Сопоставление и использование наглядных пособий для объяснения и активизации грамматического материала

Автор: v***************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений. Результаты нашего анализа выявили необходимость в наглядных пособиях, направленных на коммуникацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Грамматика………………………………………………………..5
1.1. Содержание и употребление грамматики…………………….5

1.2. Виды наглядных пособий, употребляемых в

грамматике…………………………………………………………...9

Глава 2. Наглядные пособия……………………………………………….15

2.1. Виды наглядных пособий……………………………………..15

2.2. Цели и способы употребление наглядных пособий…...........18

Заключение.……………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Дальневосточный государственный технический университет.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ  им. В.В. Куйбышева) 
 

Кафедра лингводидактики 
 

Курсовая  работа

На  тему: «Сопоставление и использование  наглядных пособий  для объяснения и  активизации грамматического  материала». 
 
 
 

                                                              Исполнитель:

                                                        студент группы И-7261:

 Е.А  Лебедева 

                                                                   Научный руководитель:

асс. А.К. Артюх

                                                                             
 
 

Владивосток 2010

 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………...3

      Глава 1. Грамматика………………………………………………………..5

            1.1. Содержание и  употребление  грамматики…………………….5

      1.2. Виды наглядных пособий, употребляемых в

      грамматике…………………………………………………………...9

    Глава 2. Наглядные пособия……………………………………………….15

            2.1. Виды наглядных  пособий……………………………………..15

            2.2. Цели и способы употребление наглядных пособий…...........18

    Заключение.……………………………………………………………………21

      Список используемой литературы……………………………………………22

    Приложения 
 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ 

     Изучение  иностранных языков составляют несколько  аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

     Усвоение  грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими  терминами и правилами  и бесконечным  числом исключений. Результаты нашего анализа  выявили необходимость  в наглядных пособиях, направленных на коммуникацию.

     Актуальность  темы обуславливается тем, что в школах преподавание грамматики часто ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

     Цель  данной курсовой работы – показать возможность и необходимость использования системы наглядных пособий.

     Объект  исследования – различные виды наглядных пособий.

     Предмет исследования – грамматика и грамматические явления иностранного языка.

     Гипотеза  – формирование грамматических навыков успешно на основе коммуникативного подхода, учитывая грамматический минимум и средства наглядности.

     Задачи:

     1) Определить эффективность   применения наглядных  пособий в обучении  грамматике.

     2) Выделить преимущества  и недостатки применения  наглядных пособий  в изучении грамматики.

     3) Определить грамматический минимум.

     4) Разработать (классифицировать) систему наглядных  пособий.

     5) Использовать нестандартные  приемы с целью  повышения мотивации.

     Наше  исследование базируется на анализе литературы следующих авторов: Е. Н.Солововой, Н. Д. Гальсковой, Н. И.Гез, А. И. Смирницкого.

 

     Глава I. УПОТРЕБЛЕНИЕ  ГРАММАТИКИ 

     1.1. Содержание и употребление грамматики       

      

     Для того чтобы  построить  высказывание,  выражающее  некоторую  мысль, недостаточно выбрать  соответствующие  слова и произнести их одно  за  другим.

     Выбранные  слова,  а  точнее,   слова,   подбираемые   говорящим   по   мере разворачивания речи, должны быть соединены  друг  с  другом  в  определённом порядке  и оформлены в  виде единого комплекса, целенаправленно  включённого  в  ситуацию общения.

     Совокупность закономерностей построения таких комплексов  из  отдельных слов посредством их категориального  изменения  и  упорядоченного  сочетания друг с другом и составляет  грамматический  строй  языка,  изучаемый  наукой грамматикой.[16;20]

     Организующая роль, которую выполняет в языке его грамматический  строй, не  сводится  к  формальному  регулированию  процессов  изменения   слов и построения высказываний. Наоборот, само грамматическое  регулирование  этих процессов  становится   возможным   благодаря   тому,   что все элементы грамматического  строя  имеют  своё  особое  семантическое  содержание.  Оно характеризуется  максимальной   степенью   абстрагирования   от   конкретных значений слов и их сочетаний, непосредственно отражающих  предметы,  явления и отношения действительности.

     Грамматико-семантические обобщения, выявляясь в формах  слов  и  формах объединений  слов  в  высказывания,  отражают   не   отдельные,   конкретные предметы, явления и отношения мира, а общие  признаки  классов  предметов  и явлений, общие свойства отношений между классами. Именно  эта семантическая специфика грамматического строя обуславливает его  фундаментальную  роль  в реализации качественной определённости  языка  в  целом,  т.е.  в  выявлении сущности языка как объекта действительности.  На  эту  роль  грамматического строя лингвисты указывают образными фразами,  называя  грамматику  «костяком языка» и «душой языка».

     Семантика, выражаемая грамматико-строевыми элементами языка, соотнесена с обобщенным содержанием логических  форм  мышления.  Данная  соотнесённость является естественным выражением  неразрывной  связи  языка  и  действующего сознания: если логика служит основой организации рационального сознания,  то грамматика служит основой организации языка как средства  его  существования и выражения. Не случайно в истории европейской цивилизации  наука  логика  и наука грамматика появились приблизительно в одно  и  то  же  время  (Древняя Греция, IV в. до н.э.).

