Контрольная работа по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Классическую геополитику обычно рассматривают как науку о влиянии географического пространства государств на их политические цели и интересы. В современных исследованиях геополитика трактуется более широко и многопланово – как наука о связи и взаимодействии пространства и политики. В соответствии с таким подходом она должна изучать, с одной стороны, свойства пространства, влияющие на те или иные политические акции, на их характер и резонанс, с другой стороны – влияние политики на пространство, преобразование его в соответствии с волей людей. Именно это понимание геополитики, на наш взгляд, является наиболее продуктивным.

Работа содержит 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим более подробно концепцию географического детерминизма на примере трудов ученого Генри Томаса Бокля (1821 – 1862).

В XIX веке сторонники географической школы уже не ограничивались исследованиями влияния только климата на общественное развитие. Сама жизнь, успехи науки и техники ставили под сомнение господствующие в то время взгляды прошлого. В общей системе географической школы формируется направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и т.п. на жизнь общества. Особенно яркое воплощение данное направление получило в трудах англичанина Генри Томаса Бокля. [10]

Профессор географии Лондонского университета Бокль был разносторонним ученым. Работы Бокля дают право отнести его к сторонникам географической школы. В своей книге «История цивилизации в Англии» Бокль, дополняя учение Монтескье о климате, выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. В результате он выделил четыре группы: «климат, пищу, почву и общий вид природы». По Боклю, коренная причина цивилизации в древнем мире – плодородие почвы, в Европе – климат, поскольку в первом случае результат зависит от отношения между почвой и ее продуктом, а во втором – от отношения между климатом и работником. Именно по этой причине, считает Бокль, на пути цивилизации первые шаги принадлежат неоспоримо самым плодородным странам Азии и Африки. Однако он не ограничивался данными компонентами и признавал, например, влияние развитого человеческого разума на исторический процесс.

Бокль, в отличие от Монтескье, подчеркивал основное влияние не климата, а ландшафта. Уделяя первостепенную роль географическим условиям (ландшафту, климату, плодородию почвы) как стимулу общественного развития, Бокль, вместе с тем, утверждал, что достигнутый уровень экономического благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов. Именно по этой причине, по его мнению, в дальнейшем европейские страны обогнали в своем развитии страны Азии и Африки. При этом Бокль замечает, что в теплом климате работоспособность людей выше, чем в холодном или жарком, поскольку в первом случае нет необходимости прерывать работу (например, земледельческую деятельность) и пережидать «неплодородное» время.

От климата, пищи, почвы и ландшафта зависит первоначально «история богатства»: «почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом – энергия и постоянства самого труда». Плодородная почва через избыток продовольствия увеличивает народонаселение, а это, по Боклю, ведет к уменьшению заработной платы каждого работника. На юге пища более дешевая и требует меньших усилий для ее добывания. Отсюда – громадное население, нищета работников, невиданное богатство правителей. Ландшафт, значение которого Бокль особенно подчеркивает, «действует на накопление и распределение умственного капитала».

Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображение (различные виды «грозной природы»), и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это – места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вызвали неравное распределение богатства, другие – «неравномерное распределение умственной деятельности, сосредоточив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение. ...Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы – подчинение человека природе». [10]

 

Вопрос 2. Дайте определение понятия «теллурократия».

Теллурократия (греч., власть посредством земли) – континентальное могущество государств, обусловленное их удаленностью от открытых морей. Определение дано Дергачевым В.А. [2]

 

Вопрос 3. Раскройте сущность деятельностного метода исследования науки геополитика.

Деятельностный метод в науке называют психологическим или социально-психологическим. Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, толпы, малых групп и т.п. [5]

В геополитике деятельностный метод направлен на анализ геополитической картины в её динамике. Он рассматривает ее как специфический вид живой и овеществленной деятельности, как циклический процесс, имеющий определенные стадии или этапы. Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности групп, масс; контроль над достижением поставленных целей; анализ результатов деятельности и постановка новых целей и задач. Этот метод составляет методологическую базу теории геополитических решений.

Как считают многие ученые, специфическим развитием и конкретизацией деятельностного подхода выступает критико-диалектический метод, который ориентирует на критический анализ явлений, фактов, течений в геополитике, выяснение противоречий как источника самодвижения в обществе, источника экономических, социально-политических, геополитических изменений. Этот метод широко использовался марксистами, неомарксистами, в леволиберальной и социал-демократической мысли и т.д. Этот метод плодотворен и активно применяется до сих пор. [5]


Заключение

Геополитика - синтетическая наука, она многогранна, как сложна и противоречива сама жизнь. Геополитика учит тому, что мировой процесс хотя и испытывает большое влияние личности, тем не менее носит объективный естественно-исторический характер, это вектор сложного взаимодействия многих составляющих его сил и воль, объективных потребностей и субъективных интересов.

Геополитическое знание — это глубоко научное знание, а значит, объективное, всестороннее, лишенное идеологической зашоренности и мифологии, какими бы простыми и привлекательными они ни были. В этом — главная ценность, практическая значимость геополитики как науки.

Процесс развития геополитики органично и тесно связан с процессом развития человеческой цивилизации – появлением новых государств, расширением территорий, характером взаимоотношений между ними. Практикоориентированный характер геополитики, заставлял от исследователей быстро реагировать на происходящие изменения, будь то научно-техническая революция, демократизация, глобализация, масштабная война и пр.

Современные геополитические концепции чрезвычайно многогранны. В основном они имеют мультипарадигмальный и интегративный характер. Несмотря на то, что и в современных теориях явственно прослеживается преемственность классической геополитики, сегодня у исследователи рассматривают и учитывают не только географический, но и социокультурный, институциональный, психологический компоненты.

Использование современных подходов: структурно-функционального, неоинституционального, системного, социокультурного и др. позволило геополитике существенно расширить свой предмет и методологию и превратиться в смежную дисциплину на стыке политологии, географии, истории, социологии, психологии, философии и пр. Именно благодаря этому перспективы развития геополитики в XXI в. оцениваются крайне высоко. [7]


Список литературы

1.   Геополитика: Хрестоматия / составитель Б.А. Исаев. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

2.   Дергачев В. А. Геополитика: учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.

3.   Дугин А.Г. Основы геополитики - М.: Арктогея, 2002. - 590 с.

4.   Исаев Б.А. Геополитика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.

5.   Маринченко А.В. Геополитика. - М.: Инфра-М, 2008. - 429 с.

6.   Мухаев Р.Т. Геополитика: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623 с.

7.   Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика: учебник для студентов вузов - М.: Юнити-Дана: Единство, 2007. - 527 с.

8.   Сирота И.М., Основы геополитики: учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005. - 136 с.

9.   Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 269 с.

10.             Фокин С.В. История возникновения и развития геополитики как науки // Геополитика: учебник / под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 520 с.

 

2

 



Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"