Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

В данной курсовой работе на тему «Экономико-географическая характеристика железнодорожного» ставится цель показать историю развития, место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, экономическое значение и место железнодорожного транспорта в хозяйственном развитие страны, структура перевозок по видам грузов, грузовые и пассажирские перевозки, а также проблемы и перспективы его развития, то есть непосредственное изучение системы железных дорог страны.

Содержание

Введение 2
1. Развитие и размещение железнодорожного транспорта 4
1.1. Историко-географические аспекты развития и размещения железнодорожного транспорта 4
1.2. Развитие и размещение железнодорожного транспорта под влиянием экономико-географических условий 7
2. Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта РФ 10
3. Структура и география железнодорожных перевозок 12
3.1. Перевозка важнейших грузов 12
3.2. Перевозка пассажиров 15
4. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

       Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети выделяются:

       - объем капитальных вложений;

       - уровень развития НТП;

       - экологический фактор;

  1. Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта РФ

       Нестабильность  социально-политической обстановки, спад промышленного и сельскохозяйственного  производства, неудовлетворительное состояние  подвижного состава и путей сообщения, недостатки в организации перевозного  процесса привели к уменьшению в 2001 году, по сравнению с 2000 годом перевозок грузов всеми видами транспорта на 8%.

       Неудовлетворительно использовался железнодорожный  подвижной состав.  Оборот грузового  вагона замедлился на 10 из 19 железных дорог.

       В 2001 году на подъездных путях предприятий средний простой одного вагона составил 9,3 часа и превысил норму на 23%, потери погрузочных ресурсов составили 430 тыс. вагонов. Число вагонов, не разгруженных в срок грузополучателями составило 20,1тыс., что на 17% больше чем в 2000 году.

       Снижение  уровня погрузки произошло почти  по всем важнейшим видам грузов, кроме зерна.

      В 2001 году объем погрузки на железнодорожном транспорте по сравнению с 2000 годом сократился на 287 млн. т (на 18%) и составил 1.3 млрд. т.

       В 2001 году на прирельсовых погрузочных местах предприятий и станций РФ находилось 44 млн. т грузов, подлежащих перевозке железнодорожным транспортом, что на 9% больше 2000 года.

        В течение 2001 года среднесуточное количество вагонов с истекшими сроками выгрузки, не разгруженных вагонов по вине грузополучателей, по России составило 26 тыс. и было меньше, чем в 2000 году на 8%.

       В 2002 году объем перевозок снизился на 20%, но в конце 2002 года наблюдается стабилизация и в 2003 году потребности в перевозках грузов и пассажиров были полностью удовлетворены. По сравнению с 2002 годом темпы падения снизились, грузооборот вырос на 4,5%. В 2003 году было перевезено 1030 млн. т грузов (на 2,3%) меньше 2002 года. Активнее всех работа на Юго-Восточной железной дороге (прирост объема перевозок – 13,6%; на Свердловской – 3,5%). Снизились перевозки на Северо-Кавказских (на 11%) и Дальневосточных (на 15%) магистралях.

        В 2003 году пассажирооборот упал на 15%, в Северо-Кавказском регионе – на 23%, на Дальнем Востоке – на 27%, в Красноярском крае – на 18%.

       Сказывается влияние возрастающих тарифов, региональные конфликты. В 2002 году на железных дорогах было погружено 455 млн. т, что на 11% меньше, чем на этот же период (I полугодие) 2003 года (сравнение приводится в Таблице 1).

       Таблица 1.

     Объемы перевозок  основных грузов 2002 – 2003 гг., млн. т.

Наименование  грузов. Январь - Июнь

2002 год

Январь – Июнь

2003 год

I полугодие 2003 г. в % к I полугодию 2002 г.
Каменный  уголь

Кокс

Нефть и  нефтепродукты

Руда

Черные  металлы

Лесные  грузы

Зерно и продукты

121,0

4,2

74,8 

42,5

27,1

24,8

14,3

118,8

3,6

73,3 

37,2

24,9

18,1

8,4

98,2

86,7

98,0 

82,6

92,1

72,9

58,6

«Транспорт  России. Анализ. Проблемы. Перспективы». – М.: Центр стратегических программ, 2003.

  1. Структура и география железнодорожных перевозок

       Железные дороги всегда были одним из основных видов  транспорта при перевозках грузов в  нашей стране, поскольку перемещение  достаточно больших объёмов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в широтном направлении (основном направлении грузопотоков в России) было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удерживали первенство по общему объёму грузооборота среди других видов транспорта. Только на рубеже XXI в силу ряда обстоятельств трубопроводный транспорт оттеснил железнодорожный на втрое место, однако остальные конкуренты ещё долго не смогут сравниться с остальными магистралями по объему выполненной работы на рынке грузовых перевозок.

