Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать американо-индийские отношения в период после 2000 года.
Задачи работы:
Раскрыть основные параметры американо-индийского
Проанализировать место Индии во внешнеполитической стратегии США

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    В этом контексте стоит уточнить определение  супердержавы и великой державы. Супердержава способна обеспечить свою безопасность в глобальном масштабе. Великая же держава может управлять своими вооруженными силами только в региональных масштабах. В то же время, она способна делать это весьма эффективно без вмешательства супердержавы или коалиции других великих держав. Несмотря на то, что великая держава может и не располагать средствами и силами быстрого реагирования, она может обладать экономическим потенциалом, достаточным для того, чтобы превратиться в супердержаву, если, конечно, поставит перед собой такую цель. Согласно этому определению Россию и Китай, так же, как Европу и Японию, можно считать великими державами. В этот же список следует зачислить и Индию.

    Сегодня перед Индией встал вопрос, к кому именно ей следует примкнуть: к США  или к коалиции Китая и России. Китай не может повредить Индии каким-либо явным способом. А вот Россия вполне способна создать проблемы у северо-западных границ Индии. Тем не менее, географическое расположение Индии изолирует ее от реальных наземных угроз. И этот фактор позволяет стране свободно определять свои стратегические приоритеты.

    Как бы там ни было, не стоит упускать из виду факторы, способные склонить Индию в сторону весьма шаткой коалиции России и Китая. В то время  как Вашингтон продолжает развивать  дипломатические отношения с  Москвой, первостепенные интересы России и Китая делают сближение этих стран-соседей вполне логичной и перспективной стратегией их развития. И если этим двум великим державам удастся втянуть в свою коалицию еще и Индию, то, несомненно, втроем они станут доминировать в Евразии. В дальнейшем каждая из этих стран станет достаточно защищенной на суше и сможет сконцентрироваться на дорогостоящей и трудоемкой задаче создания военно-морского флота, способного действовать как в региональных, так и в глобальных масштабах. И если эта коалиция трех великих держав окажется прочной, то общими усилиями сможет создать военный потенциал настоящей супердержавы, представляющий вызов для Соединенных Штатов.

    США, естественно, тревожит такая перспектива. Сегодня они все активней предпринимают шаги по упрочнению связей с Индией, и со своей стороны Индия уже продемонстрировала заинтересованность в развитии американо-индийских отношений. Так, например, к удивлению многих, Дели положительно отнесся к инициативе Буша по созданию национальной ПРО, хотя и не сделал по этому поводу официального заявления.

    Раньше  Вашингтон и Дели никогда не стремились поддерживать особенно теплые отношения. В свое время США, следуя логике холодной войны, оказывали поддержку Пакистану, а Индия долгое время оставалась стратегическим партнером СССР. Затем, после завершения холодной войны, Вашингтон едва ли признавал в Индии новую растущую силу и продолжал пренебрегать установлением связей с этой страной. И только после того, как в 1998 году Индия объявила о своем статусе ядерной державы и Пакистан, последовав ее примеру, также провел свои ядерные испытания, администрация президента Клинтона сконцентрировала внимание на этом регионе – наложив санкции на обе страны.

    Завоевание  в лице Индии союзника настолько  важно для США, что Вашингтон готов, пусть и неформально, признать ядерный статус Индии. Президент Буш подал предложение о снятии санкций с Индии. Государственный департамент и министр обороны США Дональд Рамсфелд уже поддержали предложение Буша.

    Среди факторов, способных склонить Индию в сторону США, стоит также выделить исторически сложившийся антагонизм Индии по отношению к Китаю, а также тот факт, что события, в результате которых эта страна сблизилась в начале 1970 годов с СССР – американская поддержка Пакистана во время Индийско-пакистанской войны 1971 года и дипломатические шаги бывшего американского президента Ричарда Никсона по сближению с Китаем – больше не доминируют в формировании внешней политики страны.

    В прошлом поддержка Соединенными Штатами Пакистана являлась приоритетом американской внешней политики в отношении этого региона. Однако американо-пакистанские отношения начали охладевать по мере того, как исламизм в Пакистане становился все более агрессивным и сама страна начала сближаться с Китаем, который, похоже, занялся строительством в Пакистане собственного порта. Индия готовая приложить любые усилия для того, чтобы американо-пакистанские отношения еще больше ухудшились, однако, с ее точки зрения, это и так неизбежно и не требует никаких действий с ее стороны. Пакистан и США в любом случае продолжат охладевать друг к другу.

    Ко  всему прочему, экономика Индии, невероятно поднявшаяся по сравнению  с тем относительно недавним периодом истории страны, когда голод в  отдельных регионах был обычным  явлением, только выиграет от сближения Индии с Америкой. Всего 30 лет назад экономика Индии, основанная на советской модели государственного контроля и планирования, мало взаимодействовала с американской. Сегодня многое в этом отношении поменялось. Индусы все больше стремятся устанавливать экономические и технологические связи с США.

    Учитывая  географическое положение Индии, неудивительно, что она достигла таких успехов  в развитии своих военно-морских  сил. Сегодня Индия является наиболее мощным государством в бассейне Индийского океана, обогнав даже Австралию. Непрекращающееся развитие ее флота могло бы сделать эту страну преобладающей силой в Индийском океане, если бы ни присутствие военно-морского флота США.

    Дело  в том, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть  в порты залива только через Индийский  океан. В свою очередь, в Индийский  океан из Тихого океана американский флот может попасть только через  Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

    Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Как бы там ни было, США не собираются отказываться от Персидского залива, а учитывая его важность для Соединенных Штатов, маловероятно, чтобы Америка доверила индийскому флоту обеспечивать безопасность необходимых ей вод14.

