Формирование навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Согласно цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса учащиеся должны овладеть основами иноязычного общения. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся навыки и умения монологической речи (МР). Возрастающая роль монологической речи вызвала интерес у исследователей к проблеме обучения данному виду речевой деятельности на всех ступенях обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава I. Общие проблемы обучения монологической речи на английском языке
1.1. Монолог как разновидность говорения……………….…………….5
1.2. Цели содержание обучения МР…………………………………....10
1.3. Требования Программы к уровню сформированности навыков и умений монологической речи………..…………………………………13
Выводы по главе I………………………………………………………………….15
Глава II. Методика формирования навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку
2.1. Этапы и приёмы обучения монологической речи ……………….16
2.2. Контроль сформированности навыков и умений монологической речи…………………………………………………………..…………..24
2.3. Анализ упражнений УМК В.П. Кузовлева для обучения монологической речи на английском языке….………………………39
Выводы по главе II………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………….…..36
Библиография…………………………………………........................................38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию РФ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

       При обучении МР на основе текста необходимо учитывать следующую последовательность в работе:

1) знакомство  учащихся с текстом (чтение  текста; ответить на вопросы на  понимание содержания текста; согласиться  или опровергнуть утверждения;  выбрать глаголы/прилагательные, другие  тропы, с помощью которых автор  описывает/выражает своё отношение к людям, событиям, природе; восстановить порядок предложений; к тексту дать рецензию на текст);

2) передача  содержания текста (от лица главного  героя, злодея, наблюдателя, скептика, журналиста) [28];

3) изменение  ситуации/придумать другой конец [16].

       «Путь снизу». В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. В основе обучения лежит предложение, отражающее элементарное высказывание. «Путь снизу» предполагает развёртывание высказывания от элементарной единицы – предложения к законченному монологу [27].

       Данный  путь может быть выбран учителем в  следующих случаях:

1. На  начальном этапе обучения, когда  ученики ещё не умеют читать  или когда учебные тексты для  чтения вряд ли могут предложить  серьёзную содержательную основу  для развития навыков говорения.

2. На  среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный  уровень знаний по обсуждаемой  проблеме или теме достаточно высок [28]. В данном случае, предполагаемые монологи могут строиться не только на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Примерные задания по данному «Пути» развития навыков МР представлены опытным методистом Е.А. Маслыко (Приложение 2).

       При обучении «Путём снизу» необходимо учитывать следующую последовательность в работе:

       1) высказывания школьников на определённую  тему (высказывания выстраиваются  в логическом порядке, учащиеся  при помощи учителя разворачивают  свои высказывания);

       2) этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;

       3) учащиеся продуцируют свой монолог  по заданной теме, включая в  него мнение и оценку. 

     В условиях изучения иностранного языка  в школе можно говорить о разных уровнях развития МР, в зависимости  от творчества и самостоятельности, которые проявляют учащиеся [22].

       Первый  уровень – это репродуктивный. На этом уровне не предполагается речевого творчества учащихся и, следовательно, он характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чем говорить), оно обычно задается извне (учителем и та к далее).

       Второй  уровень – репродуктивно-продуктивный. На этом уровне уже предполагаются  некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного материала, использованием его в новых ситуациях, в последовательности  и композиционной структуре изложения. Однако большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. На данном уровне учащимся необходимо обратить внимание на логическую связь сказанных фраз.

       Третий  уровень – уровень продуктивной монологической устной речи. Он характеризуется тем, что учащийся на основе  своего опыта может выразить свое отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом [22].

     МР  представляет большую трудность  для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Это связано с выбором того, что и как сказать. Для снятия подобных трудностей, как уже говорилось выше, учителю нужно использовать в процессе обучения МР ряд приёмов, одним из которых может служить применение опор.  

       Опоры можно использовать на разных этапах работы по формированию умений и навыков  МР. Так, на первом этапе, когда проблема знакома учащемуся и у него есть личный опыт в данной сфере можно применять содержательные опоры (словесные и изобразительные). На втором этапе, когда проблема знакома учащемуся, но у него нет личного опыта, используют смысловые опоры (словесные, изобразительные). И на заключительном этапе, когда проблема не знакома учащемуся, но знания по смежным проблемам позволяют говорить о ней, опоры можно не применять [26].

     Любая опора – это, по сути дела, способ управления высказыванием. Опоры управляют  либо содержанием высказывания, либо его смыслом [22]. Однако на каждом из уровней опоры имеют свою специфику.

       Так, для овладения монологическим высказыванием  репродуктивного уровня Г.В.Рогова, И.И.Верещагина предлагают использовать «структурный скелет», назначение которого заключается в том, чтобы помочь учащимся запомнить и воспроизвести текст. «Скелет» может быть представлен на доске, либо на корточках. «Показывая картинку лошади можно пользоваться следующим структурным «скелетом»: «This is a…, it's a domestic…, it's…, it lives on.., it eats…, it drinks…»[22].

