Структура языкового знака

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:05, доклад

Описание работы

Языково́й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности[1] и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языковогозначения[2]. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками[3] или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации — референту, денотату)

Работа содержит 1 файл

структура языкового знака.docx

— 23.30 Кб (Скачать)

Языковой знак

Языково́й знак — единица языка (морфемаслово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности[1] и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языковогозначения[2]. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками[3] или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации — референтуденотату)[1].

Структура знака

Языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки (акустического  образа) — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально.

Означающее знака  состоит из фонем, не являющихся знаковыми единицами; может быть также выделен нижележащий уровень дифференциальных признаков фонем, способствующих восприятию и различению знаков. Незнаковые единицы Л. Ельмслев называл фигурами[3].

Свойства знака

  1. Знак произволен: связь между означающим и означаемым обыкновенно не продиктована свойствами обозначаемого предмета[1]. Тем не менее, знак может быть «относительно мотивированным»[4] в случае, если возможен его синтагматический анализ (разложение на знаковые единицы низшего порядка, к примеру членение слова на морфемы) или оно употреблено в переносном значении[5]. Мотивированность ограничивает произвольность знака. В различных языках и в различные периоды существования одного языка соотношение произвольных и частично мотивированных единиц неодинаково. Так, во французском языке доля немотивированных единиц, по-видимому, заметно возросла по сравнению слатынью[4].
  2. Знак обладает значимостью (ценностью) — совокупностью реляционных (соотносительных) свойств. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.
  3. Знак асимметричен: у одного означающего может быть несколько означаемых (в случаях полисемии и омонимии), одно означаемое может иметь несколько означающих (при омосемии). Идею асимметричного дуализма языкового знака высказал С. О. Карцевский. По его мнению, обе стороны языковой единицы (означающее и обозначаемое) не являются неподвижными, то есть соотношение между ними неизбежно нарушается. Это значит, что постепенно изменяется как звуковой облик языковой единицы, так и её значение, что приводит к нарушению первоначального соответствия.
  4. Означающее носит линейный характер: в речи наблюдается последовательное развёртывание единиц, располагаемых друг относительно друга по определённым законам[6].
  5. Знак характеризуется вариантностью.
  6. Знак характеризуется изменяемостью. Данное свойство может проявляться различным образом:
    • означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным. Например, раньше месяц февраль назывался феврарь, с течением времени это название трансформировалось в привычное нам февраль; ср. также чело — лоб;
    • означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Так, слово девка в XVIIIXIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях наподобие гулящая девка. Также сволочью ранее называли того, кого приводили в полицейский участок[источник не указан 793 дня]. Слово парень обладало в XVIII—XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX же веке слово юношавыходит из употребления и наблюдается нейтрализация слова парень. Значение может расширяться или сужаться с течением времени. Например, слово пиво ранее обозначало всё, что можно пить[источник не указан 793 дня], а словом порох называли любое сыпучее вещество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Язык как система. Его место среди других систем.
 
 
 
 
 
  В середине 19-го начале 20-го веков в естественных и гуманитарных науках стал осуществляться переход к системно-структурному представлению о действительности.

Идея  структурности разрабатывалась: в философии- Марксом, в химии- Бутлеровым и Менделеевым, в физике – Бором и Резерфордом, в языкознании Соссюром, Б. де Куртене и Фортунатовым.

Принцип системности языка обусловлен системным характером самой объективной действительности. О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. Для него был важен термин «система». Термин «структура» вели его ученики. В настоящее время под системой  понимают совокупность взаимосвязи  и взаимообусловленности элементов.

Структура – строение и внутренняя форма организации системы. В лингвистике и семиотике выделяют 2 типа систем: галогенные и гетерогенные.

Гомогенные - состоят из однородных элементов (в противоставлении с гетерогенными системами).

Гетерогенные - система более сложная , состоит из разнородных элементов. В них наблюдается деление на подсистемы.

Язык  относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем , которые не могут функционировать отдельно  и являются частями единого целого. Подсистемы языка  называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка: фонетический, морфемный (словообразовательный), лексический и синтаксический.

В каждом из этих ярусов есть соответствующие  единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать   единицы другого  вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию.

Языковая  система занимает особое место среди прочих систем окружающих человека. Солнцев классифицировал все системы по происхождению:

Материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы: жидкости, газы, твёрдые тела.

Деятельность  человека создаёт  ещё 3 типа систем:

  • - идеальные;
  • - искусственные;
  • - семиотические (вторичные);

Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты. Понятия или идеи.

Пример: система  идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки;

Искусственные – технические. Механизмы, аппараты, машины.

Вторичные – языки и другие системы знаков, созданные для закрепления и выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником  всех систем, кроме  первичной,  является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная, и способная к мышлению система.

 

Информация о работе Структура языкового знака