Геополитика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. были ознаменованы исчезновением с карты мира мощной геополитической державы – СССР. Этому способствовали значительные объективные и субъективные процессы, в том числе существенное давление прежде всего со стороны США. Запад стремительно приблизился к границам новой России.

Работа содержит 1 файл

геополитика как наука.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

В “Энциклопедии  Британика” (“The New Encyclopedia Britannica”) геополитика  определяется следующим образом: “Геополитика – анализ географического влияния  на силовые отношения в международной политике. Теоретики геополитики стремились продемонстрировать важность таких факторов, как границы, доступ к морям, стратегический контроль над территориями при формировании национальной политики”. 

В немецкой “Брокгауз  энциклопеди” (“Brokhaus Enzyklopдdie”) приводится такое определение геополитики: “Геополитика – область знания на пересечении государствоведения, истории и географии. Имеет своим источником политическую географию, но не идентична с ней. Швед Р.Челлен придумал термин “геополитика”, который в некотором смысле соответствовал термину “политические науки”. В современной англо-американской литературе понятие “геополитика” идентично понятию “политическая география” в  ее прагматическом аспекте”. 

В “Международной энциклопедии” (“Encyclopedia International”) геополитика определяется как “дисциплина, исследующая отношения между континентальными и морскими ареалами и политикой с целью проведения соответствующей внешней политики. Она отличается от политической географии тем, что оценивает географические условия, границы, расселение населения и подобные факторы с точки зрения интересов государства”. 

Эти определения  носят черты национального своеобразия  в развитии этой дисциплины в Великобритании, США и Германии. При этом важно  отметить, что геополитика, согласно всем этим определениям, является дисциплиной, возникшей на стыке ряда других дисциплин: политической географии, истории, политологии, – и потому ее можно определить как одну из первых комплексных дисциплин в обществоведении. В некотором смысле геополитику можно рассматривать как предтечу очень популярного в настоящее время глобализма, глобального мышления, глобальных проблем. Как отмечалось еще в первом издании “Большой советской энциклопедии” (1929), “мировые горизонты империалистических держав приучали мыслить континентами”. Именно поэтому геополитика возникла в странах либо с большими колониальными традициями такими, как Великобритания, либо в молодых агрессивных колониальных державах  таких, как США и Германия, каковыми они являлись к началу XX в. 

В Советском Союзе  долгое время геополитика рассматривалась  как буржуазный и нацистский вымысел, как лженаука и реакционная теория, оправдывающая территориальную  экспансию империалистических государств. В 80-х годах XX в. произошла переоценка этого направления научной мысли. “Советский философский энциклопедический словарь” (1989) уже определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что “политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т.п.”.  Однако в советской научной литературе по-прежнему практически отсутствовали серьезные исследования в этой области социально-философской мысли Запада, а те немногочисленные работы, которые появлялись, имели тенденцию крайне негативной трактовки геополитики, ее обличения, отрицания  в ней  рационального  зерна. 

Геополитическая мысль в современной России находится в зачаточном состоянии. Действительно геополитические, научно обоснованные концепции и идеи только начинают появляться. В своих исследованиях российские ученые представляют свою позицию по этой проблеме, дают собственную оценку геополитике, пытаются определить, по словам Ю.В. Тихонравова, эту “такую странную и такую модную науку”. Он, в частности, считает, что “геополитику можно определить как отрасль знания, изучающую закономерности взаимодействия политики с системой неполитических факторов, формирующих геогра­фическую среду (характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь)”. 

А.Г. Дугин утверждает, что “геополитика – это мировоззрение власти, наука о власти и для власти”, “дисциплина политических элит (как актуальных, так и альтернативных)”.  

К.С. Гаджиев считает, что назрела необходимость радикального пересмотра фундаментальных и методологических принципов изучения современного мирового сообщества. В качестве одного из способов решения данной проблемы он предлагает “по-новому интерпретировать префикс гео- в термине “геополитика”: не как картографическое измерение международно-политических реальностей, а как понимание мирового сообщества в виде единой “завершенной” системы в масштабах всей планеты”. 

В работах К.В. Плешакова, К. Э. Сорокина и других российских авторов  предпринимаются попытки преодолеть географический детерминизм приверженцев традиционной геополитики. По мнению, К.В. Плешакова, геополитика может быть определена не просто как объективная зависимость внешней политики той или иной нации от ее географического местоположения, а как объективная зависимость субъекта международных отношений от совокупности материальных факторов, позволяющих этому субъекту осуществлять контроль над пространством. 

К.Э. Сорокин пришел к выводу, что в геополитике  существует два раздела – геополитика  фундаментальная, изучающая развитие геополитического пространства планеты  со своей точки обзора, и геополитика прикладная, вырабатывающая принципиальные рекомендации относительно генеральной линии поведения государств или группы государств на мировой арене. Причем, последнюю                  К.Э. Сорокин называет геостратегией. 

Подводя итог, можно сформулировать самое общее определение: геополитика – наука, изучающая взаимосвязь внешней политики государств с их географическим положением, климатом, природными ресурсами. При этом следует иметь в виду, что в теории международных отношений внешняя политика понимается, как продолжение внутренней политики государства, ее распространение на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов. 

Геополитика рассматривает  пространство с точки зрения государственной  политики. Она более динамична по сравнению с политической географией. Геополитика как наука, – пишет политолог  Э.А. Поздняков, – главное свое внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военной, экономической и экологической безопасности государства. В сферу же практической геополитики входит все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские. 

Геополитика все  больше обогащается и наполняется  конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном  мире. Это становится возможным потому, что она опирается на научную  базу многих дисциплин. Геополитика  стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и целых континентов.

Функции геополитики. 