       Опорой  для второго уровня могут быть картинки: предметные, ситуативные, тематические. На этом уровне возможно опора на форму в виде ключевых слов или плана, если он дан в форме утвердительных предложений или вопросов.

       План может «увести» учащихся от простой репродукции и поставить перед необходимостью осуществлять операции подстановки, трансформирования и комбинирования. Полные ответы на вопросы позволяют учащимся построить монологическое  связное высказывание с опорой на вопросы. План, наконец, может быть представлен в виде одних вопросительных слов, указывающих на последовательность изложения . «Who, where, when, how long, why…»[9].

       Опора может быть представлена в виде зачина и концовки. Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина в качестве примера приводят следующее: «Рассказать о случае, который произошел на летних каникулах. Начать можно словами «It was on the 7 of July» и закончить словами «How happy we were!»

       Для высказываний учащихся на третьем уровне – продуктивном – необходимы стимулы, обеспечивающие достаточно самостоятельные высказывания по предложенным заданиям. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный текст, рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, включающих и свое отношение к прочитанному. В этом случае  требуется большая творческая самостоятельная работа по выделению главного из того, что он услышал или прочитал; отбор языковых средств, необходимых для передачи этого главного и построения высказывания.

       Умения  и навыки МР, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания.

     На  продуктивном уровне следует развивать  у учащихся умение строить высказывание большего объема, соответственно лучшего  качества. Этого можно достичь  применением систем упражнений.

       Одной из таких систем может служить комплекс упражнений, предложенный Е.А. Маслыко (Приложение 3).

       Основным  упражнением всегда считался пересказ. Методическая характеристика этого вида упражнения показала, что он не может быть использован в качестве основного средства. Главным для этой цели следует считать те упражнения, которые непосредственно обучают специфике монологического высказывания.

       Согласно  уровням (а именно уровню фразы, сверхфразового единства, текста), такие методисты  как Е.И.Пассов, Л.Н.Лысенко выделяют следующие упражнения.

       На  уровне фразы:

- Выполните  просьбы учителя, соблюдая их  последовательность; назовите свои  действия.

- Обратитесь  к разным собеседникам с просьбой.

- Скажите,  что вы согласны с мнением  преподавателя;

- Выслушайте  просьбу товарища, назовите действия.

- Сравните  два утверждения, докажите преимущества  одного из них.

       На  уровне сверхфразового единства выделяют такие упражнения:

- Расскажите  о…, используя данную на доске  логико-синтаксическую схему.

- Составьте  небольшое сообщение о каком-либо событии.

- Прослушайте  рассказ и дайте свою концовку.

- Докажите  правильность следующего утверждения.

- Составьте  типовые монологические высказывания  по теме.

       На  уровне текста:

- Составьте  устное сочинение по теме.

- Подготовьте  сообщение о событии к ситуации общения.

- Подготовьте  выступление по теме к «круглому  столу».

- Составьте  небольшие рассказы, используя следующие  поговорки.

- Кратко  изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма [19].

       В качестве упражнений на продуктивном уровне целесообразно применять ситуативные высказывания: «Докажите, что …» [22] .

Такой прием как трансформация находит  отражение в работе Е.И.Пассова  и представлен следующими упражнениями:

- Сокращение  высказывания за счет «выбрасывания»  ненужных фраз и слов и за  счет передачи смысла в двух-трех фразах.

- Расширение  высказывания за счет изученного  ранее, то есть с учетом добавления  ранее изученного к новому материалу [7].

       К сожалению, все эти упражнения мало используются, но именно они обучают  построению монологического высказывания более высокого уровня – аргументированного.

       В данном случае, монолог может строиться на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранных языках. При этом используют межпредметные связи.

       Чтобы получить желаемый уровень МР в данном случае, учитель должен быть уверен в том, что:

- У учащихся  есть достаточный информационный  запас по данной теме (с учетом  межпредметных связей).

- Уровень  языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке.

- В речевом  репертуаре учащихся имеется  необходимый запас средств реализации  различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации) [2].

     Таким образом, в процессе формирования умений и навыков МР у учащихся, необходимо наметить основные этапы, последовательность работы с МВ. Также мы считаем очень важным обращать внимание на «Пути» обучения МР, т.к. именно они являются базовыми при формировании умений и навыков МР. Следует использовать в практике преподавания комплекс упражнений, которые, на наш взгляд, окажут неоценимую помощь преподавателю в обучении учащихся МР. На наш взгляд, они могут быть применены  в процессе обучения данному виду речевой  деятельности.

          Для снятия трудностей в овладении МР учащимися в настоящее время существует большое количество опор.

     В методической литературе они предлагаются как наиболее эффективные средства при формировании навыков и умений МР. 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Контроль сформированности навыков и умений монологической речи 

       Проблема  контроля очень актуальна, она связана с достижением определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе.

       Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых  форм контроля – это важная задача педагога. Рассмотрим основные формы контроля [4].

       В практике преподавания в настоящее  время всё чаще применяется  устная проверка. Контроль должен проходить в том плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся [8 ].

       Также различают формы индивидуального  и фронтального контроля.

Информация о работе Формирование навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку