Типология языков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

Согласно последним подсчетам, на земле существует свыше двух с половиной тысяч языков. На свете не обнаружено ещё ни одного народа, у которого не было бы своего языка, но этого и не может быть, ведь человек, а тем более целый народ, вне зависимости от количества его представителей, не может существовать без того, что рождает его мысль и развивает её, без того, что обеспечивает необходимую связь между людьми, без того, что, собственно говоря, и делает людей отличными от животных.

Языки многочисленны и многообразны. Есть языки, обслуживающие узкий круг говорящих (языки африканских и индейских племён), а есть языки, на которых говорят целые нации. Некоторые языки называют мёртвыми, реально они не функционируют, но всё же употребляются и в наши дни (прежде всего, латынь)

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие типологии. Классификации различных языковедов……………………………………………………….5

Глава 2. Морфологическая типология и классификация Э. Сепира…………………………………………………………12

Глава 3. Синтаксическая типология………………………...17

Глава 4. Фонологическая и лексическая типология………22

Заключение……………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Реферат по языкознанию.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Впоследствии  был предложен еще ряд других морфологических классификаций, из них наиболее известны типологии  Х.Штейнталя, Ф.Мистели, Н.Финка, Ф.Ф.Фортунатова. В частности классификация Ф. Ф. Фортунатова очень логична, но недостатком её является то, что она недостаточна по охвату языков. В качестве основы он берёт строение формы слова и соотношение его морфологических частей. Так, он выделяет четыре типа языков: 1) агглютинативные, 2) флективно-агглютинативные, 3) флективные, 4) корневые.

     Наиболее  поздняя по времени, хорошо обоснованная и самая детальная морфологическая  классификация была предложена в 1921 году Э.Сепиром. Но, прежде чем говорить о ней, стоит, на основании вышеперечисленных теорий типологии языков в целом и подробнее рассказать о лингвистической типологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Морфологическая типология и классификация Э. Сепира 
 
 

     Лингвистическая типология может строиться на основе самых разных структурных признаков – фонологических, морфологических, синтаксических, семантических и т. д. Но чаще всего говорят о двух сторонах типологии языков:  морфологической и синтаксической.

     Первой  по времени создания была морфологическая  типология. В ее основу кладется способ соединения морфем (морфемика), типичный для того или иного языка. Самыми важными признаками, согласно этой типологии, являются: а) общая степень сложности морфологической структуры слова, б) типы грамматических морфем, используемых в данном языке, в частности в качестве аффиксов (Аффикс — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов.). Согласно стандартной версии морфологической классификации языков, все языки мира распределяются по следующим четырем классам.

1. Флективные  языки, например славянские или  балтийские. Для них характерны полифункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках, фонетически не обусловленные изменения корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.

2. Агглютинативные, или агглютинирующие языки, например тюркские или языки банту. Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленных вариантов морфем, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований.

3. Изолирующие,  или аморфные языки, например  китайский, бамана (семья манде,  Западная Африка), большинство языков  Юго-Восточной Азии. Для них характерно  отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.

4. Инкорпорирующие,  или полисинтетические языки,  например чукотско-камчатские или  многие языки Северной Америки.  Для них характерна возможность  включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения, реже подлежащего непереходного глагола), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ; например, в чукотском языке Ытлыгэ тэкичгын рэннин "Отец мясо принес", где прямое дополнение выражено отдельным словом, но Ытлыгын тэкичгырэтгъи букв.: "Отец мясо -принес" – во втором случае прямое дополнение инкорпорируется в состав глагола-сказуемого, т.е. образует с ним одно слово. Термин «полисинтетические», однако, чаще применяется к таким языкам, в которых глагол может согласовываться одновременно с несколькими членами предложения, например в абхазском языке и-л-зы-л-гоит, буквально "это-ей-для-она-берет", т.е. "она у нее это отнимает".

