Решение пограничного вопроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

В основу индийско-китайских отношений заложены пять принципов мирного сосуществования - принципы Панча шила, заключающие в себе стремление обеих сторон к сотрудничеству с учетом взаимных интересов и равенства. Однако, нестабильная ситуация в азиатском регионе (наличие в регионе ядерного оружия, нескончаемые террористические акты, вооруженные пограничные столкновения, большой поток беженцев, экономическая отсталость некоторых районов) во многом проистекает из-за существования неурегулированных вопросов между двумя азиатскими державами – Индией и Китаем, что можно объяснить их противоречивыми подходами к совместному решению региональных и геополитических проблем.

Содержание

Введение

§ 1 Решение пограничного вопроса

§ 2 Подписание декларации о сотрудничестве

§ 3 Основные аспекты китайско-индийских отношений

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

геополитика.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

                                   Декларации о сотрудничестве

     В марте 2000г. Китай и Индия впервые вступили в диалог по вопросам безопасности. Контакты между политическими лидерами двух стран смогли придать уникальные импульсы улучшению отношений: к ним относится, например, визит в Индию в январе 2002г. в самый разгар кашмирского кризиса китайского премьер-министра Чжу Жунцзи – первый визит главы правительства соседней страны за последние 10 лет. Во время этой встречи стороны условились уделять первоочередное внимание пограничным вопросам, продолжить диалог в области безопасности и создать новый механизм диалога в борьбе с терроризмом.

    Китайско-индийские отношения вступили в новый этап развития, заявил в Пекине премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао во время переговоров с находившимся в КНР в конце июня 2003г. с официальным визитом премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи.По словам Вэнь Цзябао, Китай не рассматривает развитие Индии «как угрозу». Исходя из этого же положения, он считает, что развитие Китая не представляет угрозы для соседних стран. “Китай твердо намерен создать новый тип взаимоотношений с Индией, базирующийся на долгосрочном партнерстве конструктивного сотрудничества”, – подчеркнул глава правительства КНР.

  В ходе переговоров главы правительств двух стран обсудили широкий круг двусторонних отношений, международных  и региональных проблем, а также  принципы взаимоотношений и основные направления сотрудничества.С обеих сторон было заявлено, что Пекин и Дели придают особое значение взаимоотношениям друг с другом и вопросам сохранения стабильности и безопасности в южно-азиатском регионе.Китайский премьер в это связи выразил надежду на дальнейшее улучшение отношений между Дели и Исламабадом и заявил о том, что Пекин поддерживает усилия, направленные на ослабление напряженности и обеспечении мира в отношениях между Индией и Пакистаном.

 Говоря о перспективах экономического сотрудничества двух стран, Вэнь Цзябао предложил довести объем двустороннего товарооборота к 2005 году до 10 млрд. долларов. 

                                                      -9-

  По  итогам переговоров были подписаны 9 совместных китайско-индийских документов, среди которых – меморандум о  взаимопонимании по вопросу о сотрудничестве между Верховной народной прокуратурой КНР и Министерством Юстиции Индии; программа сотрудничества в области образования; протокол о сотрудничестве между Главным управлением контроля, инспекций и карантина КНР и Министерством сельского хозяйства Индии в области экспорта фруктов из Индии; меморандум о взаимопонимании относительно упрощения порядка выдачи виз; меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в области возобновляемых источников энергии между Министерством водных ресурсов КНР и Министерством нетрадиционной энергетики Индии. Также были подписаны документы о сотрудничестве в области океанографии и морских технологий, развитии научно-технологического взаимодействия, создании культурных центров двух стран в Пекине и Дели, а также программа культурных обменов между КНР и Индией до 2005г.Была подписана “Декларация КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве”. Официальный представитель МИД КНР Кун Цюань назвал ее «позитивным, взаимовыгодным и сбалансированным» документом. Эта Декларация имеет не только важное значение для развития нынешних китайско-индийских отношений, но и важное значение для долговременного развития двух государств и долгосрочной стабильности, процветания и развития в Южной Азии. “Следует отметить, – сказал Кун Цюань, – что Декларация предусматривает всесторонний план дальнейшего развития китайско-индийских отношений в политической, торгово-экономической, культурной, научно-технической и военной областях и в сфере образования”.

  Сходство  позиций объясняется и общими проблемами, стоящими между обеими странами: необходимость поддержания  высоких темпов экономического развития, борьба с бедностью, проблемы сепаратизма  и терроризма, присутствующие в обеих странах.Вместе с тем, притязания как Индии, так и Китая на региональное лидерство чреваты осложнениями в их отношениях. Сегодня обе стороны предпочитают не выпячивать сложности, однако периодически возникают ситуации, замалчивать которые не удается. 
 
    

                                                        -10-

  Проблемы  во взаимоотношениях Индии и Китая  можно разделить на две группы: к первой относятся проблемы, унаследованные от ранних этапов существования независимой  Индии и социалистического Китая; вторая вызвана текущей конъюнктурой и столкновением стратегических интересов Китая, Индии и других ведущих игроков в регионе, прежде всего США. 
 
