Цели и содержание обучение письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умение письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучение ин.яз. предпологает достижение элементарной коммуникативной компетенции.

Работа содержит 1 файл

Методика.docx

— 23.93 Кб (Скачать)

Методика 

Цели о  содержания обучению письму:

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умение письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучение ин.яз. предпологает достижение элементарной коммуникативной компетенции.

Письменная коммуникативная  компетенция, включающая овладение  письменными знаками, содержанием  и формой письменного произведения, ограниченно в рамках программы  обучения ин.яз в средней школе до умений:

- графически правильного  письма

- письма как сам.вида речевой деятельности ( по окончанию базового курса, учащиеся должны иметь, в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста, составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста, написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр, написать личное письмо используя материал одной из нескольких тем усвоенных тем, употребляя формулы речевого этикета принятые в стране изуч.языка.

- письма, как средство  обучения другим видам речевой  деятельности

Задача обучения письм.речи связано с созданием условий для овладения содержанием обучения письм. Речи, включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов,    рече –мыслительных навыков и умения формулировать мысль, расширение  знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать письменное произведение речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической формы письменного текста. Лингвистический компонент содержания обучения письму включает: графику, орфографию, запись( списывание), письменную речь в ограниченном объеме( анкета, формуляр, открытка, письмо).

Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться  на текст с целью поиска необходимой  информации. Обучение техники письма включают в себя: овладение алфавитом,графикой, орфографией и пунктуацией.

Письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Е.Н.Соловова дает следующую  классификацию типов текстов, написанию  которых следует обучать на ин.яз:

- заполнение анкет

- написание различных  родов писем и ответов на  них

- составление автобиографий,  резюме

- написание заявлений,  написание рецензий, написание поздравительных  открыток, написание записок, написание  анатаций

- написание сочинений,  эссе.

В данных типах текстов  особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурно организации.

Обучение  графики

4)написание буквы  в тетради

В ходе формирования графических навыков возможны и  игровые приемы( напр: «отгадайка» учитель или ученик в воздухе пишут букву, а учащиеся отгадывают)

При обучении орфографии широко используются списывания. Списывание дает возможность развивать зрительную память, без чего практически нельзя научить грамотно писать.

В методике выделяют: лингвистический, психологический и методический компаненты содержания обученя письму.

Лингвистическое содержание обучение письму осуществляет возможность  пользоваться письмом, как средством  обучения и изучения и.я.Во – первх это графика. Это совокупность всех средств данных письменности. Графика нем.з. существует в 2х вариантах: печатном и рукописном. Каждая из них в своию очередь, имеет прописные и строчные буквы. Т.о. каждая графема представлена набором алфывитных едениц.

Поскольку зв.система языка богаче, чем графическая, то букв, которые соответствовали бы одному звуку, оч. Мало.

Во вторых к лингвистическому содержанию письму – относиться орфография – провописание или система правил использование письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передаи звука или звукосочетания то в орфографии всегда употребляется одно написание, которое признается правильным а все другие ошибочным.

 Поскольку овладением  письму …. Свехфразовых единиц, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из них. В четвертых письменная речь.

Анализ системы  рисского и латинского алфавита доказывают, что в них есть буквы чистично совпадающие по написанию. К наиболее типичным орфографическим ошибкам относятся начертание сложных букв на ин.яз.

Учущиеся не видят дифференцированных образов букв, так они часто взаимозаменяют близкие графемы, такие как b – d, d – g. Ошибки зрительного типа кроются в неумении учащихся различать в буквах, направление сходных элементов.

Учащиеся испытывают трудности в овладении графемно-фонемной системой изучаемого языка, что проявляется в орфографических ошибках из-за отсутствия простого соответствия между графемами и фонемами в данном языке. Одна и та же фонема может быть выражена различными буквами, буквосочетаниями, и одна и та же буква может передавать различные фонемы. Например, в английском языке буква а может передавать до семи фонем; звук [f] быть передан буквами и буквосочетаниями f, ph, ff, gh.

Для преодоления  трудностей требуется целенаправленное обучение графемно-фонемным соответствиям.

   Психологическое содержание обучения письму заключается в формировании графических и орфографических навыков и умений для выполнения письменных заданий. Школьники выполняют задания разной степени сложности в соответствии с логикой учебного процесса и этапом обучения.

На  начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для формирования и развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке.

Письмо на этом этапе  помогает овладевать самой графикой языка и орфографией изучаемых  слов и грамматических явлений. Оно  позволяет учащемуся фиксировать  в памяти графические комплексы, графические знаки, в силу того, что  при письме активно работают зрительный, слуховой, речедвигательный и моторный анализаторы. На начальном этапе следует заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на последующих этапах.

На среднем этапе  продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. 

     Используются  письменные задания  типа:

   – Перепишите предложения и подчеркните  выделенные слова красной чертой, если они являются существительными, зеленой – глаголами, синей –  прилагательными.

   – Образуйте от прилагательных наречия  и запишите их.

   – Выпишите слова, относящиеся к теме «Путешествие», и прочитайте написанное.

   – Напишите 5 вопросов своему другу о его поездке во время каникул.

   – Напишите по одной фразе, что бы вы сказали в подобных ситуациях (даны 5 вербальных ситуаций). 

   На старшем этапе письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. 

   Предлагаются задания на списывание, преобразования с опорой на справочный аппарат (грамматический справочник, словарь иностранных слов, список нестандартных глаголов, двуязычные словари). Предлагаемые для письменного выполнения задания нацеливают на углубленное понимание читаемого, на поиск нужного ответа, на выражение собственного отношения к прочитанному. На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации.  

   Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки. 

   Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста, передающее тематику оригинала.

Методическое  содержание обучения письму составляет овладение учащимися рациональными приемами усвоения графики, орфографии изучаемого языка, овладение записью, реферированием, аннотированием на ИЯ. Для облегчения запоминания орфографически трудных слов используются различные специальные приемы, одним из которых является побуквенное прочтение слов. Существуют также приемы записи словосочетаний, предложений и выписывания предложений, несущих главные мысли в абзаце, тексте; приемы составления плана устного высказывания, написания реферата, аннотации, письма в соответствии с этикетом.

Формирование  умений письменной речи

     Умение  выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного  и продуктивного характера.

     В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки)

     Вторая  группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

     Третья  группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы.

     Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).

     Критерии  оценки умений письменной речи:

  1. содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости);
  2. организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.

Обучение  письменной речи неразрывно связано  с обучением другим видам речевой  деятельности. Письменная речь позволяет  сохранить языковые и фактические  знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. 

Контроль  сформированности умений письменной речи

  Анализ  требований нормативных документов и методической литературы свидетельствует  о том, что показателями сформированности умений письма являются:

  1. успешность осуществления письменного общения;
  2. качество содержания продуцируемого письменного текста;
  3. качество языковой стороны письменного текста;
  4. степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.

     Успешность  осуществления письменного  общения определяется:

·  разнообразием ситуаций, в рамках которых создается письменный текст;

·  наличием речевого намерения;

·  способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации.

   Качество  содержания письменного  текста определяется:

  1. разнообразием тематики;
  2. количеством передаваемых фактов;
  3. уровнем языковой трудности;
  4. разнообразием предложений и речевых, в том числе этикетных, формул;
  5. объемом письменного текста.

   Качество  языковой стороны  определяется:

  1. правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном тексте;
  2. степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам.

   Степень самостоятельности  определяется:

а) уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста;

  б) отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста;

в) отсутствием необходимости помощи.

      

     Таким образом, умения создавать письменные тексты различных функциональных видов  являются объектами контроля письменной речи.

Информация о работе Цели и содержание обучение письму