Геополитические отношения Китая с внешним миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип “сильное нейтральное государство свободно в своей политике”.

Работа содержит 1 файл

Геополитические отношения Китая с внешним миром.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

   Кроме того, подписаны документы о поставках комплектующих китайской компании TCL для сборки телевизоров на российских предприятиях “Рубин” и “Квант” (до 200 тыс. штук к 2001г. на каждом предприятии), о сотрудничестве между китайской компанией “Чуньгань” и ГП ВТФ “Энергия” и ОАО “Машиностроительный завод” (поставки комплектующих в 1999г. с последующим созданием совместного производства кондиционеров в объеме до 200 тыс. штук в год), договоры о приобретении недвижимости для универмагов китайских товаров и Китайского делового центра в Москве (общая сумма контрактов превышает 17 млн. долл.).

   В декабре 1999г. Б.Н. Ельцин посетил с  официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении  Тайваня, Китай объявил что Чечня  – внутреннее дело России.

   В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000г. новый президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

   Во  время визита В. Путина в Китай  в июле 2000г. было подписано совместное заявление по ПРО.

   В нем, в частности, говорится, что  план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

   С 11 по 19 сентября 2000г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин  на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.

   С 3 по 4 ноября того же года с официальным визитом в Китае находился премьер-министр России М.Касьянов. С премьером Чжу Жунцзи у него состоялась пятая периодическая встреча. Во время визита М. Касьянова приняли в отдельности Председатель Цзян Цзэминь и председатель ПК ВСНП Ли Пэн. Чжу Жунцзи и М. Касьянов провели переговоры в расширенном и узком составах. Обе стороны обменялись мнениями в основном по вопросам об отношениях между двумя странами, в частности, о дальнейшем развитии сотрудничества двух стран в экономике, науке и технике, энергоисточниках и других областях. В процессе визита обе стороны подписали совместное коммюнике пятой периодической встречи премьеров Китая и России, Протокол четвертого совещания комитета по периодическим встречам премьеров Китая и России. Всего было подписано 14 документов о двустороннем сотрудничестве.

   15 ноября Председатель КНР Цзян  Цзэминь, участвовавший в неофициальном совещании руководителей Азиатско-Тихоокеанской организации экономического сотрудничества в Брунее лично встретился с президентом В.В. Путиным. Обе стороны обменялись мнениями в основном об отношениях в торгово-экономическом сотрудничестве между странами. Премьер Чжу Жунцзи и премьер-министра России М. Касьянов провели в Пекине пятую периодическую встречу премьеров двух сторон. Все это имело важное влияние на дальнейшее развитие отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией.

   Между Китаем и Россией налажены обмен  и сотрудничества в экономике, науке  и технике, военной технике и  других областях. Отношения между  Китаем и Россией по-прежнему представляют собой нормальные государственные отношения нового типа. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

   Показателем нового уровня двусторонних отношений  стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР  Цзян Цзэминем во время очередной  встречи на высшем уровне в Москве в середине июля 2001г. российско-китайский  Договор  о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

   Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный  и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший  двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

   Прежде  всего, это стремление принизить роль ООН и её органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, расширение НАТО, выход США из Договора по ПРО и нежелание американцев присоединяться к ряду других международных соглашений, то и здесь значение договора велико. Для Китая важно выраженное в нем уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучат Китай относительно почтительности той или иной политической системы или “прав человека”.

   Интересна статья 8, запрещающая использовании  территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, также деятельность организации и групп, наносящих такой ущерб. Ясно, что речь здесь идет о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистским движением, поддерживаемым международными террористическими организациями или третьими странами.

   Тенденция стабилизации экономического роста  была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который  в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

   Вооружение  составляет 15-20%. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт.

   Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях когда средств собственного государства явно не достаточно.

   Россия  хотела бы продавать Китаю и гражданскую  продукция, к которой тот проявляет  гораздо меньший интерес, часто  предпочитая приобрести западные образцы, даже несмотря на их более высокую цену. К тому же как и в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передового российского вооружения Китаю. На этот счет существуют самые различные опасения, и с той точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.

   В этой связи крайне важны некоторые  документы, подписанные на упомянутые выше шестой, сентябрьской, встречи глав правительств. Во-первых, специальным протоколом была создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается развитием сотрудничества в этой наиболее современной области.

   Во-вторых, что особенно важно, был подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов ТУ-204-120. Эта  сделка означает прорыв российского  гражданского авиастроения на китайский  рынок.

   Кроме того, во время сентябрьского визита китайского премьера было заключено соглашение о разработке ТЭО проекта нефтепровода из России в Китай. С российской стороны в проекте заняты компании “Транснефть” и “ЮКОС”, с китайской – Национальная нефтегазовая корпорация. Начало поставки нефти (20 млн. тонн ежегодно, а в перспективе – 30 млн. тонн) в Китай намечено на 2005г. Сегодня на первый план экономических отношений между странами вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемый государством.

   В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики, энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

   Именно  эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования. Поэтому повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной верхами с целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышения интереса крупного российского бизнеса в расширение экономических связей с Китаем.

   По  приглашению президента Российской Федерации В.В. Путина Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао с 26 по 28 мая 2003г. посетил Российскую Федерацию с государственным визитом.

   Главы двух государств обсудили развитие двусторонних отношений за последние десятилетие, их современное состояние и перспективы. Они подчеркнули свое единство в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны заявили, что готовы принять эстафету от предшествующих поколений и пронести её в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений.

   В этих целях главы государств России и Китая заявили о следующем:

   “За последнее десятилетие российско-китайский отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия.

   Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской  Народной Республикой от 16 июля 2001 года концентрированно отразил целый ряд достижений в развитии двусторонних отношений за последние годы, заложил прочную юридическую основу для неуклонного и устойчивого развития отношений между двумя государствами в новом столетии.

   Россия  и Китай выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права”.

   На пресс-конференции после встречи с В.В. Путиным, отвечая на вопрос: “Почему вы решили совершить первый свой государственный визит в Россию?” Председатель КНР Ху Цзиньтао ответил: “Россия – великая страна, крупнейший сосед Китая, вместе с тем, это крупная держава с мировым авторитетом, огромным мировым вилянием. С начала 90-х годов прошлого века при наших общих усилиях китайско-российские отношения получили развитие в здоровом и успешном направлении.

   Успешное  развитие китайско-российских отношений  приносит не только реальную выгоду народам обеих стран, но и вносит свой важнейший вклад в дело защиты мира, стабильности, способствует развитию и процветанию в регионе и в мире в целом. Руководство Китая придает огромное значение наращиванию китайско-российских отношений. Мы считаем, что надо и дальше ставить китайско-российские отношения на приоритетное место в нашей внешней политике.

   Именно  исходя из этой важности и значения которое я придаю нашим отношениям, я с большими ожиданиями на их дальнейшее развитие выбрал Россию как первый пункт моей первой зарубежной поездки после назначения на пост председателя КНР.

   Я очень надеюсь, что этот визит  будет служить дальнейшему укреплению китайско-российского взаимодействия и партнерства, раскрытию новых  перспектив наращивания нашего сотрудничества”.

   Касаясь вопроса об преемственности и  стабильности китайско-российских отношений  Ху Цзиньтао ответил:

   “Во-первых, такое взаимодействие Китая и России отвечает коренным интересам наших государств и является общим чаянием наших народов. Оно соответствует течениям и веяниям эпохи.

   Политика, которая отвечает национальным интересам  и имеет поддержку народа и  отвечает веянию времени, не будет и  не может изменяться.

   Во-вторых, руководители Китая и России неоднократно заявляли о готовности принять эстафету от наших предшествующих поколений и принести её в будущее, дальше укреплять и развивать взаимодействие двух стран.

   В-третьих, мы на этих переговорах выразили приверженность российско-китайскому договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также духу тех важных политических документов, которые подписаны в последние годы. Мы также подтвердили нашу готовность и дальше выполнять соглашения и договоренности, к которым мы пришли за последние годы.

Информация о работе Геополитические отношения Китая с внешним миром