Автономные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Механизм автономных учреждений. Сравнение автономных и бюджетных учреждений. Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".

Работа содержит 1 файл

Автономные учреждения.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

     Итак, согласно данным анализа, на конец 2008 года в не менее чем 37 российских регионах произошли те или иные «телодвижения», связанные с применением механизма автономных учреждений на региональном уровне. К ним относятся принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений, распорядительных документов о планах на создание автономных учреждений или само непосредственное создание этих учреждений. На муниципальном же уровне такие «телодвижения» произошли в не менее чем 13 регионах. Из них государственные автономные учреждения реально появились в не менее чем  23 регионах, а муниципальные - в не менее, чем 7 регионах.

     Обращает  на себя внимание то, что процесс  создания автономных учреждений может  в подавляющем большинстве случаев  «обгонять» процесс создания для  них необходимой региональной или  муниципальной нормативно-правовой базы. В частности, в 19 из 23 регионов, где созданы государственные  или муниципальные автономные учреждения, наблюдается ситуация, при которой  автономные учреждения уже созданы, а такой необходимый для их деятельности нормативно-правовой акт  как порядок формирования задания  и его финансового обеспечения  еще не принят. Можно предположить, что причина здесь заключается  как в недостаточной компетентности региональных и муниципальных управленцев, так и в желании самих учреждений как можно скорее «застолбить» свой новый автономный статус, не дожидаясь  появления нормативно-правовых документов, нужных для работы учреждений в этом статусе.

     Что касается сфер, в которых создаются  автономные учреждения, то здесь, по данным того же анализа, наблюдается следующая  картина. Из тех регионов, где были созданы автономные учреждения, в 7 регионах имеются автономные учреждения в сфере культуры, в 6 регионах - в  сфере физкультуры и спорта, в 5 регионах - в сфере образования, в 4 регионах - в сфере социального  обслуживания, в 1 регионе - в сфере  молодежной политики. Не зафиксировано  создания ни одного автономного учреждения здравоохранения, что может объясняться запретом изменять тип учреждений здравоохранения.  Созданы также различные автономные учреждения в таких сферах как экономическое развитие, охрана труда, управление оказанием государственных и муниципальных услуг, благоустройство, распределение государственного жилья, масс-медиа и даже лесное хозяйство. Отдельное внимание обращает на себя тот факт, что механизм автономных учреждений пользуется повышенной популярностью в деле проведения государственной экспертиз проектной строительной и инженерной документации - такие «госэкспертизные» автономные учреждения появились не менее, чем в 10 регионах, при этом в 7 из этих регионов автономными стали только эти учреждения. Это обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что возможность и способность учреждения зарабатывать деньги является важнейшим фактическим критерием, который используется на практике для принятия решения о том, кого переводить в «автономку».

     Примечательно, что на федеральном уровне анализ не выявил не только создания хотя бы одного автономного учреждения, но на этом уровне пока даже отсутствуют принятые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность федеральных автономных учреждений. По всей вероятности, в  отличие от регионов и муниципалитетов  самому федеральному центру пока не до внедрения этого механизма на своем уровне, а главные надежды  по реализации закона «Об автономных учреждениях» возлагаются на регионы  и муниципалитеты. Ведь не случайно федеральный центр включил применение механизма автономных учреждений в  понятие эффективности деятельности именно на уровне региональных исполнительных органов государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Создание автономного учреждения

3.1 Пример создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения на примере ГОУ ДПО "Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"

Переход в автономное учреждение ГОУ ДПО  «Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - БИПКиПРО) был обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных учреждений Республики Бурятия (сокращение бюджетного финансирования учреждений дополнительного профессионального образования) и являлся единственной воз­можностью обеспечения экономической самостоятельности и финансовой ста­бильности БИПКиПРО.

Федеральным законом «Об автономных учреждениях» установлено, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения  типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается  по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое реше­ние не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни» (часть 4 статьи 5).

Добровольность  перехода в автономное учреждение является необходимым условием. В законе не оговаривается, кем именно прини­мается решение, но представляется целесообразным, чтобы это решение было принято  не просто руководителем учреждения, а выс­шим органом образовательного учреждения, определенным в уста­ве, или другим коллегиальным органом, отвечающим за содержа­тельную деятельность учреждения. 
 
 
 

3.2. Порядок перехода БИПКиПРО в автономное учреждение

Первый  этап. С целью соблюдения условия  добровольности перехода было орга­низовано собрание коллектива БИПКиПРО, на котором ректор института Н.Ж. Сан-жиев выступил с инициативой об изменении типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Юрист института рассказал о правовых аспектах деятельности учреждения в новом статусе; экономист раскрыла тему финансовых предпосылок изменения типа учреждения; все желающие смогли задать вопросы и обсудить их коллегиально.

В итоге  присутствовавшие на собрании 52 сотрудника единогласно приняли решение  в пользу изменения типа государственного учреждения БИПКиПРО на автономное учреждение. Ход заседания был отражен в Протоколе № 4 общего собрания коллектива БИПКиПРО от 22.08.2007.