Геополитика как  научная дисциплина имеет многообразные  связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции. Наиболее важные функции геополитики – это познавательная, прогностическая, управленческая, идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую или оценочную и воспитательную или функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Однако можно утверждать, что все они органически входят в вышеперечисленные. 

Познавательная функция  связана, прежде всего, с изучением  тенденций геополитического развития стран и народов, анализом различных, связанных с ним, явлений, процессов  и событий. Для научного понимания  геополитической действительности чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из различных сфер жизни государств и народов, используя при этом методы сравнения, аналогий, экстраполяции1 . Широко применяют также и эмпирические2  исследования. 

Все эти знания обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности. Делается это путем выявления и анализа новых фактов и тенденций изменения всей совокупности факторов геополитической жизни. Это служит важной предпосылкой для понимания и объяснения глобальных и региональных сдвигов на геополитической карте мира. Безусловно, для такого понимания и объяснения применяются общелогические методы: анализ и синтез, индукции и дедукции и т.д. Необходимо перерабатывать и обобщать огромный объем информации о конкретных геополитических явлениях, фактах, процессах. Могут применяться и другие психологические, социальные, специальные методы: контент-анализ документов, тестирование, социометрия и т.д. Это может быть анализ действий, поступков, поведения, выступлений, заявлений участников политических событий небольшого региона, глобального блока или союза. Исследователь получает информацию, которая выражается в объективных и субъективных показателях. Первая группа информации дополняет и уточняет данные официальной статистики, изменений, протекающих в мире, вторая – это информация о мотивах, намерениях, целях деятельности различных субъектов мировой или региональной геополитики. 

Познавательная ценность субъективной информации очень велика. Она раскрывает роль человеческого фактора в международной или региональной жизни, обращает внимание на субъективно-психологические стороны геополитических процессов, позволяет видеть степень адекватности отражения объективных тенденций геополитического развития в сознании лидеров государств, блоков стран, социальных или этнических групп и народов, принимающих участие в мировых или региональных событиях. 

Значительный интерес  для познания и прогноза представляют данные об участниках политических событий, подробности их социально-нравственных установок, данные об их потребностях и интересах, уровне культуры, мотивах, фактах реального и вербального поведения и даже их пристрастиях. Эмпирические исследования позволяют собрать информацию об общественном мнении в интересующем исследователя регионе или мнение на­родов тех или иных глобальных регионов, а также изучить морально-психологическое настроение населения нужной части планеты. Кроме чисто информационной функции, а ее рассматривают как неотъемлемую часть познавательной, эмпирические исследования позволяют выявлять новые тенденции геополитического развития, тем самым они обогащают теорию. 

Прогностическая функция  геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования – теоретические, эмпирические – проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или урегулирования. 

С одной стороны, ценность любого геополитического исследования, начиная от конкретных, эмпирических, и кончая теоретическими, в которых  дается анализ эмпирического материала, состоит в том, насколько адекватно, точно они отражают тенденции многообразных геополитических процессов. С другой – она определяется наличием в этих исследованиях научно обоснованных прогнозов, а также тем, насколько эти прогнозы будут способствовать геополитическим изменениям в интересах человека, страны, региона, всего человечества в це­лом. 

В подготовке краткосрочных  и долгосрочных прогнозов геополитических  изменений регионального или  глобального характера важную роль играет мониторинг – слежение за проходящими  процессами. Применение методов сравнения, аналогий и т.п. позволит заранее предупреждать нежелательные геополитические события. 

Управленческая функция  геополитики проявляется, прежде всего, в сборе и анализе эмпирической информации и выработке на ее основе конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, и в целом руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни. При управлении любым видом деятельности, подготовке управленческих решений важно хорошо проанализировать проблемную ситуацию, дать правильную оценку соотношения различных сил, факторов – политических, географических, экономических, военных и т.п., знать уровень влияния субъектов всех событий, определить степень риска – политического, военного, социального, экономического и т.п., наметить конкретные меры противодействия оппозиционным, противо-действующим силам и т.д. 

Таким образом, управленческая функция геополитики конкретно  проявляется в том, что ее прикладная часть напрямую участвует в подготовке и разработке практических рекомендаций для управления геополитическими событиями. Практические рекомендации в геополитике делятся чаще всего на две группы: объективные и субъективные. 

Первая группа факторов предполагает объективные условия  человеческой жизнедеятельности. Анализируя их влияние на конкретную систему геополитических отношений, исследователь, ученый, политический лидер, военачальник и т.д. опирается на конкретную информацию, получаемую в ходе исследования, сбора разведданных и т.п. После анализа информации определяются тенденции развития событий: от факта, конкретного случая или явления к обобщению. Затем даются рекомендации для теоретического обобщения. Но уровень рекомендаций может остаться чисто прикладным, утилитарно-прагматическим, носящим сиюминутный характер и не иметь существенного значения для науки. В данном случае многое зависит от умения анализировать, от уровня подготовки специалиста-аналитика, т.е. большое значение имеет субъективная сторона вопроса. Кроме того, субъективная группа факторов включает интересы, мотивы, цели, намерения, ценностные ориентации и установки, идеологическую и мировоззренческую позиции и т.д. Это важно знать, чтобы определить степень отклонения от прогнозируемого управленческого решения. Итак, можно утверждать, что геополитика – это наука управлять и править. 

Идеологическая функция геополитики так же многогранна, как и предыдущие. Сама по себе геополитика долгие десятилетия была яблоком идеологического раздора и считалась в СССР, как уже отмечалось, лженаукой, идеологией империализма, фашизма, оправдывающей агрессивные устремления высокоразвитых стран к мировому господству. Это действительно было и есть. Эта сторона геополитики носила и носит чисто апологетический характер. Часто на практике она выступает как адвокат сильных мира сего. 

Информация о работе Геополитика как наука