Языки предоставления знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

В Искусственном интеллекте (ИИ) основная цель - научиться хранить знания таким образом, чтобы программы могли обрабатывать их и достигнуть подобия человеческого интеллекта. Исследователи ИИ используют теории представления знаний из когнитологии. Такие методы как фреймы, правила, и семантические сети пришли в ИИ из теорий обработки информации человеком. Так как знание используется для достижения разумного поведения, фундаментальной целью дисциплины представления знаний является поиск таких способов представления, которые делают возможным процесс логического вывода, то есть создание выводов из знаний.

Содержание

Введение 3
1 Способы формального представления знаний 5
1.1 История в информатике 5
1.2 Связи и структуры 6
1.3 Язык и нотация 8
2 Обзор языков предоставления знаний 10
2.1 Пролог 10
2.2 Web Ontology Language 12
2.3 Лисп 17
2.4 Языки Ontology 21
Заключение 25
Глоссарий 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Языки представления знаний 9.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

 
Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Информационные  технологии
Тема Языки предоставления знаний
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

     Введение

 

     Много видов умственной деятельности человека, такие, как написание программ для вычислительной машины, занятия математикой, ведения рассуждений, на уровне здравого смысла и даже вождения автомобиля, – требуют «интеллекта». В течение последних десятилетий было построено несколько типов компьютерных систем, способных выполнять подобные задания.

     Есть  системы, способные диагностировать  заболевание, планировать синтез сложных  синтетических соединений, решать дифференциальные уравнения в символьном виде, анализировать  электронные схемы, понимать ограниченный объем человеческого языка и естественного языкового текста. Можно сказать, что такие системы владеют в, некоторой степени, искусственным интеллектом.

     Работа  из построения таких систем проводится в области, которая получила название искусственный интеллект (ИИ). При реализации интеллектуальных функций непременно присутствующая информация, которую называют знаниями. Иначе говоря, интеллектуальные системы являются в то же время системами обработки знаний. 1

     В это время в исследованиях  искусственного интеллекта выделились несколько основных направлений. Одно из них - представление знаний. В рамках этого направления решаются задания, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти системы ИИ. Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языка описания знаний, внедряются разные типы знаний. Проблема представления знаний есть одной из основных проблем для системы ИИ, потому что функционирование такой системы опирается на знания о проблемной области, которые хранятся в ее памяти.

     Представление знаний — вопрос, возникающий в  когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях  искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике  — с подбором представления конкретных и обобщённых знаний, сведений и фактов для накопления и обработки информации в ЭВМ. Главная задача в искусственном интеллекте (ИИ) — научиться хранить знания таким образом, чтобы программы могли осмысленно обрабатывать их и достигнуть тем подобия человеческого интеллекта.

     Под термином «представление знаний» чаще всего подразумеваются способы  представления знаний, ориентированные  на автоматическую обработку современными компьютерами, и, в частности, представления, состоящие из явных объектов ('класс всех слонов', 'Клайд — индивид') и из суждений или утверждений о них ('Клайд — слон', 'все слоны серые'). Представление знаний в подобной явной форме позволяет компьютерам делать дедуктивные выводы из ранее сохранённого знания ('Клайд — серый').

     В Искусственном интеллекте (ИИ) основная цель - научиться хранить знания таким образом, чтобы программы  могли обрабатывать их и достигнуть подобия человеческого интеллекта. Исследователи ИИ используют теории представления знаний из когнитологии. Такие методы как фреймы, правила, и семантические сети пришли в ИИ из теорий обработки информации человеком. Так как знание используется для достижения разумного поведения, фундаментальной целью дисциплины представления знаний является поиск таких способов представления, которые делают возможным процесс логического вывода, то есть создание выводов из знаний.

     Основная  часть

     1 Способы формального представления знаний

     1.1 История в информатике

 

     В информатике (главным образом в  области искусственного интеллекта) для структурирования информации, а также организации баз знаний и экспертных систем были предложены несколько способов представления знаний. Одно из них представление данных и сведений в рамках логической модели баз знаний, на основе языка логического программирования Пролог.