    Наиболее острая из проблем, доставшихся в наследство от 1960-х годов, – территориальная. Китай оккупирует ряд приграничных участков в Кашмире (Аксай-Чин, площадью ок. 42,7 тыс. кв. км, т.е. около 20% Кашмира) и на севере индийского штата Аруначал-Прадеш (где Китай контролирует ок. 36 тыс. кв. км), которые Индия считает своими. И хотя этот территориальный вопрос в последнее время в публичной полемике практически не поднимается и по своей остроте не идет ни в какое сравнение, например с индийско-пакистанским спором из-за Кашмира (Пакистан контролирует около трети территории Кашмира, из-за чего в новой истории между Индией и Пакистаном уже случились две войны, не считая периодических перестрелок и того, что в Индии называют «трансграничным терроризмом»), проблема до сих пор остается нерешенной.

    Другая проблема, осложняющая двусторонние отношения, – тибетская. Большинство тибетцев, покинувших (и продолжающих покидать) родину после ввода в Тибет китайских войск в 1959 году, проживает в Индии (общая численность тибетской диаспоры оценивается в 120-140 тыс. человек, из них до 100 тыс. – в Индии). В Индии, в городе Дхарамсала, находится официальная резиденция духовного лидера тибетских буддистов – Далай-ламы XIV, которого в Китае считают главным сепаратистом. 
     Круг проблем, связанных с сегодняшними амбициями и устремлениями Индии и Китая, весьма обширен. Претендуя на роль региональных лидеров в Азии, обе страны стремятся наращивать свое присутствие прежде всего в соседних регионах, и вступают в прямую конкуренцию в Центральной и в Юго-Восточной Азии.   Обе страны являются крупнейшими импортерами оружия, причем в 2006 – 2010 годах Индия по этому показателю впервые обошла Китай. За этот период на долю Индии пришлось 9% всего мирового импорта вооружений, тогда как на долю Китая – около 6%.Кроме того, Индия до сих пор не является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия и, по разным оценкам, имеет от 80 до 100 единиц ядерного оружия.

                                                          -11-

  Это уступает китайским показателям, но делает взаимное уничтожение сторон в случае конфликта с использованием ядерного оружия гарантированным.Индия постепенно превращается и в одну из ведущих мировых военно-морских держав. Пока основная деятельность индийских ВМС (операции против пиратов, учения, маневры, патрулирование – в том числе совместно с военными кораблями стран Юго-Восточной Азии) сосредоточена в Индийском океане. Однако индийские ВМС все активнее выходят и в сопредельные районы и на западе (Средиземное море), и на востоке (Юго-Восточная Азия). Так что новый фактор для геополитического соперничества Китая и Индии в АТР – это также вопрос времени.

   В геополитическом плане Индия и Китай – скорее, соперники и конкуренты, чем союзники, несмотря на наличие ряда общих интересов и совпадение позиций по многим вопросам международной политики.Вместе с тем, в обозримой перспективе это соперничество вряд ли перерастет в открытое противостояние, тем более – вооруженный конфликт. Китай, придерживающийся принципа, что внешняя политика должна служить нуждам внутреннего экономического роста, на обострение ситуации не пойдет. Индии оно также не выгодно, особенно учитывая постоянное балансирование на грани вооруженного конфликта с другим соседом – Пакистаном, также обладающим ядерным оружием.По-видимому, в среднесрочной перспективе обе страны будут продолжать курс на сотрудничество, не выпячивая, а наоборот, стараясь максимально сгладить имеющиеся проблемы и разногласия.    Китай предлагает Индии решать вопросы, во-первых, совершенно не регионального, а глобального характера. А во-вторых, решать их вдвоем, без указки «большого брата». Более того, он фактически говорит о том, что систему политических, экономических и геополитических отношений они могут и должны строить заново, поскольку (это не говорится, но очевидно следует из контекста) старая, «америкоцентричная» система уже никуда не годится.И Вэнь Цзябао получает ответ. Полностью разделив его мнение, Манмохан Сингх указал, что в течение 60 лет после установления дипотношений индийско-китайские связи непрерывно развивались, что принесло реальную выгоду обеим странам и их народам. Индия и Китай являются не соперниками, а друзьями и партнерами.

                                                              -12-

Индийское правительство  придает большое значение развитию отношений с Китаем и готово приложить совместные с Китаем усилия по активизации контактов на высоком уровне и консультаций на разных уровнях, расширению взаимовыгодного сотрудничества и согласованных действий в международных и региональных делах. Индия приветствует капиталовложения китайских предпринимателей и поощряет своих предпринимателей вкладывать инвестиции в китайскую экономику. Т. е. Индия готова не просто работать вместе с Китаем, но и отказаться от действующей много десятилетий позиции, что Китай во всех проявлениях своей политики является ее конкурентом и даже врагом. Такой подход совершенно невозможен, если рассматривать эти две страны только в рамках Южной и Юго-Восточной Азии – зато понятен, если тот «сосуд», в котором они находятся, существенно расширяется.

