактике ВИЧ/СПИДа и венерических заболеваний, а также расширению доступа к услугам в области репродуктивного здоровья и информации12.

     Наличие у родителей возможности самостоятельно определять число детей и продолжительность  межродового периода является важным компонентом репродуктивного здоровья. Несмотря на то, что в последние годы резко увеличилось число супружеских пар, применяющих на практике методы планирования семьи, как минимум 350 миллионов супружеских пар во всем мире не имеют доступа к полному набору методик в области планирования семьи.

     Результаты  обследований свидетельствуют о  том, что 120 миллионов женщин на ежегодной  основе начинают активно пользоваться современными методами планирования семьи, если им предоставить более полную информацию, доступ к услугам и  адекватному консультированию, а также, если их поддерживают мужья, члены расширенной семьи и общины. ЮНФПА сотрудничает с правительствами, частным сектором и НПО в плане удовлетворения потребности человека в области планирования семьи.

     В ООН издаётся много специализированной демографической литературы: демографический ежегодник ООН, «Новости народонаселения» и т. д.

 

4. Взаимоотношения России и ООН по взаимодействию в области народонаселения. 
 

     В настоящее время состояние сотрудничества России с ЮНФПА является удовлетворительным.

     Помощник  генерального секретаря ООН, директор регионального бюро ПРООН в СНГ  и Восточной Европе Кальман Мижей  считает, что демографический кризис в России достиг такого уровня, что угрожает ее национальной безопасности. Он утверждает, что низкая продолжительность жизни российских мужчин связана с социально-экономическими и поведенческими факторами, "увязанными с гендерными стереотипами". В частности, отмечается склонность российских мужчин к чрезмерному употреблению алкоголя, наркотиков и табакокурению. Для России характерно крайне высокое количество самоубийств, высокий уровень смертности в результате ДТП и отравления алкоголем. Для решения демографического кризиса "необходимы конструктивные меры в области государственной политики". Помощник генерального секретаря ООН предлагает проводить новую иммиграционную политику. Настоятельной является потребность проведения отвечающей национальным интересам иммиграционной политики: через 10 лет для поддержания темпов роста России нужно будет ежегодно принимать до 2 млн. иммигрантов.

     В феврале 2007 года ООН опубликовала доклад "Международные демографические тенденции", согласно которому к 2050 году население мира достигнет 9 млрд человек. Темпы прироста населения планеты сократятся вдвое и составят около 30 млн человек в год. Россия приросту населения будет только мешать: по прогнозу ученых, за 43 года количество жителей страны уменьшится на 20%. Специалисты предупреждают, что эта цифра может быть вдвое больше, если власти продолжат проводить неэффективную демографическую политику.

     Ученые  отмечают, что помимо мировых тенденций  по уменьшению населения Россия испытывает влияние факторов, с которыми другие страны не столкнулись. До 1970 года СССР шел вровень с остальными странами, однако затем Запад начал серьезно вкладываться в профилактику здоровья людей. Российская медицина и сейчас остается практически военной. В России смертность из-за травматизма, убийств, гибели в авариях и от алкогольного отравления стоит на втором месте (после смерти от сердечно-сосудистых заболеваний) и составляет 300 тыс. человек в год.

     Кривая  продолжительности жизни России на протяжении прошлого столетия показывает, что воздействие соответствующих  политических мер и инвестиций в здоровье и безопасность населения, или их недостаток, часто имело воздействие, сопоставимое с последствиями серьёзных катастроф или войн. Следовательно, чрезвычайно важно понять, что бездействие в отношении ключевых отрицательных факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России, сегодня может иметь огромные последствия для будущих поколений. Важно, что демографические проблемы России являются или прямым следствием или имеют прямую связь с проблемами, обозначенными в Целях Развития Тысячелетия, и, в конечном счете, влияют на конкурентоспособность и устойчивость экономики страны и общества.

     Важность  и приоритетность проблем народонаселения  в национальной программе развития подтверждено принятой в октябре 2007 года Концепцией демографического развития Российской Федерации.

     Учитывая  это, Агентства ООН в Российской Федерации определили стратегическую поддержку национальных усилий по предотвращению демографический кризиса как один из ключевых приоритетов для совместных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, мы сделали анализ термина демографическая  проблема, дали характеристику проблем  области народонаселения, рассмотрели  институты ООН, занимающиеся решением проблем в области народонаселения, а также взаимоотношения России и ООН по взаимодействию в области народонаселения.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Потенциальная опасность современной демографической  ситуации заключается в том, что  в предстоящие два десятилетия  население земного шара увеличится почти в 1,5 раза. По расчетам на земле к 2075г. Будут жить 9 млрд. человек. Причем рост населения (демографический взрыв) наблюдается в странах с мало развитой экономикой, где ощущается недостаток образования и квалификации. А в странах где принимают меры для подавления резкого увеличения численности, наблюдается иная проблема- старение населения (например, Китай).

     В России же демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль  населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек. Эти цифры  говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. В нашей стране прирост населения по статистике выходит с минусом, т.е. убыль населения. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме.

     Исключительная  сложность решения проблем народонаселения  в современном мире состоит в  том, что из-за инерции демографических  процессов, чем дольше откладывается  решение этих проблем, тем больший  масштаб они приобретают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

    1. Борисов В. А. Демография. Учебник для вузов. М., 2007. С. 344.
    2. Борисов В.А. Депопуляция в России: причины, следствия, пути преодоления // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк, МГУ им. М.В.Ломоносова, ЛГТУ, 1999. – С.15-24.
    3. Глобальные проблемы человечества. М., 2006. С. 264.
    4. «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом» от 25-27.06.2001 г.
    5. Демография. М., 2007. С. 440.
    6. Доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 год «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития». М., 2007. С. 144.
    7. Максаковский В.П. Демографический кризис в современном мире. // География ПС. – 2001. - № 23. – С. 13-14.
    8. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже 20-21 веков. - М., 2007. – С. 103.
    9. Резолюция «Основные направления деятельности по дальнейшему осуществлению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию» от 02.07.1999 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН).
    10. Сергеев П.В. Мировая экономика. М., 2007. С. 160.
    11. Спиридонов И. А. Мировая экономика. М., 2007. С. 272.
    12. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М., 2006. С. 128.
    13. Внешняя политика Советского Союза в срок отечественной войны. Т.1 М.1970
    14. п.3 ст.1 Устава ООН
    15. ст.62 ЭКОСОС 
       

Информация о работе Роль деятельности оон в области народонаселения