     Под термином «Представление Знаний» чаще всего подразумеваются способы  представления знаний, ориентированные  на автоматическую обработку современными компьютерами, и в частности, представления, состоящие из явных объектов ('класс  всех слонов', или 'Клайд - экземпляр'), и из суждений или утверждений о них ('Клайд слон', или 'все слоны серые'). Представление знаний в подобной явной форме позволяет компьютерам делать дедуктивные выводы из ранее сохраненного знания ('Клайд серый').

     В 1970-х и начале 1980-х были предложены, и с переменным успехом опробованы многочисленные методы представления знаний, например эвристические вопросно-ответные системы, нейросети, доказательство теорем, и экспертные системы. Главными областями их применения в то время были медицинская диагностика (к примеру Мицин) и игры (например шахматы).

     В 1980-х годах появились формальные компьютерные языки представления  знаний. Основные проекты того времени  пытались закодировать (занести в  свои базы знаний) огромные массивы  общечеловеческого знания. Например в проекте «Cyc» была обработана большая энциклопедия, и кодировалась не сама хранящаяся в ней информация, а знания, которые потребуются читателю чтобы понять эту энциклопедию: наивная физика, понятия времени, причинности и мотивации, типичные объекты и их классы. Проект Cyc развивается компанией Cycorp, Inc.; большая часть (но не вся) их базы свободно доступна.

     Эта работа привела к более точной оценке сложности задачи представления  знаний. Одновременно в математической лингвистике, были созданы гораздо более объёмные базы языковой информации, и они, вместе с огромным приростом скорости и объёмов памяти компьютеров сделали более глубокое представление знаний более реальным.

     Было  разработано несколько языков программирования ориентированных на представление знаний. Пролог, разработанный в 1972, но получивший популярность значительно позже, описывает высказывания и основную логику, и может производить выводы из известных посылок. Ещё больше нацелен на представление знаний язык KL-ONE (1980-е).

     В области электронных документов были разработаны языки явно выражающие структуру хранимых документов, такие  как SGML а впоследствии XML. Они облегчили  задачи поиска и извлечения информации, которые в последнее время  всё больше связаны с задачей представления знаний. Веб-сообщество крайне заинтересованно в семантической паутине, в которой основанные на XML языки представления знаний, такие как RDF, Карта тем и другие используются для увеличения доступности компьютерным системам информации, хранящейся в сети.2

     1.2 Связи и структуры

 

     ИИ  и когнитивная наука должны заниматься всей совокупностью процессов связанных  с учебой, которая должна включать моделирование работы учителей и  субъектов учебы, объяснения изучения и учебы, как составной человеческой системы обработки информации. Сюда же следует отнести основное задание образования – передачу знаний, процесс передачи знаний представлен в Приложении А. Этот процесс и является центром внимания данной работы. Особенное значение приобретает здесь упомянутая технология ИИ - представление знаний. В связи с этим стоит отметить слова Рамеш Джайн, которые подчеркивают значимость естественного языка для процесса репрезентации знаний: «Язык является языком представления знаний». Действительно, не ввиду достижения в области представления знаний, очевидным остается тот факт, что человеческий язык владеет непревзойденной выразительностью в передаче знаний. Поэтому, желая синтезировать технологии ИИ в представлении знаний и естественную силу человеческого языка для реализации интеллектуальной образовательной системы, в данной работе мы рассмотрим сущности знания, языка и текста.

     Одной из проблем в представлении знаний является как хранить и обрабатывать знания в информационных системах формальным способом так, чтобы механизмы могли использовать их для достижения поставленных задач. Примеры применения здесь экспертные системы, Машинный перевод, компьютеризированное техническое обслуживание и системы извлечения и поиска информации (включая пользовательские интерфейсы баз данных). 3

     Для представления знаний можно использовать семантические сети. Такая сеть изображена на рисунке приложения Б. Каждый узел такой сети представляет концепцию, а дуги используются для определения  отношений между концепциями. Одна из самых выразительных и детально описанных парадигм представления знаний основанных на семантических сетях это MultiNet (акроним для Многослойные Расширенные Семантические Сети англ. Multilayered Extended Semantic Networks).