     Значение дальнейшего развития индийско-китайских отношений усиливается при увеличении роли в регионе таких держав, как США и Россия, колебания в сторону которых может значительно повлиять на баланс сил и режим безопасности в Азии. Существенна также позиция Пакистана, который играет решающую роль в регионе не только географически, но и политически. Для Казахстана дальнейшее развитие индийско-китайских отношений является немаловажным в силу следующих причин:

• с экономической  точки зрения, Казахстан заинтересован  в транспортировке своих энергетических ресурсов на азиатский рынок, посредством  разрабатываемых проектов Индии  и Китая по строительству нефтепроводов, соединяющих запад Казахстана с  Южной Азией.

• с точки зрения обеспечения безопасности в Центральной  Азии, для борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма в регионе  и предотвращения ядерной угрозы, необходимы совместные усилия стран-участниц Шанхайского Договора и Индии  – единомышленницы в деле поддержания  региональной стабильности и безопасности.

      Основные аспекты двусторонних индийско-китайских отношений

     Индийско-китайские отношения на протяжении всей истории своего развития отличались особой динамикой, прослеживая которую можно выделить три основных этапа:

                                                          -13-

• Первый этап характеризуется  резким подъемом в начале 50-х гг. – периодом установления отношений между двумя независимыми государствами, за которым последовало длительное замораживание дипломатических контактов, вызванное военным столкновением на границе в 1962 году;

• Обстановка второго  этапа усугубилась появлением на мировой арене Китая в качестве ядерной державы в 1964 г. и последовавшей  за этим гонкой вооружений с Индией, стремящейся достичь военно-психологического паритета с северным соседом. Первые два этапа характеризовались  практическим отсутствием экономических  отношений между двумя странами;

• В начале третьего этапа в 80-х гг. начинает прослеживаться тенденция к возобновлению добрососедских отношений, обусловленная во многом быстрым экономическим ростом Китая. Новая политика КНР, направленная на либерализацию экономики и мирное сосуществование в многополярном  мире находит свои параллели в  национальной стратегии Индии.

Индия и Китай  находились примерно на одной ступени  экономического роста в начале 80-х  годов, когда Китай начал свое стремительное восхождение по пути экономических реформ и открытости, Индия же задержалась с началом  реформ на десятилетие.

1. Экономические отношения

Имея существенные экономические потенциалы и возможности, последнее – во многом благодаря  близкому соседству, экономические  отношения Индии и Китая характеризовались  весьма низкими показателями, что  вполне объясняется существовавшей на протяжении тридцати лет напряженностью в политических отношениях двух стран. К тому же, в силу существовавшего  в 70-е гг. политического расклада сил на международной арене, основными партнерами Китая и Индии выступали США и СССР соответственно.

На сегодняшний день, согласно статистике китайской таможни, в 2002 году общий объем внешнеторгового оборота между Китаем и Индией составил 4,95 млрд. долл. США, увеличившись на 37,6 процента по сравнению с 2001 годом.

                                                                 -14-

В том числе импорт Китая из Индии составил 1,68 млрд. долл. США, а экспорт товаров Китая в Индию - 1,22 млрд. долл. США, с приростом на 104 и 37 процентов соответственно.

Из вышеуказанных  цифр следует, что торгово-экономическое  сотрудничество между Китаем и Индией в последние годы продвигалось быстрыми темпами. Во многом это объясняется  наметившейся тенденцией к улучшению  политического климата индийско-китайских  отношений, в свете ряда прошедших  двусторонних переговоров на высшем уровне.

Все же коэффициент  развития экономических отношений  между двумя странами недостаточен для образования достаточно стабильной базы для успешного двустороннего  сотрудничества. Стороны не отрицают, что помимо низкого экономического коэффициента, основным камнем преткновения в индийско-китайских отношениях является вопрос о делимитации границы  и исходе кашмирского конфликта.

2. Территориальный вопрос

Одним из самых важных документов, подписанном на высшем уровне Пекином и Дели, является соглашение об укреплении доверия в  военной сфере вдоль индийско-китайской  границы. Однако при этом заметно взаимное недоверие и нежелание идти на компромиссы.  С одной стороны, Китай готов признать т.н. линию МакМагона в восточном секторе китайско-индийской границы (в этом случае за Индией остается 90 тыс. кв. км оспариваемой территории Аруначал Прадеша и Ассама), в обмен Индия должна признать в качестве государственной границы «линию фактического контроля» в западном секторе, где 38 тыс. кв. км территории Ладакха (область на северо-востоке Джамму и Кашмира) отойдут Китаю. Как свидетельствуют страницы индийских печатных изданий, Атал Бихари Ваджпаи готовился к недавнему визиту в КНР с четким намерением прояснить ситуацию вокруг Сиккима– областью между Непалом и Бангладешем, представляющей стратегический интерес для Индии. Во время переговоров с китайской стороной индийскими представителями было озвучено предложение о признании Тибета частью Китая в «обмен» на СиккимВозможно, это указывает на то, что Китай готов сделать серьезные шаги для решения пограничного вопроса, но при условии,

Информация о работе Решение пограничного вопроса