Типология упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого учебного предмета является ведущим средством обучения, так как именно на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения. Главной коммуникативной целью, является формирование умений учащихся владеть тактиками решения типовых задач в актуальных сферах общения. Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Проблема типологии упражнений становится в центре внимания методистов. Люди, изучающие иностранные языки открывают для себя возможность найти общий язык с иностранцами. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики. Типология упражнений методике строится с учетом целей и задач, структуры и вида речевой деятельности, аспекта языка, характера материала и способа выполнения.
Объект исследования: Процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования: Типология упражнений
Цель исследования: Усвоение определенного навыка, либо конкретного умения при выполнении упражнения.
Задача исследования:
1) Анализ методической литературы по теме исследования.
2) Исследовать типологию упражнений иностранного языка
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

   Введение

   Актуальность  исследования: Урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого учебного  предмета является ведущим средством обучения, так как именно на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения. Главной коммуникативной целью, является формирование умений учащихся владеть тактиками решения типовых задач в актуальных сферах общения. Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Проблема типологии упражнений становится в центре внимания методистов. Люди, изучающие иностранные языки  открывают для себя возможность найти общий язык с иностранцами. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики. Типология упражнений методике строится с учетом целей и задач, структуры и вида речевой деятельности, аспекта языка, характера материала и способа выполнения.

   Объект  исследования: Процесс обучения иностранному языку

   Предмет исследования: Типология упражнений

   Цель  исследования: Усвоение определенного навыка,  либо  конкретного умения при выполнении упражнения.

   Задача  исследования:

   1) Анализ методической литературы  по теме исследования.

   2) Исследовать типологию упражнений  иностранного языка

   Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 

   Глава 1. ТЕОРИЯ ТИПОЛОГИИ УПРАЖНЕНИЯ 

   1.1.Упражнение как метод обучения 

   Упражнение  –это многократное повторение однотипных операций или действий, которое опирается на осознание и сопровождается контролем и самоконтролем. В методической литературе существуют разные подходы к определению целей, задач, роли упражнений в обучении иностранному языку и соответственно, разные критерии их классификации и типологизации.

   Типология упражнений в отечественной методике строится с учетом целей и задач (назначение упражнений), структуры и вида речевой деятельности, аспекта языка, характера материала и способа выполнения.  Наибольшие терминологические разногласия касаются названия типов упражнений, выделяемых по их назначению. В рамках коммуникативного подхода удачными представляются следующие термины, обозначающие три существующих в практике обучения типа упражнений [15]: подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные) и некоммуникативные.

   Третий  тип упражнений включает в себя языковые аналитические упражнения и подготовительные тренировочные упражнения на автоматизацию языкового материала вне речевой деятельности.

   Этим трем типам упражнений соответствуют следующие английские термины: communicative activities / communication activities / tasks, pre-communicative activities / pseudo-communication activities, practice activities.

   Во  многих методических публикациях, как  отечественных, так и зарубежных, первый и второй типы упражнений не разграничиваются, а типология включает в себя только две категории: подготовительные (некоммуникативные)  и коммуникативные  упражнения.

   Основу  современного преподавания иностранного языка как общеобразовательного предмета и как будущей специальности  составляет методическая триада: демонстрация – объяснение – тренировка.

   Тренировка  осуществляется посредством разнообразных  упражнений, которые, как известно, разделены на виды и обобщены в  различных классификациях. Так, в  зависимости от элементарной операции, производимой с отдельным языковым явлением, различают, например, идентификационные, или  дифференцировочные упражнения (обеспечивают тренировку в различении языковых явлений), субституционные (связаны  с замещением одних языковых единиц другими), подстановочные (требуют восполнить недостающий элемент языковой или  речевой единицы), трансформационные (предполагают изменение исходной структуры) и некоторые другие виды заданий. В зависимости от того, связано  ли тренировочное задание с самостоятельной  подачей обучаемым новой информации либо основывается на готовом сообщении, говорят о продуктивных, репродуктивных и репродуктивно – продуктивных заданиях. Упражнения группируют также -  в зависимости от типа формируемых  речевых навыков и умений –  на рецептивные и экспрессивные (перечисление ракурсов, с учетом которых выделяются виды упражнений, может быть продолжено).