     Грамматика (греч. Grammatike, от gramma – буква, написание): 

     1)  строй языка,  т.е.  система  морфологических   категорий   и  форм,   синтаксических категорий  и конструкций,  способов словопроизводства.  В триаде,  организующей  язык в  целом   –  в   его  звуковой,  лексико-фразеологической  и  собственно формальной системах, – это категории и все явления формального,  собственно строевого уровня языка. Грамматикой называется вся несобственно-звуковая  и нелексическая  организация  языка,  представленная  в его грамматических категориях, грамматических единицах и грамматических  формах.  Грамматика  в этом значении представляет собой строевую  основу  языка.  Без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами) и их сочленения,  предложения (шире – высказывания) и их  сочленения; 

     2)  раздел  языкознания,  изучающий такой строй, его неодноуровневую организацию, его категории и  их  отношения друг  к  другу; 

     3)  термин  «грамматика»  иногда  также   употребляют   для обозначения функций отдельных грамматических   категорий   или   лексико-грамматических множеств. Так, например, говорят о грамматике  той  или  иной части речи или о грамматике того или  иного  падежа,  инфинитива,  отдельных предлогов [1; 15].

     Грамматика  имеет  дело  с  абстракциями,  обобщениями.  Характер  этих обобщений  различен. Это может быть, например, обобщение способов  словесного называния (в словообразовании),  разнообразных   отношений   (в   падежных значениях,  в соединениях слов  и форм  слов,  в  строении  предложения), обобщённо выраженных  в  языке  ситуаций  (таких,  например,  как  отношение субъектом и его действием или состоянием, между действием и  его  объектом).

     Грамматический   строй   языка   как    система    абстрактных    категорий, представляющих собой  единства  отвлечённых  грамматических  значений  и  их формальных выражений, является той основой, без которой язык  не  существует и не функционирует.

     Слово – одна из основных  единиц  грамматики.  В  слове  сочленены  его звуковая материя  и  его  значения  –  лексическое  и  грамматическое.  Слово связано со всей системой языка  несколькими  линиями  отношений.  Во-первых, это  лексико-парадигматические  отношения,   т.е.   вхождение   в   лексико-семантические классы и подклассы; во-вторых, это  собственно  грамматические отношения, т.е. связи грамматических категорий и  грамматической  парадигмы; в-третьих, это  все  семантические  отношения  слова,  характерные  для  его функционирования  в  сообщении,  объективируемые   в   системе   языка   как внутреннее   свойство   слова   и   являющиеся   основой   для    построения словосочетаний. Роль слова в грамматике понимается разными грамматистами по-разному. По существу, ни одно из них не обходится без обращения к слову,  как к важнейшей грамматической единице языка; однако роль слова в организации грамматической  системы   трактуется   различно.   Характеристики   слова, относящиеся к его звуковым  преобразованиям,  вызываемыми его формальными изменениями и его соседством, принадлежат в  языке к сфере морфонологии [1,67].

     Явления, связанные с образованием слова как отдельной единицы,  относятся к словообразованию.  Всё,   что   связано   с   абстрактными   грамматическими значениями  слова и его формоизменением,  относится к морфологии.   Все явления,  связанные с синтагматикой слова,  а также с   построением   и синтагматикой предложения,  относятся   к   синтаксической   сфере   языка.

     Отдельной единицей  грамматического  строя  может  считаться  морфема,  т.е. минимальная  значимая часть слова  или словоформы. Явления, которые  относятся к образованию и функционированию словообразовательных  и  словоизменительных морфем, могут быть выделены в качестве  отдельной  сферы  внутри  грамматики слова – его морфемики, однако традиционным является  рассмотрение  морфем  в системах  словообразования  (словообразовательная  морфемика)  и  морфологии (словоизменительная морфемика).[19;80]

     Таким образом, грамматика как строй языка  представляет  собой  сложную организацию, сочленяющую в  себе словообразование,  морфологию  и  синтаксис.

     Эти подсистемы, особенно морфология и синтаксис, находятся  в  самом  тесном взаимодействии  и   переплетении,   так   что   отнесение   тех   или   иных грамматических явлений к  морфологии  или  к  синтаксису  часто  оказывается условным (например, категория падежа, залога).  Вопрос  о  принадлежности  к грамматике «высшего  синтаксиса»,  т.е.  закономерностей строения  сложных, развёрнутых текстовых единств, не решён в науке; однако несомненно, что эти закономерности имеют качественно другой характер, чем грамматические  законы языка.

     К грамматике иногда относят  такие стороны  звуковой  организации  языка, которыми непосредственно (материально) образуются его  значимые  единицы,  а именно: звуковой строй языка, его  акцентную  систему  и  его  интонационные конструкции, включая синтагмы как ритмические единицы  речи.  Основания  для такого расширенного понимания грамматики  имеются,  т.к.  единицы  звукового уровня, не являясь двусторонними  знаками  (т.е.  знаками,  обладающими  как материальной оболочкой, так и значением), служат материальной  основой  этих знаков и таким образом участвуют  в  формировании  морфем,  слов,  их  форм, предложений и их членов. Однако незнаковый характер  перечисленных  звуковых средств  не  позволяет  рассматривать  звуковой  строй   языка   наряду   со словообразованием, морфологией и синтаксисом как подсистему грамматики . 

Информация о работе Сопоставление и использование наглядных пособий для объяснения и активизации грамматического материала