Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:

- раскрыть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;

- выявить основные принципы местного самоуправления;

В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

- дать точное понятие местному самоуправлению, опираясь на взгляды ученых-правоведов;

- охарактеризовать основные принципы местного самоуправления;

- выявить основные направления деятельности органов местного самоуправления

Работа содержит 1 файл

мсу.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Сейчас  правовое положение исполнительных органов местного самоуправления определяется: общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации; нормативно-правовыми  актами федерального уровня; нормативными правовыми актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, принимаемыми населением и органами местного самоуправления.

     Федеральный уровень правового регулирования  исполнительных органов местного самоуправления уже был предметом научного анализа. Вне детального анализа пока остается региональный уровень нормативного правового регулирования организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

     Установление  общих принципов организации  местного самоуправления относится  к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно этим объясняется актуальность данной темы.

     В данной работе мы попытаемся дать не только общее представление о местном самоуправлении, но и осветить его насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования политической системы.

     Целью данной курсовой работы является:

     - раскрыть понятие местного самоуправления  в Российской Федерации;

     - выявить основные принципы местного самоуправления;

     В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

     - дать точное понятие местному  самоуправлению, опираясь на взгляды  ученых-правоведов;

     - охарактеризовать основные принципы местного самоуправления;

     - выявить основные направления деятельности органов местного самоуправления

     Объект  исследования –  это органы местного самоуправления Российской Федерации.

     Тема  данной контрольной работы носит  исследовательский характер и предусматривает  всестороннюю характеристику объекта исследования.

 

 

1. Понятие местного самоуправления.            

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное  представление об организации жизнедеятельности  общества и государства, которое  естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

      а) основой конституционного строя  страны;

    б) правом населения на самостоятельное решение  вопросов местного значения;

    в) формой народовластия.          

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».          

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ  конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ [ст.4] и органов государственной власти субъектов РФ [ст.5] в области местного самоуправления.          

Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие (референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления» [ст.12].          

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.          

Гражданам гарантируется право избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа  к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др.          

Право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также  и другие формы его реализации. Это, прежде всего, территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.          И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление ¾ это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.          

Определение местного самоуправления, характеризующее  его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации ¾ признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».          

Хотя  законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон и закон РХ (ст.13, п.6) запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление ¾ это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная ¾ это две формы власти народа.          

Итак, местное  самоуправление как форма народовластия  имеет следующие основные признаки:

      1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;           

2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;           

3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;          

4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;           

5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.  
 

2. Основные принципы местного самоуправления.  
 

  Принципы  местного самоуправления — это обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

  В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных  закономерностей и тенденций  развития местной власти. Для них характерно следующее:

  1. Принципы предопределяют построение  и функционирование муниципальной  власти.

  2. Выступая теоретической основой  муниципального строительства, принципы  помогают уяснить сущность местного  самоуправления, его отличительные черты и признаки.

  3. Принципы выступают в качестве  критерия оценки действующей  системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам  и идеям, выраженным в принципах  местного самоуправления.

  4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

  Принципы  местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской  Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран—членов Совета Европы.

  Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь  на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

  Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

      К общим принципам местного самоуправления относятся:

      1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Эти и другие формы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Решения принятые путём прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.          

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.          

Основное  содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст.1).          

Вместе  с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и содействовать в соответствии с законом государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Аналогично строятся взаимоотношения между муниципальными образованиями в границах одной территории. Им должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчинённость одного муниципального образования другому не допускается.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