Геополитика как научная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Геополитика как наука существует около ста лет, но до сих пор отсутствует точная формулировка обозначаемого ею понятия. Нет и полной ясности в определении круга проблем, исследуемых геополитикой.
Классическую геополитику обычно рассматривают как науку о влиянии географического пространства государств на их политические цели и интересы.

Работа содержит 1 файл

Геополитика как научная дисциплина.docx

— 33.03 Кб (Скачать)

     Геополитическое соперничество — противостояние государств и столкновение их противоположных  интересов. Оно может иметь горизонтальный, вертикальный и очаговый характер. Горизонтальное соперничество протекает  на поверхности суши и моря, вертикальное связано с гонкой вооружений в  космосе, а очаговое проявляется  в ограниченных регионах, находящихся  вне прямого столкновения оппонентов (например, Куба в 1961 году, Ближний Восток в 60–70-е годы).

     Геостратегия — направление внешнеполитической деятельности государства, основанное на геополитике. Она классифицируется по масштабам (глобальная, региональная и страновая) и по пространственным средам (сухопутная, морская, воздушная и космическая). Геостратегия зависит от понимания властью и обществом места страны в мире, ее геополитического положения, национальных интересов и приоритетов, географического распределения угроз национальной безопасности, которые исходят из-за рубежа. Государственная геостратегия определяется также исторически сложившимся в течение длительного времени характером отношений с другими государствами — дружественными, нейтральными или враждебными.

     Границы — линии, очерчивающие территории государств, их политическое пространство. Они  выполняют следующие функции:

  • разделение зон действия национальных суверенитетов;
  • ограничение или исключение контактов между жителями сопредельных государств;
  • задержание преступников;
  • сбор пошлин с ввозимых или вывозимых товаров;
  • контроль за квотами ввозимых товаров и миграцией людей;
  • санитарный контроль и т. д.

     Границы подразделяются на естественные и искусственные. В качестве естественных границ используются рубежи, созданные природой, главным образом моря и океаны, горы, реки. Границы по рекам пролегают по линии фарватера. Искусственные границы обустраиваются людьми и представляют собой продукт взаимодействия государств.

     Границы определяют ареал формирования национального  самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечить их защиту и неприкосновенность является показателем его силы и авторитета в мировом сообществе.

     Национальная  безопасность государства — его  защищенность от внутренних и внешних  угроз, способность обеспечить суверенитет, независимость и территориальную  целостность, создать условия для  нормальной жизнедеятельности общества.

     Исторически национальная безопасность отождествляется  с военной безопасностью, защищенностью  от вооруженного нападения извне. Военный  компонент сохраняет свою значимость и в настоящее время. Вместе с  тем обострение глобальных проблем  придает понятию «национальная  безопасность» принципиально новые  измерения — экологическое, демографическое, энергетическое, продовольственное  и др.

     Национальный  интерес — осознание коренных потребностей общества и их отражение  в деятельности государственных  лидеров. Термин пришел в российскую политическую науку из англоязычной литературы, в которой он имеет  значение «государственного интереса».

     Национальный  интерес состоит в наращивании  экономического, военного, финансового  и научно-технического потенциала государства, в усилении его геополитического влияния, в росте благосостояния населения, в интеллектуальном и  нравственном прогрессе общества. На него влияют такие факторы, как специфика  географического положения страны, социально-экономическая и политическая ситуация в ней, национально-культурные и цивилизационные особенности. Естественными ограничителями национального интереса являются ресурсная база и национальные интересы других стран.

     Национальная  мощь — категория, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы  и численность населения, экономический  и военный потенциал. Современное  понимание национальной мощи включает также способность экономики  к технологическим нововведениям  и качество человеческого фактора.

     Термином  «национальная мощь» широко оперирует  влиятельная в политической науке  стран Запада школа «политического реализма». Ее создатель Г. Моргентау, определяя «национальную силу государства», выделил девять характеристик:

  1. географическое положение;
  2. естественные ресурсы;
  3. промышленные возможности;
  4. военная подготовленность;
  5. численность населения;
  6. национальный характер;
  7. национальная мораль;
  8. качество дипломатии;
  9. качество правительства.

     С этих позиций он критиковал создателей классических теорий геополитики Х. Маккиндера и К. Хаусхофера за абсолютизацию роли географического фактора в определении национальной мощи.

     Территория  — физико-географическая и природно-биологическая  реальность, способная благодаря  организации вмещать различные  пространства — экономическое, политическое, информационное, культурное, правовое, безопасности и др. В международном  праве и теории международных  отношений рассматривается в  качестве одного из главных признаков  государства, а посягательство на захват чужой территории оценивается как  агрессия.

     Экспансия — категория, широко применяемая  в геополитике и используемая для характеристики территориальных  приобретений, установления военно-политической сферы влияния. Разновидности экспансии:

  • военная;
  • экономическая;
  • культурно-идеологическая;
  • информационная.

     По  мере обострения и глобализации сырьевого  кризиса, роста народонаселения, сокращения площади плодородных земель главным  видом экспансии становится территориальная.

