Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Дайте определение понятию «финансы». Сравните понятие «финансы» и «деньги». Что понимают под финансами в экономическом, материальном и правовом смыслах.

Работа содержит 1 файл

фин право.docx

— 33.29 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1

Дайте определение понятию  «финансы». Сравните понятие «финансы» и «деньги». Что понимают под финансами в экономическом, материальном и правовом смыслах.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют  с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть финансов.

Термин  «финансы» возник в VIII–IX вв. в торговых городах Италии.

К тому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения  и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное  распространение. Теперь он употребляется  как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования  государственных фондов денежных средств.

Данное  понятие имело следующие характерные  черты:

1) наличие  денежных отношений между двумя  субъектами, т. е. деньги выступали  материальной основой существования  и функционирования финансов;

2) субъекты  обладали разными правами: один  из них, а именно государство,  обладал особыми, властными полномочиями;

3) в  процессе этих отношений формировался  общегосударственный фонд денежных  средств – бюджет;

4) регулярное  поступление средств в бюджет  обеспечивалось сбором налогов  и другими платежами государственно-принудительного  характера, что достигалось посредством  правовой деятельности государства,  создания соответствующего финансового аппарата, или аппарата принуждения. В настоящее время это – налоговая инспекция.

Финансы обладают такими признаками, по которым  их можно безошибочно распознать среди других возможных денежных отношений.

Они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими  денежные отношения.

Нефинансовые  денежные отношения такими актами не регулируются. Исходя из сказанного, можно  сформулировать общее определение  финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных  фондов денежных средств для решения  экономических, социальных и политических задач.

В экономической  и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспектах как совокупность:

1) экономических  отношений, возникающих в процессе  создания, распределения и использования  определенных фондов денежных  средств, необходимых государству  для выполнения своих задач  и функций;

2) фондов  денежных средств, мобилизованных  государством для осуществления  своих задач.

Деньги  это металлические и/или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости  при купле-продаже и выполняющие  роль всеобщего эквивалента, то есть выражающие стоимость всех других товаров  и обмениваемые на любой из них. 

Вопрос  № 2

Сравните  общественные отношения, составляющие предмет  регулирования финансового  права, гражданского права, налогового права, административного  права. Сформулируйте  свое мнение о месте  финансового права  в системе российского  права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денежных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их распределение и использование, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений.

В этих отношениях проявляется властно-организующая роль государства и органов местного самоуправления в распределении  и перераспределении национального  дохода страны.

Отношения, составляющие предмет финансового  права, классифицируются по различным  признакам. В зависимости от функций  финансовой деятельности: при мобилизации, распределении и использовании  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и осуществлении  контроля за их использованием; в связи  с денежной эмиссией; в зависимости  от деления на финансово-правовые институты: при формировании и использовании  бюджетных и централизованных целевых  внебюджетных фондов; по поводу финансов государственных и муниципальных предприятий; по поводу обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, неналоговых доходов); при государственном и муниципальном кредите; государственном долге; сметно-бюджетном финансировании; государственном внебюджетном финансировании; государственном страховании; денежном обращении; государственном финансовом контроле. Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-правового регулирования. 
Метод финансового права, как и во всех отраслях публичного и частного права, - это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов отношений, регулируемых нормами конкретных отраслей права.

Присущая  предмету финансового права специфика  позволяет отграничить его от других отраслей единой по своей сущности системы права России и обнаружить неразрывную связь не только с  основными, ведущими отраслями права - конституционным, административным, гражданским, уголовным, но и всеми  другими отраслями.

Наиболее  тесно финансовое право связано  с конституционным и административным правом, которые охватывают деятельность государства в целом. Ни законодательные, ни исполнительные органы государства, как и судебные, не смогут осуществлять свои задачи и функции без материального  обеспечения, имеющего денежный характер. А для этого необходима правовая регламентация отношений в области материального обеспечения функционирования органов государственной власти, что и обеспечивают финансовые нормативно-правовые акты.

Административное право регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти в процессе осуществления государственного управления, установления и обеспечения общественного порядка, осуществления надзорной деятельности от имени государства, а также юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти при разрешении индивидуальных административных дел и применении административных взысканий в случаях административных правонарушений'. Исходя из положений административного права финансово-правовые нормы устанавливают организационные формы управления кредитной системой и регулируют отношения, возникающие непосредственно при мобилизации, распределении и использовании денежных фондов государства.

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов. 
Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права. 
Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления. 
Налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и как элемент системы российского права тесно взаимодействует с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, административным и др.

Налоговое законодательство и гражданское  законодательство имеют близкий  по содержанию предмет правового  регулирования - имущественные отношения, однако различаются по их методу. Диспозитивный метод является методом правого регулирования гражданского права. А методом регулирования налогового права по преимуществу является императивный метод. Кроме того, в гражданских правоотношениях имущественные обязательства носят договорный характер. Поэтому нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено в НК РФ.

Налоговое право и административное право  близки не только по императивному  методу правового регулирования, но и по административно-процессуальным формам налогового контроля и ответственности  налогоплательщиков, налоговых агентов  и других обязанных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 3

Перечислите нормативные акты, регулирующие бюджетные  правоотношения, возникающие  на уровне РФ, Новосибирской  области, муниципального образования.

Бюджетное законодательство Российской Федерации  состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного Кодекса. Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой статьи 2 БК РФ, не могут противоречить Бюджетному Кодексу. В случае противоречия между Бюджетным Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой статьи 2 БК РФ, применяется настоящий Кодекс.

Структура бюджетного законодательства РФ, указанная  в ст. 2 БК РФ, связана, прежде всего, с федеративным устройством РФ, а  также с существованием в ней  системы местного самоуправления. Помимо БК РФ, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, в систему  бюджетного законодательства РФ включаются нормативно правовые акты и законы, принимаемые на уровне субъектов  РФ и муниципальных образований. 
На федеральном уровне основополагающим законодательным актом, принятым в соответствии с Конституцией РФ, является БК РФ. В ряде регионов приняты свои законы. Например, в Омской и Ульяновской областях - закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области и закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновской области и т.д. В Хабаровском крае принят БК Хабаровского края. 
Данная статья также относит к бюджетному законодательству: 
- федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год; 
- законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год; 
- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год. 
Из этого следует, что акты о годовых бюджетах всех уровней, принимаемые соответствующими представительными органами власти, ставятся в один ряд с законами и иными нормативно-правовыми актами и рассматриваются в качестве актов законодательства. Но они имеют свою специфику, так как закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни, а нормативным актом признается акт-документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права. Изучив законы о бюджете на соответствующий год и акты представительных органов местного самоуправления, которыми утверждается местный бюджет, можно сделать вывод, что они в большей своей части такими признаками не обладают. 
Часть вторая статьи 2 БК РФ определяет правила, согласно которым нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой статьи 2 БК РФ, не могут противоречить данному Кодексу. А в случае противоречия между БК РФ и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения на любом уровне - федеральном, региональном, местном, - будет действовать настоящий Кодекс
. 

Вопрос  № 4

Изучив  ФЗ «О Счетной палате РФ», определите состав счетной палаты, ее задачи, круг субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной платы, формы  проведения контрольной  деятельности. 

Счетная палата Российской Федерации  является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной  палаты, заместителя Председателя Счетной  палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Задачами  счетной платы являются:

 
     - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 
      
     - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
 
     - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
 
    - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 
 
     - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; 
 
     - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. 

В процессе реализации задач, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"