На совещании  Правительства Республики Бурятия, которое состоялось 17 сентября 2007 г., было принято следующее решение:

«В связи  с прекращением бюджетного финансирования с 01.01.2008 Бурятского института повышения  квалификации и переподготовки работников образования, Республиканского учебно-методического  центра повышения квалификации работников Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерству образования  и науки Республики Бурятия (Министр), Министерству здравоохране­ния Республики Бурятия (Министр) совместно с ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет" (Ректор):

-подготовить  предложения по сохранению профиля  и развития системы дополнительного  образования, повышения квалификации  и переподготовки педагогических кадров на базе ГОУ ВПО "Бурятский государственный универси­тет";

-подготовить  предложения по совместному использованию  Республиканского учебно-методического  центра повышения квалификации  работников Мини­стерства здравоохранения Республики Бурятия;

-Министерству  имущественных и земельных отношений  (Министр) заключить договор аренды  на помещения, расположенные по  адресу: г. Улан-Удэ, ул. Со­ветская, д. 30, с ГОУ ВПО "Бурятский государственный университет"».

Приказом  Министерства образования и науки  Республики Бурятия от 19.09.2007 № 594 была организована рабочая группа по созданию государственного авто­номного учреждения «Бурятский институт повышения квалификации и перепод­готовки работников образования». В нее вошли заместитель Министра образо­вания и науки Республики Бурятия, ректор БИПКиПРО, проректор БИПКиПРО, юрист Министерства образования и науки Республики Бурятия, юрист БИПКиПРО, руководитель экономической службы Министерства образования и науки Республики Бурятия.

БИПКиПРО на основе заключения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прошел лицензионную экспертизу, аттес­тацию и аккредитацию сроком на пять лет (до 2010 г.) по шести направ­лениям профессиональной переподготовки и десяти направлениям по­вышения квалификации (Свидетельство о госаккредитации № 25-2039 от 10.01.2006 прилагается).

Научно-методический, кадровый, материально-технический, информационный и финансово-экономический ресурсы  соответствуют аттеста­ционным требованиям реализации содержания дополнительного про­фессионального образования. В институте работают 96 работников, в том числе преподавателей - 51 (из них докторов наук - 4, кандида­тов - 33; остепененность - 64,4%), методических работников - 45. 

БИПКиПРО является одним из операторов сопровождения модернизации образования в Республике Бурятия.

Согласно  статье 296 Гражданского кодекса РФ Министерство имущественных и земельных отношений  не вправе сдавать в аренду помещения, закрепленные за БИПКиПРО без предварительного изъятия этого имущества (прекращения на него права оперативного управления) у БИПКиПРО.

Министерство  образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в государственное автономное учреждение путем изменения типа существующего государственного учреждения (Протокол №4 общего соб­рания коллектива БИПКиПРО прилагается).

Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов о переходе БИПКиПРО в автономное учреждение (приказ № 594 от 19.09.2007 прилагается).

Министерство  образования и науки Республики Бурятия считает целесообразным сохранение БИПКиПРО как самостоятельного юридического лица в статусе автономного учреждения.

БИПКиПРО в статусе автономного учреждения станет центром развития образования, деятельность которого будет направлена на создание условий для формирования единого образовательного пространства Республики Бурятия.

Значение  данного основания раскрывается в заявлении Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и  демографической политике 13 сентября 2007г. в Белгороде: «...для внедрения  новых методик преподавания потребуются  также современные программы  повышения квалифика­ции педагогов и эффективная система внешней оценки качества обра­зования».

Сегодня сектор повышения квалификации бурно  растет, бурно развивается. Он реально  востребован.

Следующее письмо было подготовлено учредителем  БИПКиПРО на имя Министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия. 
 

На Ваш  запрос № 03-004-000383 от 10.10.2007 Министерство сооб­щает, что ГОУ ДПО «Бурятский институт повышения квалификации и пе­реподготовки работников образования» создан приказом Министер­ства образования Республики Бурятия № 225 от 30.06.1993.

Учредителем БИПКиПРО является Министерство образования и науки Республики Бурятия.

За БИПКиПРО в целях обеспечения уставной деятельности учредителем закреплены на праве оперативного управления здание и земельный участок (документы прилагаются).

Имущественный комплекс БИПКиПРО находится в бесплатном и бессрочном пользовании.

БИПКиПРО самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Министерство  образования и науки Республики Бурятия как учредитель БИПКиПРО поддержало ходатайство коллектива института о переходе в автономное учреждение. Издан приказ о создании рабочей группы для подготовки нормативно-правовых документов перевода БИПКиПРО в статус автономного учреждения (приказ № 594 от 19.09.2007 прила­гается).

На основе вышеизложенного, в соответствии с  Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» институт имеет законодательное право  для перехода в автономное учреждение, и под­готовлен пакет документов. Вопрос аренды возможен после перехода БИПКиПРО в автономное учреждение.

Второй  этап. Поскольку решение о создании автономного учреждения принимается  на основе предложения, подписанного учредителем, специалистами БИПКиПРО было разработано такое предложение. Форма этого документа опре­делена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325.

Предложение содержит следующие основные сведения:

-обоснования  создания автономного учреждения;

-условия  перехода в автономное учреждение;

-цели  и задачи деятельности БИПКиПРО как автономного учреждения.

<...>

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреж­дениях» учредитель осуществляет «финансовое обеспечение развития автоном­ных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке». Программы развития автономных образовательных учреждений включают в себя согласованные по ресурсам, исполнителям и срокам инвестиционные проекты развития автономных образовательных учреждений. Программы развития на­правлены на создание и обеспечение условий для достижения автономными об­разовательными учреждениями соответствующего современным требованиям качества предоставления услуг.

Информация о работе Автономные учреждения