Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать американо-индийские отношения в период после 2000 года.
Задачи работы:
Раскрыть основные параметры американо-индийского
Проанализировать место Индии во внешнеполитической стратегии США

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    Он  отметил, что госсекретарь США Колин  Пауэлл побывал с визитом в  Индии за два дня до того, как 18 марта выступил с таким заявлением в Исламабаде. "В Индии много  говорилось о индийско-американском стратегическом партнерстве. Разочаровывает то, что он (Пауэлл) не упомянул об этом решении американской администрации", - сказал Сарна.10

    Представитель МИД Индии отметил, что такое  заявление указывает на военное  сотрудничество США и Пакистана. "Мы изучаем детали этого решения, которое имеет явное влияние на отношения Индии и США. Мы находимся в контакте с администрацией США по этому вопросу", - добавил Сарна.11

    Развитие  стратегических отношений с Индией остается приоритетным направлением внешней  политики Соединенных Штатов. Об этом 20 марта поторопилось заявить посольства США в Нью-Дели через несколько часов после выступления официального представителя индийского МИД, сообщившего о негативной реакции Нью-Дели на решение Вашингтона предоставить Пакистану статус основного союзника вне структуры НАТО в целях развития двустороннего военного сотрудничества. Его озвучил на днях госсекретарь США Колин Пауэлл во время официального визита в Исламабад.

    По  словам дипломата, в Нью-Дели в настоящее  время тщательно изучают детали этой инициативы Вашингтона, которая может отрицательно повлиять на общее состояние индийско-американских отношений. Вызывает удивление то обстоятельство, отметил он, что госсекретарь объявил об этом решении через два дня после визита в Нью-Дели, где обсуждались дальнейшие пути развития индийско-американского стратегического сотрудничества. Остается только выразить разочарование по поводу намерения США держать Индию в неведении об американских планах в отношении Пакистана, сказал представитель МИД. Индийское правительство с этой целью установило контакты с администрацией США, добавил он.

    В соответствии с решением, объявленным  Колином Пауэллом, Пакистан наряду с Японией, Таиландом, Кувейтом, Австралией, Египтом, Бахрейном, Филиппинами, Новой  Зеландией, Аргентиной, Южной Кореей, Израилем и Иорданией войдет в число стран, которые в военных отношениях с Вашингтоном пользуются режимом наиболее благоприятствуемой нации. Американский конгресс должен утвердить это решение примерно через 30 дней. Сам Пауэлл назвал это решение символическим с точки зрения усиления взаимоотношений между Исламабадом и Вашингтоном. В отличие от НАТО, сотрудничество этих государств не скреплено какими-либо договорными обязательствами. Вместе с тем они пользуются явными привилегиями во взаимоотношениях с США в военной области по сравнению с другими странами. В первую очередь это касается военных поставок.

    По  мнению аналитиков, Соединенные Штаты  решили наградить президента Первеза  Мушаррафа за участие в контртеррористических  операциях на пакистано-афганской границе с целью выявления и уничтожения боевиков из движения "Талибан" и террористической сети "Аль-Каида". Кроме того, судя по всем признакам, Вашингтон таким образом отреагировал на скрытое недовольство Исламабада заявлением Джорджа Буша под названием "Новые шаги в стратегическом партнерстве с Индией". Имелось в виду активное развитие сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном в атомной энергетике, мирном освоении космического пространства, в сфере высоких технологий, а также в создании системы ПРО.

    В соответствии с двусторонней договоренностью, достигнутой в 2004 году США будут поставлять Индии технологии двойного назначения. Подобное решение выводит американо-индийские отношения на новый уровень.

    Договоренность  была достигнута 20 ноября 2003 г. на третьей встрече американо-индийской группы по сотрудничеству в области высоких технологий. Заседание проходило под председательством министра иностранных дел Индии и заместителя министра торговли США. Согласно принятому решению, Индия отныне будет закупать в США технологии двойного назначения, то есть технологии, которые могут быть использованы в гражданских и военных целях. Сюда входят ядерные, космические и другие технологии, предназначенные для использования в мирных целях12.

    По  условиям соглашения, Вашингтон имеет право проверять конечных получателей этих технологий.

    Напомним, что Вашингтон неоднократно принимал решения о наложении запрета  на поставки в Индию некоторых  видов оборудования, вооружений и  технологий, что приводило к закрытию индийских программ по разработке вооружений. Так, Индия была вынуждена приостановить программу по созданию легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft) в связи с тем, что Вашингтон наложил запрет на поставку 40 двигателей фирмы "Дженерал электрик". Кроме того, в соответствии с санкциями, наложенными в 1998 г., США отказались поставить в Индию ряд важнейших компонентов для морских вертолетов "Си кинг". Позже эти санкции были сняты.

    Некоторые технологии двойного назначения нужны  Индии для продолжения важных военных проектов, таких как программы Су-30МКИ и БЛА "Лакшья", осуществляемых фирмой "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ).13 США являются пионером в области подобных технологий и ХАЛ заинтересована в развитии сотрудничества с американскими партнерами в этой сфере.

