Формирование иноязычной социокультурной компетенции в контексте интернет-обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Сегодня, когда наше общество, благодаря сети Интернет, имеет возможность устанавливать и расширять производственные, научные и академические контакты безотносительно времени и пространства, все большее значение и актуальность приобретает владение иностранным языком. Благодаря этому пониманию, мы осознаем, что иностранный язык в настоящее время может являться как предметом изучения, так и средством обучения. В связи с этим, становится возможным рассматривать отдельные аспекты учебного процесса через возможности их развития и формирования средствами иностранного языка.

Работа содержит 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ_Киев.docx

— 16.39 Кб (Скачать)

     ФОРМИРОВАНИЕ  ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ В  КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ 

     Юлия Шишковская

     Томский политехнический университет 

     Сегодня, когда наше общество, благодаря сети Интернет, имеет возможность устанавливать  и расширять производственные, научные  и академические контакты безотносительно  времени и пространства, все большее  значение и актуальность приобретает  владение иностранным языком. Благодаря  этому пониманию, мы осознаем, что  иностранный язык в настоящее  время может являться как предметом изучения, так и средством обучения. В связи с этим, становится возможным рассматривать отдельные аспекты учебного процесса через возможности их развития и формирования средствами иностранного языка.

     В нашей работе мы хотим рассмотреть  возможности формирования иноязычной социокультурной компетенции посредством  интеграции в учебный процесс  технологий Интернет 2.0. Технологии Интернет 2.0 в силу таких характеристик  как интерактивность, креативность, доступность и социальность, давно вышли за узкоспециализированные рамки компьютерных наук. В современной педагогике они нашли свое отражение в качестве некой платформы для открытых, свободных и бесплатных электронных образовательных ресурсов, формирования собственного сетевого контента, развития ряда общекультурных и профессиональных компетенций, воспитания толерантности и развития критического мышления.

     Развитие  иноязычной социокультурной компетенции  предполагает формирование у обучающихся  определенного объема знаний и представлений о культуре страны изучаемого языка. Важность этой компетенции заключается в развитии таких качеств личности как рефлексия и критическое мышление (изучая культуру другого народа, обучающийся невольно сравнивает ее со своей собственной, анализирует, обсуждает с другими субъектами учебного процесса и т.п.), толерантность (воспитывается чувство уважительного отношения к реалиям другой культуры); возрастает мотивация (получая некий объем знаний обучающийся стремится к его увеличению).

     На  занятиях по дисциплине «Английский  язык» со студентами-второкурсниками  Томского политехнического университета одним из видов учебного задания  является создание тематического блога в рамках метода веб-проектов. Е.С. Полат определяет веб-проект, применительно к преподаванию иностранного языка, как «долговременное проблемное задание с целью развития различных видов речевой деятельности и формирования коммуникативной и социокультурной компетенции, результатом которого является веб-публикация» [1, С. 99]. В качестве примера проектного задания может служить веб-проект по созданию блога на тему «Cross-Cultural Communication / Межкультурная коммуникация». Данный проект относится к практико-ориентированному и исследовательскому типу и ставил своей целью представление блога на иностранном языке, посвященного проблемам межкультурного общения. Задачами проекта были: изучение культуры некоторых стран Европы и Азии; развитие всех видов речевой деятельности; развитие навыков использования технологий Интернет 2.0. По количеству участников веб-проект был парным, по продолжительности – 3 недели. Исследуемая проблема была обозначена как «Сходства и различия разных культур».

     На  первом этапе студентам предлагалось составить план работы над проектом, сформулировав цель и основные задачи.

     На  подготовительном этапе обучающимся  необходимо было изучить проблему, используя различные службы и  сервисы Интернет 2.0 для сбора, анализа  и структурирования информации.

     На  третьем этапе происходило создание блога – итогового продукта самостоятельной  исследовательской работы. В задачи студентов входило представить  проблему диалога культур с разных ракурсов, разными формами (аудио-, видео-, текст и т.п.), уделяя при этом также внимание дизайну и компоновке блога. При выполнении работы студенты работали на блогхостинге Blogger.com.

     Заключительный  этап предполагал публикацию и презентацию своего блога, его защиту, обсуждение с другими субъектами информационно-обучающей среды и оценивание.

     В целом, мы пришли к выводу о том, что  возникновение Интернет второго поколения стало предпосылкой для пересмотра инструментальных возможностей и усовершенствования процесса обучения в существующих образовательных условиях вуза. Нами был выделен ряд преимуществ использования блог-технологий для развития и формирования иноязычной социокультурной компетенции перед традиционно используемыми средствами обучения. К таким преимуществам относятся: доступность и простота использования технологий Интернет 2.0, их интерактивность и мультимедийность, эффективность организации информационного пространства и др. 

     Литература:

    1. Полат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 270 с.

Информация о работе Формирование иноязычной социокультурной компетенции в контексте интернет-обучения