    Будущее такого «сотрудничества» США и Индии  в водах Индийского океана можно прогнозировать следующим образом: военно-морской флот США продолжит присутствовать в индийском океане и действовать сообща с индийским флотом до тех пор, пока Персидский залив продолжит оставаться в сфере интересов Америки; взамен США не будут препятствовать образованию торгового блока Индийского океана, возглавляемого Индией и поддерживаемого индийским флотом.

    С одной стороны, в долгосрочной перспективе  такая согласованность может  создать проблемы для США, поскольку  возникнет сила, способная конкурировать в Индийском океане с военно-морским флотом США. Однако, с другой стороны - возникновение этой силы в любом случае неминуемо, тогда как «допуская» доминирование Индии в Индийском океане, Соединенные Штаты могут быстрее приобрести в лице этой страны мощного союзника, или, по крайней мере, удержать Индию от российско-китайского альянса. И в этом случае, если России и Китаю действительно удастся создать прочный альянс, то сотрудничество США с Индией станет противовесом российско-китайскому влиянию в Евразии.

    Осталось  подождать обмена официальными визитами между США и Индией. До недавних пор подобные встречи не имели  столь большого значения. Однако, учитывая нынешнее положение вещей, теперь они  могут служить основой для  принципиальных геополитических перемен в Евразии.

     
§2.Военное сотрудничество США и Индии

    Индия была самой крупной незападной державой, которая поспешила одобрить американские планы по созданию национальной системы  ПРО. Вполне закономерно поэтому, что  индийское правительство предложило американцам использовать свои военные базы для удара по Афганистану, что особенно характерно в свете нежелания пакистанцев допустить иностранные войска на свою территорию. Более того, индийские власти передали ФБР данные о тренировочных лагерях террористов в Афганистане и, конечно же, в самом Пакистане. Если российские политики говорят, что уже несколько лет предупреждали весь мир об угрозе исламского фундаментализма, то индийские политики говорят о двух десятилетиях напрасных предупреждений. Речь идет о мусульманских сепаратистах в штате Кашмир, которых почти открыто поддерживает Исламабад. У Индии свои интересы в надвигающейся войне – это подавление сопротивления сепаратистов в Кашмире и дискредитация в глазах США спонсирующего их Пакистана (а через него и другого соперника Индии - Китая). Газета The Hindu отмечает, что теперь, после терактов в Нью-Йорке, США и Индия находятся «по одну сторону водораздела»8, и безоговорочная поддержка Индией американской антитеррористической кампании может коренным образом трансформировать отношения между двумя странами. С другой стороны, некоторые индийские наблюдатели полагают, что никакие военные действия не могут положить конец терроризму: речь должна идти прежде всего об урегулировании арабо-израильского конфликта и разрешении социально-экономических проблем в беднейших странах этого региона.

    Сотрудничество США и Индии принимает характер постоянного именно в области высоких технологий. Надо также принимать во внимание, что сегодня Индия является одним из лидеров в области оффшорного программирования, ориентированного в первую очередь на американский и европейский рынки. Таким образом, между этими странами постепенно выстраивается так называемая технологическая цепочка - США поставляют в Индию современное высокотехнологическое оборудование, а индийцы, в свою очередь, в том числе используя это же оборудование, разрабатывают для американских компаний программное обеспечение, которое затем может использоваться на еще более новых образцах высокотехнологичной продукции.

    Дальнейшие шаги по развитию американо-индийского военного сотрудничества обсудили 12 марта министр обороны США Дональд Рамсфельд и начальник штаба сухопутных войск Индии генерал Нирмал Чанд Видж. Он прибыл в США с 10-дневным визитом по приглашению своего американского коллеги генерала Петера Скумейкера. Со ссылкой на официальные источники агентство Ай-эй-эн-си сообщает из Вашингтона, что Рамсфельд выразил удовлетворение по поводу сотрудничества в этой области, которое, на его взгляд, находится на подъеме в последние году, особенно в сфере проведения совместных маневров и обменов военными делегациями.

    Состоялся подробный обмен мнения о путях  расширения взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

    Во  время визита индийский генерал  посетит штаб-квартиры американского Центрального командования, Командования по проведению спецопераций и Северного командования США.

    Борьба  с терроризмом, нормализация индийско-пакистанских отношений и проблемы, связанные  с нераспространением ядерных технологий, будут в центре внимания госсекретаря США Колина Пауэлла в Индии. Во время двухдневного официального визита дипломат также обсудит с индийским руководством двусторонние американо-индийские отношения, которые, по его заявлению, вышли на уровень стратегических.

    Как сообщили индийские официальные источники, стороны сконцентрируют внимание на мерах по укреплению региональной и международной безопасности, затронут обстановку в Ираке и Афганистане.

    Накануне  поездки Пауэлл обратился по видеоканалу  к участникам проходящей в Нью-Дели конференции по актуальным проблемам современности, организованной ведущим еженедельником "Индиа тудей". По его словам, Вашингтон и Нью-Дели сейчас готовят почву для более эффективного экономического взаимодействия, в том числе в сфере высоких технологий. Обе страны, отметил он, начали диалог по стратегической стабильности, договорились расширять кооперацию в области атомной энергетики и исследовании космического пространства в мирных целях9.

    Помимо  Индии, программой зарубежного турне  Пауэлла предусмотрены остановки в Пакистане и Афганистане.

    Индия разочарована тем, что Вашингтон  не поставил ее в известность о  своем решении придать Пакистану  особый статус одного из его главных "союзников вне НАТО". Об этом заявил 20 марта на специальном брифинге официальный представитель МИД Индии Навтедж Сарна.

Информация о работе Анализ американо-индийских отношений в период после 2000 года