    Кроме того, Индия нуждается в новейших технологиях США и Запада для создания собственной системы управления и контроля за ядерными силами, пишет газета.

    Она также стремится как можно  скорее приобрести средства ведения  информационной войны, а также перспективные  средства управления, связи, разведки, наблюдения и компьютерные системы, а это возможно только с помощью США и западных оборонных компаний.

    С принятием решения о поставках  технологий двойного назначения, Индия  может начать сотрудничество с США  в области космических технологий, в том числе и в области военно-космических программ.

    Следует отметить, что Индия и США проводят совместные военно-морские учения в  Аравийском море вблизи побережья индийского штата Гоа. Как сообщил представитель  командования ВМС Индии Винай Гарг, очередная фаза совместных маневров под общим кодовым названием "Малабар" прошла 1 октября 2003 года.

    С обеих сторон в учениях были задействованы  военные корабли, подводные лодки  и группировки палубной авиации. В частности, с американской стороны в учениях примут участие два боевых корабля с управляемыми ракетными системами на борту, атомная подводная лодка и патрульный самолет ВМС США Р-3С "Орион". С индийской стороны в них участвуют боевые корабли аналогичного класса с управляемыми ракетными системами на борту, подводная лодка "Шишмар", танкер. 

    Заключение

    Проделанная мною работа позволяет сделать следующие выводы. Если ранее, будучи союзником СССР Индия не стремилась к налаживанию хороших отношений с Соединенными Штатами, то потеря союзника заставила Индийские власти пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Так, в отношениях Индии и США, которые после проведения Индией ядерных испытаний оставались не самыми лучшими, наметился прогресс с обеих сторон. Соединенные Штаты уже сняли ряд ограничений на экспорт в Индию высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в космических программах и на объектах атомной энергетики. Соответствующее соглашение подписали в Вашингтоне секретарь министерства иностранных дел Индии Шиам Саран и заместитель государственного секретаря США Марк Гроссман.

    Далее замечу, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

    Американо-индийское сотрудничество для сдерживания Китая уже началось. Более двух лет индийские и американские военные корабли совместно патрулируют Малаккский пролив – фактические ворота в Индийский океан. Обе страны рассматривают появление в Индийском океане китайских судов как угрозу своим национальным интересам.

    Ряд индийских экспертов, однако, предупреждают  свое правительство об опасности  попытки углублять связи с  Вашингтоном за счет Китая. Как они  отмечают, такая политика может кончиться  для Дели неудачно, с учетом того, что американо-китайские связи намного более интегрированные, чем американо-индийские. В частности, объем американо-китайской торговли более чем в 6 раз превышает объем американо-индийской торговли. Собственно, для Индии торговля с Китаем также имеет большое значение. В 2002 г. товарооборот между двумя странами составил 4,9 млрд. долл. С учетом Тайваня и Гонконга эта цифра приближается к 9 млрд. долл., что составляет почти 10% всего объема индийской внешней торговли.

    Активно развивается американо-индийское военное сотрудничество. За прошедшее время состоялись совместные учения сил специального назначения в северо-восточной Индии, военно-воздушные учения на Аляске, военно-мор ские учения у восточного побережья Индии. Кроме того, американцы поставили в Индию радары “Файрфайндер” (Firefinder), провели на высоком уровне переговоры по ПРО. В настоящее время обсуждается возможность продажи в Индию американских самолетов морского патрулирования P-3. 

    Список  использованных источников и литературы: 
        1.Бошаков Е.П. Актуальные проблемы международных отношений – М., 2001

    2.Володин  Д.А. Перестройка американского  военного присутствия за рубежом  – М.. 2003

    3.Восток/Запад  региональные подсистемы и региональные  проблемы международных отношений/Под  ред. А.Д. Воскресенского – М., 2000

    4.Лунев  С. И. Индия и США: межгосударственные  отношения. М., 1987

    5.Лунев  С.И. Индия в глобальном мире//Глобализация  и крупные полупериферийные страны  – М., 2003

    6.Лунев  С.И. Широков Г.К. Трансформация  мировой системы и крупнейшие страны Евразии – М., 2001

    7.Политика  США в меняющемся мире/Под ред.  П.Т. Подлесного – М., 2004

    8.Рамеш  Р. Изменения в имперской политике  США// inosmi/translation/218735.html

    9.Скробат  И. Индия и великая Евразийская  игра//www.wdi/ru

    10. Современные международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова – М.. 2000

    11.США  будут поставлять технологии  двойного назначения в Индию// WWW.DEFENSE-UA.COM

    12.США  обгоняют Россию в технологическом  сотрудничестве с Индией//www.strana

    13.Федюкин  И. Страны Азии предлагают Америке врагов// polit/documents/441693.html

    14.Шилин  А. Новые аспекты в политике  Индии//Россия и мир, 22 мая 2001

Информация о работе Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года