Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть основные понятия о налоговых правоотношениях;
2.изучить участников налоговых правоотношений (обратив особое внимание на их права и обязанности);
3.привести примеры судебной практики реализации налоговых правоотношений;
4.сделать определенные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 - 4


ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12

1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8

1.2. Структура налоговых правоотношений 8 – 10

1.3 Возникновение, изменение и прекращение налоговых

правоотношений 10 - 12


ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24

2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная

характеристика 13 - 16

2.2 Основные права и обязанности участников налоговых

правоотношений 16 - 23


ГЛАВА III. Судебная практика 24 - 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 - 29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСОВОЕ КУЧЕРЯВЕНКО(2).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Также существует мнение, что субъектом  налогового правоотношения является лиц, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права [18].

     Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. В регулятивных правоотношениях на налогоплательщика возлагаются обязанности совершить определенные действия, противопоставленные праву требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций [23, С. 119].

     Итак, рассмотрев структуру налоговых  правоотношений, предлагается перейти к рассмотрению возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, для того чтобы наиболее полно раскрыть основные понятия о налоговых правоотношениях. 

     
    1. Возникновение, изменение и прекращение налоговых 

    правоотношений

     Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами. Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

     По  характеру правовых последствий  выделяют правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие юридические факты. Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, а нескольких, что образует так называемый фактический состав [12, С. 252-271].

     В основе возникновения налоговых  правоотношений могут лежать как  юридические факты действия, так  и события. Например, возникновение  налоговых правоотношений может быть связано с появлением у субъекта определенного законом объекта налогообложения, в связи, с чем он становится налогоплательщиком по тому или иному налогу. Возникновение налоговых правоотношений может быть связано с определенными событиями. В частности, получение дивидендов по ценным бумагам может послужить основанием для возникновения правоотношений по уплате налога на доходы физических лиц.

     Основанием  для изменения налоговых правоотношений могут служить такие юридические  факты, как: 1) изменение сроков уплаты налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки, а также предоставление инвестиционного налогового кредита; 2) изменение правового статуса налогоплательщика; 3) и другие.

     Основанием  для прекращения налоговых правоотношений могут послужить следующие юридические факты: 1) исполнение налогового обязательства в порядке и в сроки, определенные законом; 2) принятие нормативного акта, отменяющего установленный ранее налог; 3) смерть налогоплательщика – физического лица; 4) ликвидация налогоплательщика – юридического лица; 5) гибель или иная утрата имущества, являющегося объектом налогообложения и другие [23, С. 119].

     Итак, рассмотрев понятие и виды налоговых  правоотношений, структуру, а также возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, авторы настоящей курсовой работы считают необходимым подвести некоторые итоги, сделав следующие выводы:

  1. правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными, гарантированными государством правами и юридическими обязанностями;
  2. налоговые правоотношения – форма реализации субъектами налогового права своих прав и обязанностей; налоговые правоотношения являются регулируемыми нормами налогового права общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования налоговой системы государства, а равно при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов;
  3. налоговые правоотношения представляют собой разновидность финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права являются разновидностью финансово-правовых норм, а в целом налоговое право является подотраслью финансового права;
  4. метод регулирования налоговых правоотношений – метод властных предписаний: он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов;
  5. возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами; в основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события.

     Рассмотрев  наиболее общие, основные понятия о  налоговых правоотношениях, предлагается перейти к рассмотрению участников налоговых правоотношений, их правам и обязанностям, поскольку реализуются налоговые правоотношения именно их субъектами в процессе реализации своих прав и обязанностей, составляющих содержание налоговых правоотношений.

 

      ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

     2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная характеристика

     Участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют (осуществляют) права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях [13].

     Субъекты  налоговых правоотношений наделены налоговой правосубъектностью,  которая характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью. Налоговая правоспособность – это способность иметь права и обязанности, установленные нормами налогового права (у организаций налоговая правоспособность возникает с момента создания, у физических лиц – с момента рождения). Налоговая дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные нормами налогового права (дееспособными с точки зрения налогового права юридические лица также становятся с момента создания, для физических лиц момент возникновения дееспособности можно определить моментом возникновения деликтоспособности) [16]. В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Налогового кодекса РФ [3, П. 2 СТ. 107], физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Можно сделать вывод, что в рамках налогового права, дееспособным физическое лицо становится с 16 лет.

     Налоговый кодекс Российской Федерации [3, СТ. 9] определяет, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

     Думается, что обоснованным будет определить содержание используемых нами  понятий.

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

     Индивидуальные  предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [8, С. 33].

     Налоговыми  агентами признаются лица, на которых  в соответствии с законодательством  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

     Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

     Таможенные  органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с законодательством [3, СТ. 19-34].

     Однако  существует мнение, что круг участников налоговых правоотношений намного шире, чем определенный Налоговым кодексом Российской Федерации. Так И. А. Цинделиани считает, что в налоговых правоотношениях участвуют финансовые органы, органы внутренних дел, другие органы власти, банки, иные кредитные организации и другие субъекты.

     Учитывая  схожесть правового статуса, участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:

     I.  налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а также представители указанных лиц в налоговых правоотношениях;

     II.  налоговые органы, таможенные органы;

     III. иные участники налоговых правоотношений, которые в зависимости от цели создания делятся на:

     а) органы власти (должностные лица) (финансовые органы; органы внутренних дел; Правительство  Российской Федерации; органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочек и рассрочек в уплате налогов; органы, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля);

     б) лица, наделенные частной правосубъектностью (юридические и физические лица, которые не имеют статуса органа власти (должностного лица) – банки; физические и юридические лица, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля [23, с. 124-125].

     Некоторые авторы выделяют таких участников налоговых  правоотношений, как государство (Российскую Федерацию), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Эти субъекты участвуют в правоотношениях преимущественно посредством соответствующих уполномоченных органов. Однако в некоторые налоговые правоотношения они выступают непосредственно – отношения по установлению и введению налогов и сборов, так как право устанавливать и вводить на своей территории налоги, сборы принадлежат именно государству (его субъектам, муниципальным образованиям). Авторы настоящего исследования придерживаются следующего мнения относительно выделения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в качестве участников налоговых правоотношений: нецелесообразно признавать государство в качестве участника налоговых правоотношений, поскольку оно всегда действует через свои органы, через должностных  лиц. И даже если определенное решение выносится от имени Российской Федерации, тем не менее, принимают, реализуют его органы государственной власти, органы местного самоуправления.

     Итак, рассмотрев общую характеристику участников налоговых правоотношения, предлагается перейти к рассмотрению прав и обязанностей каждой из вышеперечисленных групп участников. 

     2.2 Основные права и обязанности участников

     налоговых правоотношений

     Основой правового статуса налогоплательщика  является конституционная обязанность платить налоги и сборы: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [1, ст. 57]. Все остальные установленные законами обязанности налогоплательщика, так или иначе направлены на то, чтобы обеспечить неукоснительное, правильное и своевременное выполнение этой основной обязанности. Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т.п. В широком смысле права плательщиков налогов и сборов – это права на реализацию в законодательстве основных (конституционных) принципов налогообложения. Права налогоплательщиков соблюдаются, если законодательство принимается и исполняется с учетом принципов равного налогового бремени, равноправия, соразмерности и др.

     Права налогоплательщиков – это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов.

Информация о работе Налоговые правоотношения