     Начиная с 1960-х годов, использовалось понятие фрейма знаний или просто фрейма. Каждый фрейм имеет своё собственное имя и набор атрибутов, или слотов которые содержат значения; например фрейм дом мог бы содержать слоты цвет, количество этажей и так далее.

     Использование фреймов в экспертных системах является примером объектно-ориентированного программирования, с наследованием свойств, которое описывается связью «is-a». Однако, в использовании связи «is-a» существовало немало противоречий: Рональд Брахман написал работу озаглавленную «Чем является и не является IS-A», в которой были найдены 29 различных семантик связи «is-a» в проектах, чьи схемы представления знаний включали связь «is-a». Другие связи включают, например, «has-part».

     Фреймовые структуры хорошо подходят для представления  знаний, представленных в виде схем и стереотипных когнитивных паттернов. Элементы подобных паттернов обладают разными весами, причем большие весы назначаются тем элементам, которые соответствую текущей когнитивной схеме (schema). Паттерн активизируется при определённых условиях: Если человек видит большую птицу, при условии что сейчас активна его «морская схема», а «земная схема» - нет, он классифицирует её скорее как морского орлана, а не сухопутного беркута.

     Фреймовые представления объектно-центрированы в том же смысле что и Семантическая сеть: Все факты и свойства, связанные с одной концепцией, размещаются в одном месте, поэтому не требуется тратить ресурсы на поиск по базе данных.

     Скрипт  это тип фреймов, который описывает  последовательность событий во времени; типичный пример описание похода в ресторан. События здесь включают ожидание места, прочитать меню, сделать заказ, и так далее.

     Различные решения в зависимости от их семантической  выразительности могут быть организованы в так называемый семантический  спектр (англ. Semantic spectrum).

     1.3 Язык и нотация

 

     Некоторые люди считают, что лучше всего  будет представлять знания также  как они представлены в человеческом разуме, который является единственным известным на сегодняшний день работающим разумом, или же представлять знания в форме естественного языка. Доктор Ричард Баллард, например, разработал «семантическую систему, базирующуюся на теории», которая не зависит от языка, которая выводит цель и рассуждает теми же концепциями и теориями что и люди. Формула, лежащая в основе этой семантики: Знание=Теория+Информация. Большинство распространенных приложений и систем баз данных основаны на языках. К несчастью, мы не знаем как знания представляются в человеческом разуме, или как манипулировать естественными языками также как это делает человек. Одной из подсказок является то, что приматы знают как использовать интерфейсы пользователя point and click; таким образом интерфейс жестов похоже является частью нашего когнитивного аппарата, модальность которая не привязана к устному языку, и которая существует в других животных кроме человека.

     Поэтому для представления знаний были предложены различные искусственные языки  и нотации. Обычно они основаны на логике и математике, и имеют легко  читаемую грамматику для облегчения машинной обработки. Обычно они попадают в широкую область онтологий.

     Последней модой в языках представления  знаний является использование XML в  качестве низкоуровневого синтаксиса. Это приводит к тому, что вывод  этих языков представления знаний машины могут легко Синтаксический анализ, за счёт Удобочитаемости для человека. Логика первого порядка и язык Пролог широко используется в качестве математической основы для этих систем, чтобы избежать избыточной сложности. Однако даже простые системы основанные на этой простой логике можно использовать для представления данных которое значительно лучше возможностей обработки для нынешних компьютерных систем: причины раскрываются в теории вычислимости.

     Примеры искусственных языков которые используются преимущественно для представления знаний: CycL IKL, KIF, Loom, KM: Машина Знаний (англ. Knowledge Machine) (фреймовый язык, использовавшийся для задач представления знаний), OWL,  язык Пролог, Липс.

     Некоторые из этих языков, мы рассмотрим в данной курсовой работе далее. 

Информация о работе Языки предоставления знаний