Экономико-географическая характеристика лесного комплекса, экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального окру

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Лесной комплекс включает заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Он выпускает деловую древесину, пиломатериалы, древесные плиты, фанеру, товарную целлюлозу, бумагу, картон, мебель и др. основные отрасли в составе лесного комплекса следующие.
-лесозаготовительная промышленность
-лесопильная промышленность
-деревообрабатывающая промышленность

Содержание

Экономико-географическая характеристика лесного комплекса. 3
1.Состав и значение отрасли. 3
2.Уровень развития отрасли (объемы производств). 3
3.Сырьевая база. 4
4.Факторы размещения предприятий отрасли. 5
5.Размещение по территории страны (главные районы и предприятия). 5
6.Проблемы отрасли. 7
Экономико-географическая характеристика дальневосточного федерального округа. 8
1. Административный состав. 8
2.Особенности экономическо-географического положения. 9
3. Роль региона в экономике страны. 9
4. Оценка природных ресурсов (природные условия и ресурсы). 10
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. 12
6. Развитие и размещение основных отраслей специализации. 14
7. Отрасли дополняющие специализацию района. 16
8. Территориальная структура хозяйственного района, подрайоны, ТПК, промышленные узлы. 18
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

регионалистика.docx

— 50.90 Кб (Скачать)

Транспортный  комплекс в Сибирском федеральном  округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.

Основной  вид транспорта — железнодорожный. Важнейшие магистрали, обеспечивающие перевозки «запад — восток», — Сибирская (Челябинск - Владивосток), Южносибирская (Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан), Среднесибирская (Кустанай - Барнаул). От Новосибирска через Барнаул на Семипалатинск проходит Туркестано- Сибирская магистраль. В этом направлении также действуют железная дорога Усть-Кут — Тайшет — Абакан -Новокузнецк, западный участок БАМа. В направлении юг — север перевозки осуществляются

в основном по Енисею, достроен небольшой  меридиональный участок железной дороги Ачинск - Лесосибирск. От основных железнодорожных магистралей отходят небольшие ветки к местам разработки природных ресурсов и в Монголию, Китай.

Водный транспорт  представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий. В перспективе его роль может возрасти и в международных транзитных перевозках из Европы в Японию (стоимость перевозок на 40% ниже, при этом экономия по срокам — 15 суток, в сравнении с вариантом через Суэцкий канал).

Сеть автомобильных  дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки.

Трубопроводный  транспорт представлен магистральными нефтепроводами Нижневартовск — Анжеро-Судженск — Красноярск, Туймазы -Омск -Новосибирск — Ангарск. В регионе действуют небольшие газопроводы (Мессояха — Норильск).

В структуре  вывоза Сибирского федерального округа преобладают крупнотоннажные грузы — лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. В другие районы также поставляются отдельные изделия машиностроения, химической промышленности. Увеличиваются поставки электроэнергии. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.

9. Проблемы развития района.

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением  новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного  комплекса. В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения -производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность. В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района. На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова - Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен. На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино - Холмск. Растет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность. В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

Вместе с  тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение  иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередной  экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое  топливо, реконструкция их и наращивание  мощностей. В недалекой перспективе  эта проблема будет решена за счет строительства магистрального газопровода  от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства - Китай, Японию.

В составе  первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения  в регионе предусматривается  ликвидация дефицита энергоснабжения  путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого  объема добычи местного угля. Дотационная  поддержка предприятий топливно-энергетического  комплекса должна сочетаться с политикой  сдерживания тарифов на электроэнергию. Для снижения транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических  связей с центральными регионами, планируется  расширить применение льготных тарифов  на дальние расстояния и перевозки  в порожних направлениях, рационализировать  транспортные схемы обеспечения  региона с учетом возможностей импорта  из стран АТР.

В программе  систематизированы прогнозы развития отраслей экономики и возможности  улучшения структуры производства с учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя основная специализация Дальнего Востока и Забайкалья остается прежней - добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы - внутри этих отраслевых комплексов будут происходить качественные перемены: преимущественно будет увеличиваться производство продукции с глубокой переработкой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

В горнорудной  промышленности намечено значительно  расширить сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется освоение Удоканского месторождения медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка.

Основное  направление развития лесопромышленного  комплекса - увеличение производства и  экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции  глубокой переработки древесины, учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения  мировой конъюнктуры и необходимость  рационализации лесопользования.

Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличение улова рыбы и добычи морепродуктов. Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое перевооружение обрабатывающих предприятий для выпуска продукции, пользующейся устойчивым спросом.

Основные  структурные изменения в машиностроении - организация производства оборудования для отраслей специализации, развитие станкостроения, приборостроения, электротехники, главным образом путем переспециализации действующих оборонных предприятий. В Программу включены конверсионные программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по производству наукоемкой продукции, а также заводы по сборке продукции на базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Ставится  задача преодолеть спад сельскохозяйственного  производства на основе улучшения его  специализации с учетом природных  условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.

Анализ экономической  ситуации показывает, что, несомненно, на территориях Дальнего Востока  и Забайкалья преобладает сырьевой хозяйственно-экономический уклад. То есть ставка делается на добычу и  продажу за рубеж природных богатств, реже - продуктов первичной переработки, практически отсутствует экспорт  готовых изделий (редкое исключение - ювелирная отрасль Якутии). Такая  ориентация во многом сейчас определяет путь нашего встраивания в мировое  хозяйство в качестве того самого «сырьевого придатка», о котором  так много говорили и говорят  ученые (с тревогой за будущее) и  политики (с целью «показать истинное лицо оппозиции»). При этом власти соглашаются, что это, конечно, плохо для Дальнего Востока и для нашей страны в целом, но продолжают делать все, чтобы  этот уклад «развивался» и дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. -М., 2006.

2. Лапидус Б.М, Пехтерев Ф.С, Терешина Н.П. Регионалистика. Учебное пособие для вузов.- М. 2001.

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика лесного комплекса, экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального окру