Контрольно-надзорные функции Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации – это государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Банк России является важнейшим элементом банковской системы страны, оказывающий большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Центральный Банк - субъект финансового права:

1.1.Место Центрального Банка в банковской системе……………….5

1.2.Цели и функции Центрального Банка……………………………..7

1.3.Взаимоотношения Банка России с органами государства и органами местного самоуправления………………………………………………12

Глава 2. Центральный Банк – орган регулирования и надзора:

2.1.Функции контроля и надзора …………………………………….14

2.2.Проведение проверки Центральным Банком кредитных

организаций……………………………………………………………..16

2.3.Меры принудительного воздействия, принимаемые Центральным Банком в отношении кредитных организаций………………………………….19

Заключение………………………………………………………………..24

Библиографический список………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Меры воздействия к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России  в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997г.02-139. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами и Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997г.02-139, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

                      ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации. Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков. [17]

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

- при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

- если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);

- при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

1.10. Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:

- письменной;

- в ходе деловой встречи (совещания).

Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органом кредитной организации. [18]

Деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации.

 

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. [19]

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия относятся:

- штрафы;

- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению.

- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

- ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

- запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

- запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

- требование о замене руководителей кредитной организации;

- назначение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

- отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.[20]

Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его. В необходимых случаях территориальные учреждения Банка России по местонахождению головных кредитных организаций обращаются в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногородних филиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований, указанных в предписании, с указанием срока их проведения и сообщения результатов. Результаты проверок оформляются справками (актами), с которыми должна быть ознакомлена кредитная организация, получившая предписание.

 

 

                                         

 

                                     

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральный Банк России является одним из важнейших органов в
РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, является кредитно-денежный контроль.

В рамках данной курсовой работы были рассмотрены контрольно-надзорные функции, осуществляемые Центральным Банком РФ. В первой главе мной Центральный  Банк РФ был рассмотрен мной как субъект финансового права. При рассмотрении данного вопроса было установлено, что Центральный  Банк главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики.

Во второй главе Центральный Банк представляется в качестве органа государственного регулирования и надзора. Главная цель регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центральный банк является проводником кредитной политики государства. Правительство заинтересовано в надежности Центрального банка, который играет особую, очень важную роль в кредитной системе страны. Необходимым условием эффективности деятельности Центрального банка является существенная степень его независимости, но в конечном счете любой центральный банк является и банком и государственным органом.

Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для РФ. Подводя итог можно отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны.

Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

                         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

                                      Нормативные акты.

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.,2009

2. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.№ 86-ФЗ.

3.Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990.№395-1.

4. Приказ Центрального Банка РФ от 31.03.1997.№02-139. «О введение в действие инструкций о применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение принудительных норм деятельности».

                                       Учебная литература.

1.      «Банковское дело.». Под ред. Бабичевой Ю.Н., М., 2007г.

2.      Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М., 2008. С5-

3.      Ю.М. Букато, В.Г. Львов. «Банки и банковские операции в России», М.,2008

4.      Г.М. Гамидов "Банковское и кредитное дело" М., 2007.

5.      Геращенко В.В. Банковская система в условиях перехода к регулируемой
рыночной экономике // Деньги и кредит. 1991. № 1. С.5.

6.      Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в
регулировании банковской системы страны. М.,2007.

7.      Л.Г. Ефимова. «Банковское право», М., 2007

8.      Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. — М.,2008.С256-257.

В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая "Банковское дело" М., 2008.

9.Банковское дело: Учебник / под  ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. — М., 2007. С 342-343.

10.Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - Финансы и статистика, М.,2007.

11.Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М.,2007

12.Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9,2006г.     

13.Банковское право Российской Федерации». Особенная часть: В 2т.: Учебник/Отв. ред. Г.А. Тосунян. – М.,2008.

14.Усоскин В.М. «Современный коммерческий банк: управление и операции», М., 2008.

15.Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М., 2006.

16.Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. - М.: Консалтбанкир, 2006.

17.Е.Б. Ширинская "Операции коммерческих банков", М., 2006

18.Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – М.,2008.

19.www.cbr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 



[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.,2009

 

[2] «Банковское дело.». Под ред. Бабичевой Ю.Н., М., 2007г.

 

[3] Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – М.,2008.

[4] Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.№ 86-ФЗ.

 

[5] Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М., 2008. С5-6

 

[6] Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - Финансы и статистика, М.,2007.

 

[7] Ю.М. Букато, В.Г. Львов. «Банки и банковские операции в России», М.,2008

 

[8] Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002.№ 86-ФЗ.

 

[9] Федеральный закон  «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990.№395-1.

 

[10] Г.М. Гамидов "Банковское и кредитное дело" М., 2007.

 

[11] Геращенко В.В. Банковская система в условиях перехода к регулируемой
рыночной экономике // Деньги и кредит. 1991. № 1. С.5.

[12] Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в
регулировании банковской системы страны. М.,2007.

 

 

 

[13]..Л.Г. Ефимова. «Банковское право», М., 2007

 

[14] Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. — М.,2008.С256-257.

 

[15] .В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая "Банковское дело" М., 2008.

 

[16] Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М.,2007

 

[17] Приказ Центрального Банка РФ от 31.03.1997.№02-139. «О введение в действие инструкций о применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение принудительных норм деятельности».

[18] Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9,2006г.     

 

[19] www.cbr.ru

 

[20] Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. - М.: Консалтбанкир, 2006


Информация о работе Контрольно-надзорные функции Центрального банка