    1. Перевозка важнейших грузов

Анализируя  структуру перевозок по видам  грузов, можно отметить:  за прошедшее  десятилетие существенно изменилась структура перевозимых грузов: значительно  вырос удельный вес топливных  продуктов (уголь и нефтяные) с 30% до 40%. В прочие вошли грузы цветной  металлургии, машиностроения, товары народного потребления и продовольственные товары. Значителен объем перевозимых минерально-строительных материалов, но анализ показывает, что это грузы внутрирайонного местного назначения. В их состав входит и цемент (15% от 226 млн. т в 2001 г.), который возится транспортом на значительно более далекие расстояния, чем земля, песок, щебень, гравий и другие подобные грузы, однако даже его среднее расстояние немногим более 500 км.

       Изменения в средних расстояниях перевозок  за последнее десятилетие объяснимы: российская готовая продукция «замыкается» в своих границах (расстояние перевозок черных металлов снизилось более, чем на 500 км, удобрений - на 240, нефтепродуктов – на 220, лесных – на 250). Увеличение же расстояния доставки угля на энергетические и промышленные предприятия (почти на 300 км) можно объяснить нарушением связей с казахстанскими углями и замену их на сибирские. В дальнейшем и объемы угля и средние расстояния их перевозки предположительно возрастут при выборе варианта замены газа на уголь на генерирующих мощностях.

       Вариант перевозок грузов, рассчитанный на 2010 г. также показывает, что структура  грузов и в последующей десятилетней перспективе практически не изменится (в %): угольные грузы – 23,5, нефтяные – 13,2, продукты черной металлургии – 15,2, лесные – 4,4.

Удельный  грузооборот

       В составе единой транспортной системы (ЕТС) каждый вид транспорта имеет  свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (таблица 3) и пассажирообороте.

 

Таблица 2.

Удельный  вес различных видов транспорта в общем грузообороте Российской Федерации за 2000-2002 гг., %

Вид транспорта Удельный  вес грузооборота
2000 г 2001 г 2002 г
Трубопроводный

Железнодорожный

Морской

Внутренний  водный

Автомобильный

Авиационный

45,6

41,9

8,6

2,9

0,9

0,1

54,3

33,5

8,7

2,4

0,9

0,1

54

34,5

8

2,5

0,9

0,1

«Железные дороги России общий курс». – СПб: Информационный центр «Выбор», 2002.

       Данные  Таблицы 2 показывают, что в 2002г. по сравнению с 2000г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно на столько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 2000г. по 2002г. оставался неизменным.

       В период с 2000 по 2005 гг. доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта.

    1. Перевозка пассажиров

       Пассажирские  перевозки занимают особое место  в работе транспорта. Это обусловлено высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнении одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.

       Потребность населения в перевозках связанна как с производственной деятельностью (поездки к месту работы, командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, экскурсии).

       Рынок транспортных услуг представлен  внутригородскими, пригородными, междугородными и международными видами пассажирских перевозок.

Экономические, политические и социальные процессы, произошедшие в России в последнее  десятилетие, оказывают существенное влияние на функционирование пассажирской транспортной системы.

       Анализ  состояния транспортного рынка  показывает, что с начала 90-х годов  произошло уменьшение объёма пассажирских перевозок на всех видах транспорта общего пользования, причём наиболее значительное – на морском и внутреннем водном транспорте. В 1999 на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте пассажирооборот от уровня 1991 года составил соответственно: 55,3%, 68,4 % и 35,5 %. Объем перевозок пассажиров всеми видами магистрального транспорта в 1999 году составил свыше 25 млрд. чел.. Железнодорожный, на ряду с автомобильным является основным видом пассажирского транспорта в стране. По объему пассажирских перевозок железные дороги России уступают лишь железным дорогам Японии, Индии и Китая.  Чтобы иметь представление о вышесказанном я предоставляю вам таблицу с данными  основных показателей железнодорожного транспорта (Таблица 3). 
 

Таблица 3.

Основные  показатели деятельности железнодорожного транспорта

Показатели 1990 1995 2000 2001
Эксплуатационная  длина железнодорожного пути (тыс. км) 87 87 86 86
Перевезено  грузов железнодорожным транспортом (млн. т.) 2140 1028 1047 1058
Грузооборот железнодорожного транспорта (млрд. т  км) 2523 1214 1373 1434
Перевезено  пассажиров на железнодорожном транспорте (млн. чел) 3143 1833 1419 1306
Пассажирооборот млрд. пассажиро- километров 174 192 167 158

Информация о работе Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта