Референдум в СССР: конституционно-правовые основы и практика (общая характеристика российских референдумов 17.03.1991 г., 25.04.1993 г., 12.12.1993 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать конституционно-правовые основы и проведение референдумов в Советском Союзе, в частности от 17 марта 1991 г., 25 апреля 1993 г., 12 декабря 1993 г.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- раскрыть понятие и конституционно-правовую основу референдума и опроса;
- описать проведенные референдумы в Советском Союзе и России в период 1991-1993 гг.;
- исследовать общие политические итоги референдумов 1991-1993 гг.

Содержание

Введение
Глава 1. Референдум как институт народовластия в Российской Федерации
1.1 Понятие референдума и его конституционно-правовая природа
1.2 Референдум 17 марта 1991 г.: важнейшая веха на пути к становлению демократии в России
Глава 2. Референдумы 1993 г. как этап политической борьбы в России
2.1 Референдум России 25.04.1993 г.: причины и результаты голосования
2.2 Политические итоги референдума 12 декабря 1993 г.
2.3 Общие политические итоги избирательных кампаний 1991-1993 гг.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

референдум в ссср.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, именно законом "О референдуме РСФСР" [5], принятым 16.10.1990 г., было проведено 17.03.1991 г. всенародное голосование. Была поставлена задача - выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной  жизни: о сохранении на территории нашей  страны Союза как обновленной  федерации суверенных республик  и введение поста Президента в  России.

В декабре 1993 г. референдум был  проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной  и исполнительной властью.

Особенность референдума, проведенного 12.12.1993 г. состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции  проходили выборы в Федеральное  Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией.

Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 г) издал  Положение о федеральных органах  власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное  Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении  Положений о выборах депутатов  Государственной Думы и Совета Федерации  в 1993 г) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число  действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

Общие итоги голосований  российских избирателей на федеральных  выборах и референдумах в 1991-1993 гг. основаны на официальных данных о  результатах голосований избирателей  в 785 административных единицах (районах  и городах), охватывающих территорию 23 областей и краев Российской Федерации, или практически каждый второй и  собственно российских регионов, исключая национально-территориальные образования, Москву, С. - Петербург, Московскую и  Ленинградскую области, обладающие определенной спецификой [13, с.10].

Главный вывод состоит  в том, что на протяжении 1991-1993 гг. в России сложился однородный, устойчивый демократический электорат, составлявший по итогам выборов и референдума 12.12.1993 г. почти точно одну треть (32,8%) от полного числа избирателей, включенных в списки для голосования. Причем доля демократического электората на выборах 12.12.1993 г. была одинакова как  для городов, так и для сельской местности.

Этому демократическому электорату противостоит столь же устойчивый и  однородный консервативный (коммунистический и националистический) электорат, как  минимум, вдвое-втрое меньший по численности. Ибо, как оказывают  дополнительные исследования превышение явки избирателей над уровнем 43-45% 12.12.1993 г. почти всюду было обусловлено  массовыми приписками голосов против Конституции и в пользу националистических и коммунистических партий, а также  в пользу баллотировавшихся в  Совет Федерации местных боссов.

После драматических событий  вокруг Конституции осенью 1993 г. наступило  испытание Конституции практикой. И хотя Государственной Думой, Советом  Федерации, другими субъектами права  законодательной инициативы был  подготовлен ряд конституционных  поправок, они не вызвали большого общественного резонанса. Причиной тому является прошлый длительный избирательный  марафон по выборам депутатов  Государственной Думы и Президента Российской Федерации, который несколько "отодвинул" решение других важнейших проблем общественной жизни.

Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс  для становления новой российской государственности. Также, несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное - без них невозможно движение России вперед, Достаточно проанализировать содержание законов о гарантиях  избирательных прав граждан, о выборах  депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о референдуме, об основах  местного самоуправления, других законодательных  актов, закрепляющих отдельные институты  и формы народовластия, чтобы  объективно оценить их решающую роль в демократизации общественной жизни.

Наличие оттенков мнений и  многочисленных партий в какой-то степени  затрудняет анализ расстановки политических сил в России. Для того, чтобы  можно было анализировать политическую ситуацию о высоты птичьего полета, принимая во внимание лишь главные  политические тенденции и настроения избирателей, желательно было бы характеризовать  политическую ситуацию в России и  в ее отдельных регионах каким-то одним общим показателем.