   Разнообразные виды упражнений, сведенные в единую систему на основе неких типовых  признаков, образуют типологию.

   Упражнения  делятся на языковые и речевые.

   Языковые  упражнения представляются тренировочными (подготовительными): они подготавливают к тому, чтобы навыки включались в речевую деятельность. Цель языковых упражнений – формирование навыков (операций). При выполнении языковых упражнений выполняются следующие  операции: 1)наблюдение; 2) анализ;3) сравнение; 4) выбор; 5) трансформация;

6) подстановка; 7) обобщение; 8)составление по аналогии. Предлагаются упражнения: а)имитативные; б) аналитико- дифференцирующие; в)оперативно- тренировочные; г)конструирующие; д)репродуцирующие.

   Речевыми  называются упражнения, развивающие  речевые умения, имеющие коммуникативную  задачу, адекватную задаче реального  высказывания, и ничем не обусловленную  форму высказывания. В них все  внимание говорящего направлено на содержание высказывания; языковая форма не задается в условиях упражнения. Это коммуникативные, творческие упражнения. В них используется разнотипный материал. Действия, совершаемые  при выполнении речевых упражнений, представлены: 1) сообщением; 2)просьбой; 3)подтверждением; 4)соглашением; 5)опровержением; 6) уточнением.

   Основными видами речевых упражнений является: а) вопросо- ответные; б) ситуативные; в) репродуктивные; г) дискутивные; д) дескриптивные; е) инициативные; ж) игровые; з) переводные.

   Основные  типы упражнений разработанные профессором Рахмановым [9], Выявления функциональной направленности упражнений, а также для соблюдения единства основного классификационного признака предлагается следующие термины для обозначения трех основных типов упражнений: информационные, операционные и мотивационные. Так как на первой стадии упражнения обеспечивают осмысление и усвоение материала, т.е. закрепление необходимой информации о нем; на второй осуществляется развитие автоматизмов, т.е. закрепление операций с ним; на третьей происходит совершенствование речевых умений, т.е. его мотивированное использование в интересах коммуникации.

     Информационные упражнения. Их можно еще назвать языковыми, однако это название не точно, так как языковой материал присутствует в любом упражнении и в этом смысле все они являются языковыми. Особенность же данных упражнений состоит в их ориентированности на осознание и закрепление знания языковых явлений, усвоение которых невозможно или нецелесообразно начинать с упражнения второго типа. Так, при обучении фонетике осмысливается и закрепляется произношение трудноусваиваемых звуков, а также акцентуация и основные интонационные типы. При обучении лексике создаются синтагматические и парадигматические связи, необходимые для сохранения, опознания и актуализации лексических единиц. При обучении грамматике закрепляются правила расположения слов в предложении, сочетания их между собой и соединение частей и целых предложений (правила активной грамматики); распознавания грамматических явлений по их формальным признакам при восприятии речи (правила пассивной грамматики). Примеры информационных упражнений: сопоставьте, произнесите констатирующие звуки отдельно, в слове, фразе; определите ударение и произнесите слово, ряд слов с аналогичным ударением; найдите, выпишите, сгруппируйте, образуйте. Сочетайте лексические единицы; выделите, образуйте, трансформируйте грамматические явления и т.п.

   Операционные  упражнения. Их можно еще назвать  предречевыми или тренировочными, но оба эти названия представляются неточными: «предречевые» потому, что  таковыми являются и упражнения первого  типа, а «тренировочные» потому, что идея тренировки присуща любому типу упражнений.