     Прежде  чем говорить о них более подробно, стоит упомянуть о грамматическом строе языков. С точки зрения грамматического строя, языки бывают синтетическими и аналитическими, эта классификация проходит через все четыре вышеперечисленных типа языков. Для аналитических языков характерно раздельное выражение лексических и грамматических значений. Лексические выражаются знаменательными словами, которые чаще всего не содержат в себе никаких грамматических морфем. А порядок слов и служебные слова выражают грамматическое значение. Аффиксы либо совсем не встречаются (изолирующие языки: кхмерский, древнекитайский), либо используются крайне редко.  Что касается синтетических языков, то из названия можно сделать вывод о том, что такие языки стремятся к синтезированию, объединению в одной словоформе лексической и грамматической морфем. Для таких языков характерно широкое использование аффиксов. Кроме этого, как уже говорилось выше, выделяют полисинтетические языки — языки, в которых предложение стремится превратиться в одно слово. Таким образом, аффиксальные языки делятся на флективные (фузионные) и агглютинативные (агглютинирующие). Различие их базируется на том, что у первых словообразование происходит за счёт флексий, а у вторых – за счёт суффикса-прилепы. Существует ряд признаков, отличающих одни от других.

     1. Для флексии характерно совмещение в пределах одного аффикса нескольки значений, принадлежащих различным грамматическим категориям.

     Что касается суффикса-прилепы, то он однозначен, это явление называется гаплосемией. За каждой граммемой здесь закреплён  отдельный аффикс. Это различие можно  продемонстрировать на примере киргизского  агглютинативного слова ата-лар-ымыз-да "отец + мн. число + 1-е лицо мн. числа обладателя + местный падеж", т.е. "у наших отцов", где каждая грамматическая категория представлена отдельным суффиксом, и русской флективной словоформы прилагательного красив-ая, где окончание -ая одновременно передает значение трех грамматических категорий: рода (женский), числа (единственный) и падежа (именительный).

     2. Флексия имеет варианты. Для неё  характерна омосемия, то есть  наличие ряда параллельных аффиксов  для передачи одного и того  же значения. Общность функции и отсутствие формальных связей говорит о равнозначности разных морфем.

     Для агглютинативных языков характерна стандартность аффиксов, другими  словами, закреплённость за каждой граммемой  только одного монопольно обслуживающего её аффикса и, соответственно, одинаковость склонения существительных, спряжения глаголов и образование сравнительных степеней прилагательных. Так, в тюркских языках постфикс множественного числа –lar оформляет мн. число всех существительных. А в русском языке, к примеру, разные по форме суффиксы могут выражать одно и то же грамматическое значение (суффиксы страдательных причастий).

     3. Для флективных языков характерны  случаи взаимного наложения экспонентов  морфем (опрощение, переразложение). Агглютинативная тенденция характеризуется чёткостью границ морфемных сегментов.

     4. Для флективных (в данном случае  удачнее будет определение «фузионные»)  языков характерно то, что в  них основа слова довольно  часто несамостоятельна и не  может быть употреблена как  одна из словоформ данного  слова. Именно поэтому флексии сливаются с основой. Например, это можно увидеь во многих основах глаголов: танцева-, вери-, получа-.

     А в агглютинативных языках основа без аффиксов является исходной словоформой. И суффиксы-прилепы (так они и  получили это название) здесь будто прилепают, просто механически присоединяются к данной словоформе.

     Как уже было сказано, основы приведенной  классификации были заложены Ф.Шлегелем, который различал флективные и нефлективные (фактически агглютинативные) языки, в  духе времени рассматривая вторые как менее совершенные по отношению к первым. Теперь, когда мы можем чётко отличать флексии от суффиксов-прилеп, аналитический строй от синтетического, стоит упомянуть о классификации, предложенной американским языковедом Эмилем Сепиром (1921). Согласно ней, при анализе сходства и различия языков следует учитывать следующие признаки: понятие, техника и синтезирование. Отсюда – несколько классификаций.