     Кроме рассмотренных категорий геополитика  широко использует категориальный аппарат прежде всего политологии, теории международных отношений, военной теории. Она активно оперирует следующими категориями:

  • агрессия;
  • баланс сил;
  • биполярность в политике;
  • военная мощь;
  • глобализация;
  • многополярность в политике;
  • политика сдерживания;
  • политика с позиции силы;
  • расстановка сил;
  • цивилизация;
  • ядерный паритет;
  • ядерное сдерживание и др.

     Агрессия  — форма осуществления внешней  политики государства. Представляет собой  прямое или косвенное применение одним государством вооруженной  силы против независимости и территориальной  целостности другого государства. Может иметь и иные измерения  — экономическое, психологическое, идеологическое и т. п. Действия обороняющегося государства, в том числе и  наступательные, не являются агрессивными и отвечают нормам международного права.

     Баланс  сил участников мировой политики — это, по определению К. Э. Сорокина, взаимодействие различных по направленности и силе (в зависимости от мощи стран и их группировок) потоков  экспансии, с одной стороны, и  результатов разноуровневого и разнонаправленного сотрудничества — с другой. Баланс сил — это не равновесие, а лишь соотношение сил, причем соотношение динамическое, зависящее от игры всех определяющих его элементов.

     Биполярность  в политике — вариант системы  «баланса сил». Проявляется в объединении  составляющих его единиц вокруг двух основных центров (полюсов), сосредоточивших  наиболее значимые измерения силы (прежде всего ядерное оружие). Биполярность была специфической чертой международных  отношений после Второй мировой войны, когда основными центрами силы стали сверхдержавы — СССР и США, объединившие вокруг себя союзников. Для отношений между противоположными общественными системами были характерны конкуренция, конфронтационность и идеологическое соперничество. Биполярность периода холодной войны пришла на смену балансу сил XIX и первой половины ХХ века.

     Военная мощь государства — совокупность материальных и духовных возможностей государства, используемых для достижения военно-политических целей как на международной арене, так и внутри отдельных государств: для подготовки войны и ее ведения, в целях агрессии или ее отражения, в интересах предотвращения войны, обеспечения безопасности — глобальной, региональной, национальной и т. д. По своему состоянию военная мощь может быть реальной и потенциальной. Последняя представляет собой максимальные возможности государства, которые могут стать действующими факторами войны при напряжении всех сил общества и его военной организации.

     Глобализация  — процесс, для которого, по мнению большинства исследователей, характерны следующие наиболее значимые сущностные черты:

  • усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой жизнедеятельности;
  • образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, или мировой экономики;
  • становление глобального информационного пространства, обеспечивающего осуществление любых видов деятельности в реальном масштабе времени;
  • превращение знания в основной элемент общественного богатства;
  • внедрение и доминирование в повседневной практике международных отношений универсальных либерально-демократических ценностей, прежде всего связанных с обеспечением прав человека.

     Многополярность в политике — вариант системы «баланса сил», отличающийся взаимодействием нескольких или множества центров силы, более или менее сопоставимых по потенциалу. Трансформация биполярной системы международных отношений в многополярную началась с конца 60-х годов и проявилась в образовании кроме США и СССР таких «полюсов силы», как Китай, Япония и Западная Европа.

     Политика  сдерживания это:

  • комплекс мер, направленных на предотвращение прямой агрессии или иных форм экспансии одного государства или группы государств по отношению к другому государству (или государствам); при этом основным компонентом политики сдерживания является открытая демонстрация возможных неблагоприятных последствий для агрессора или экспансиониста;
  • комплекс мер, направленных на сужение масштабов начавшейся агрессии или экспансии с целью сведения их последствий к минимуму.

     Политика  с позиции силы — это политика, проводимая одним государством (или  блоком государств) по отношению к  другому государству (или государствам) на основе демонстрации действительного  превосходства (или его имитации) в военном, военно-техническом, экономическом  или демографическом отношении. Отличается использованием открытой угрозы давления или применением давления в одной или нескольких из указанных  сфер.

     Категория расстановка сил отражает позиции  государств в системе международных отношений, ее подсистемах и в конкретных ситуациях, характер взаимоотношений государств на различных структурных уровнях. Расстановка сил — категория преимущественно структурная в отличие от баланса сил — категории функциональной, связанной с внешнеполитической деятельностью государств на основе существующей расстановки сил, динамикой изменения сравнительной мощи государств, с их главными и специфическими интересами, с проблемой политических союзников и т. д. Баланс сил может неоднократно меняться при одной и той же их расстановке.

     Понятие цивилизация в геополитике используется прежде всего в культурологическом значении (социокультурное образование, основу которого составляет религия) и географическом (формы кооперации людей, возникающие под воздействием географической среды). Употребляется и в более широком смысле — как целостная саморазвивающаяся система, включающая в себя все социальные и несоциальные компоненты географического процесса, всю совокупность созданных человеком материальных и духовных основ.

Информация о работе Геополитика как научная дисциплина