   Необходимость таких упражнений вызвана тем, что  даже самые прочные знания не обеспечивают нормального осуществления речевой  деятельности: речь не является простой  суммой различных аспектов языка, они  как бы растворяются в ней, образуя  высший синтез. Внимание коммуниканта не может в процессе речи распределяться между несколькими объектами  – правильностью произношения, подбором и сочетанием лексики, грамматическим оформлением высказывания. Большая  часть этих операций

должна  протекать автоматизировано, высвобождая  внимание для сосредоточения говорящего на смысловых и коммуникативных  функциях речи. Это касается отдельных  навыков, однако все они могут  включаться в речевой акт лишь в условиях их целесообразной взаимной скоординированности. Поэтому на предречевой  стадии необходимо не только обеспечить развитие автоматизмов, но и научить  учащихся объединять в каждом акте речи произносительные, лексические, грамматические навыки. Нужно при этом иметь в  виду, что отдельные фазы речевого поступка вполне могут контролироваться сознанием в условиях достаточного знакомства с материалом. Например, может осуществляться сознательный подбор слова, выражения, грамматической формы. Осознание формы неизбежно  временами и в родном языке, тем  более в иностранном. Этот феномен  всегда будет возникать при появлении  трудностей словоупотребления. Но он не должен превышать определенной пороговой  величины, за пределами которой неизбежно  наступает рассогласование элементов  речи.

   Операционные  упражнения как бы продолжают работу, начатую на предыдущей стадии: они  доводят умение использовать языковой материал до уровня автоматизмов. Но так  как автоматизм немыслим без материала, ибо возникает в результате закрепления  операций с ним, то и здесь мы будем  иметь дело с упражнениями произносительного, орфографического, грамматического  и прочего характера. Однако существо их изменится, так как в их содержании войдет не только запоминание, узнавание, группировка, перевод и другие подобные действия, но прежде всего оперирование языковыми единицами, подобное тому, которое совершается в реальной речевой действительности.

     Операционные упражнения, являясь продолжением и дальнейшим развитием информационных, вместе с тем очень тесно соприкасаются с теми, которые обладают ярко выраженной речевой направленностью: закрепляя операции, протекающие в речи, они готовят учащихся к совершению речевой деятельности. Взаимосвязь этих упражнений обеспечивает взаимопроникновение стадий усвоения знаний, развития навыков и речевых умений, т.е. непрерывность в поступательном развертывании единого по своей природе и лишь условно разделенного на стадии процесса обучения. Так, в ходе усвоения знания уже начинается формирование навыка, а дальнейшая работа по его развитию способствует закреплению и углублению знаний; развитие же автоматизмов, высвобождение внимания учащихся от контроля за операциями, повышает беглость, содержательность и целенаправленность речи. Приведем примеры операционных упражнений: отработка лексических и грамматических сочетаний, подстановок, преобразований, произношения звукокомплексов, слов и фраз.

   Мотивационные упражнения. Они связаны с развитием  и совершенствованием умения осуществлять речевые поступки в условиях, приближенных к реальным. Степень «приближенности» при этом может быть различной: от создания элементарных словесных стимулов до театрализации фрагментов урока. Возможно ограничение задания указанием  на определенный языковой материал; таковы, например, «коммуникативные» упражнения, предложенные Е.И.Пассовым [ 10]. Другие упражнения могут выполняться при полной свободе для учащегося в подборе и использовании материала. Разработаны способы регулирования деятельности учащихся при выполнении ими ситуативных упражнений путем усиления или ослабления смысловых и формальных опор. Однако имеется нечто общее у всех мотивационных упражнений: наличие в задании стимула к совершению речевого поступка и смещение речевого действия на экстралингвистическую цель. 

1.2. Cистема упражнений 

Упражнения  должны составлять систему. Под системой упражнений

понимается  такая организация учебных действий, которая предполагает определенную последовательность упражнений с учетом нарастания языковых и операционных трудностей.

   Для закрепления материала используются упражнения, получившие название подготовительные (или тренировочные, языковые).

   Система подготовительных упражнений получила детальную разработку в методической литературе (например, Настольная книга  …,1996) и обычно включает следующие упражнения.

Информация о работе Типология упражнений