      Понятия, выражаемые в языке: 1) корневые, 2) реляционные (падежные, временные, модальные и т. п.), 3) деривационные (словообразовательные), 4) смешанно-реляционные (выражаются совместно с лексическими значениями в самих словах при их изменении). Теоретически основная классификация языков Э.Сепира очень проста, но как только дело доходит до интерпретации ее автором критериев, лежащих в ее основе, а тем более до ее наполнения конкретными примерами, она становится чрезвычайно запутанной. Следующая классификация основана на технической стороне выражения отношений: 1) изолирующие языки, 2) символические языки (здесь объедингены внутренняя флексия, способ ударения и повтор), 3) агглютинативные , 4) фузионные. В чем состоит отличие этой классификации от гумбольдтовской? Во-первых, в ней нет инкорпорирующих языков. Во-вторых, из флективных языков ее автор вычленил внутрифлективные (символические). В-третьих, гумбольдтовский термин «флективный» он заменил на «фузионный», что вполне оправданно, поскольку флексия широко используется не только во флективных языках, но и агглютинативных. Третья классификация языков у Э.Сепира предполагает деление языков на аналитические, синтетические и полисинтетические. Эта классификация языков Э.Сепира вполне приемлема в отношении к изолирующим, агглютинативным и флективно-фузионным языкам. Однако в отношении к инкорпорирующим языкам она оказывается ущербной. Таким образом, инкорпорирующие языки стали для Э.Сепира камнем преткновения в рассмотренных классификациях: в его первых двух классификациях они просто отсутствуют, а в третьей они интерпретируются как языки, в которых слово может совпадать с предложением. Между тем В.Гумбольдт указывал лишь на сходство инкорпоративного предложения со словом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

Синтаксическая  типология

     Синтаксическая  типология возникла в конце 19 в. как  типология строя предложения и была связана с открытием эргативной конструкции в индоиранских, кавказских, эскимосо-алеутских, баскском и многих других языках.  Классификация языков по синтаксическим типам опирается на важнейшие признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения.

     С точки зрения взаимоотношения между  глаголом и существительным, между  действием, действующим лицом и  объектом действия, языки подразделяются на три типа: активный, эргативный и номинативный.

     1) Языки активного строя. Для таких языков характерно резкое противопоставление динамическаих глаголов действия и статических глаголов состояния, активных и неактивных существительных. В таких языках отсутствует единое грамматическое оформление субъекта (америндейские языки, современный китайский);

     2) Языки эргативного строя. В  таких языках противопоставляются  переходные и непеходные глаголы.  Абсолютив (основной падеж существительного) соответствует субъекту непереходного  и объекту переходного глагола,  и противопоставляется эргативу, который соответствует субъекту переходного глагола. Или: в предложении, имеющим прямое дополнение, подлежащее стоит в эргативном падеже, дополнение – в абсолютном. В предложении без дополнения подлежащее стоит в абсолютном падеже. Подлежащее при непереходном действии совпадает по форме (абсолютный падеж) с объектом переходного действия. Существительное в форме эргативного падежа обозначает кроме субъекта переходного действия также косвенный объект (часто инструмент действия). Здесь субъект также не имеет единого грамматического оформления. На него указывают разные ряды аффиксов вглаголе, в зависимости от его (глагола) характера. Субъект выражается падежами (северокавказские языки, баскский язык).

     3) Языки номинативного строя. В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия). Для них характерно одинаково оформленное подлежащее, вне зависимости от значения и формы глагола. В номинативных языках различаются переходные и непереходные глаголы, именительный и винительный падежи существительного, прямое и косвенное дополнения. В глагольном спряжении используются субъектно-объектные ряды личных аффиксов. К этому типу относятся индоевропейские, семитские, дравидийские, финские, тюркские, монгольские, тайские языки, японский, корейский и китайский.

     Исходя  из особенностей порядка слов впредложениях, можно провести и другую типологию, типологию порядка слов. Типология порядка слов (в предложении) — одна из возможных систем типологической классификации языков, используемых в лингвистической типологии. Основывается на базовом порядке, в котором в предложении стоят подлежащее (англ. subject), сказуемое (англ. verb) и прямое дополнение (англ. object).

Информация о работе Типология языков