Анализ показывает, что  в 1991-1993 гг. спектр политических мнений и пристрастий российских избирателей  можно свести к двум основным типам. Так, для референдума 17.03.1991 г. можно  выделить, как уже отмечалось, реформистскую  и консервативную группы избирателей, голосовавших соответственно за и против учреждения поста Президента РСФСР [29, c.390].

На референдуме 25.04.1993 г. перед  избирателями был поставлен вопрос о доверии президенту Б. Ельцину, и тех избирателей, которые ответили "да" на этот вопрос, мы снова можем  считать реформистами, а тех, кто  ответил "нет" - антиреформистами.

Спустя менее чем шесть  месяцев, 12.12.1993 г. избиратели вновь  дважды голосовали "за" или "против" реформ: сначала голосуя "за" или "против" проекта Конституции, вынесенного на голосование президентом, а затем "за" или "против" списков непримиримо оппозиционных  к политике этого же президента кандидатов Коммунистической партии, Аграрной партии и Либерально-демократической партии России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Свобода выбора является важнейшим  фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой личности. Как подметил английский теоретик политического либерализма  Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность  человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения  своей позиции.

Конституция Российской Федерации  провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный  народ России и признает за ним  полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Вышесказанное позволяет  судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей  ему государственной власти в  пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой  формы непосредственного волеизъявления народа.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда  доверие к демократии в России подорвано, когда "нет консенсуса о том, является ли парламентская  демократическая организация власти лучшей в российских условиях", когда  низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления  и развития демократического правового  государства в России.

Политическое значение института  референдума состоит в том, что  с его помощью граждане приобретают  возможность эффективного воздействия  на формирование политики государственных  и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять  свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и  демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии  согласованного законодательства. Тем  не менее, зачастую законодательство субъектов  Федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают  пробелы и коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор  не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог  систематизировать местное законодательство.

Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы  согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений  о проведении всероссийского референдума  по вопросам совместного ведения. Кроме  того, от органов власти на местах во многом зависит психологический  фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.

Кроме того, юридическая  природа правовых актов, принимаемых  с помощью референдума и государственными органами, одинакова - они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную  волю народа - верховного обладателя власти. Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность  за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.

Только с усвоением  народом демократических ценностей  важнейший демократический институт референдума начнет играть все более  и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование  законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.

 

Глоссарий

Новое понятие

Содержание

1

Гарантированность прав и  свобод

- это механизм ограничения  власти 

2

Инициативный референдум

-референдум по законодательным предположениям или уже действующим правовым нормам

3

Конституционные права и  свободы человека и гражданина

-неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государство, составляющие ядро правового статуса личности

4

Конституционный референдум

- референдум по изменениям  в конституцию 

5

Народный референдум

- референдум, инициированный  избирателями после сбора подписей 

6

Права человека

- неотъемлемые свойства  и возможности, определяющие меру  его свободы, закрепленные в  правовых нормах, нравственных и  политических правилах, религиозных  домах 

7

Плебисцит

- референдум, инициированный  руководителями, президентами и  др.

8

Равноправие

- формальное юридическое  равенство: равенство прав, равенство  обязанностей, равенство перед законом  и судом 

9

Равенство прав и обязанностей

- равный масштаб поведения  для неравных людей, состоит в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность

10

Референдум меньшинства 

- референдум, инициированный  парламентским меньшинством 

11

Юридические права и свободы 

- мера возможного поведения 

12

Юридическое выражение прав

- характер распределения  социальных возможностей и обязанностей  между людьми в пределах конкретных  общественных отношений 


 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета.25.12.1993 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

2.   Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.199 5г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

3.   Федеральный конституционный закон РФ от 27.09.2002 г. № 5-ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" [текст] (утратил силу) // Собрание законодательства РФ.30.09.2002. № 39. Ст.3641 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

4.   Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ.17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

5.   Закон РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 "О референдуме" (утратил силу) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.25.10.1990. № 21. Ст.230 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

6.   Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.18.10.1993. № 42. Ст.3995 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.

 
Научная литература:

7.  Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права [текст]. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 336 с.

8. Абрамов С.Ю. Законодательство о референдумах (Сравнительный анализ) [текст] // Государство и право. 1992. № 4.

9.  Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.

10.  Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР [текст]. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с.

Информация о работе Референдум в СССР: конституционно-правовые основы и практика (общая характеристика российских референдумов 17.03.1991 г., 25.04.1993 г., 12.12.1993 г