Контрольная работа по "Финансовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

В отчетном квартале фактически полученные доходы федерального бюджета превысили утвержденный уровень на 12%. В связи с этим в октябре текущего финансового года Правительство РФ подготовило законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О федеральном бюджете", в соответствии с которым планировалось осуществить финансирование отдельных расходных статей бюджета сверх установленных ассигнований. Однако данный законопроект был отклонен Государственной Думой РФ и направлен на доработку. Повторное рассмотрение указанного законопроекта было назначено на декабрь текущего финансового года.

Содержание

Бюджетное право РФ: понятие, источники, место в системе финансового права.
Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 38.03 Кб (Скачать)

      Российская  Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

      Каждый  субъект РФ и муниципальное образование  самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Взаимосвязь  элементов бюджетной системы  становится ясна при анализе второго  элемента бюджетного устройства РФ - принципов  построения бюджетной системы.

      Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

      Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней  находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:    

       -единой правовой базой. Согласно  ст. 71 Конституции РФ финансовое  регулирование находится в ведении  Российской Федерации;   

       -едиными бюджетными классификациями,  используемыми на всей территории  РФ. Бюджетная классификация - это  распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации; единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;   

       -единством денежной системы РФ. Однако единство бюджетной системы  не означает единства государственного  бюджета. Характер взаимосвязи  элементов бюджетной системы  зависит от модели управления  народным хозяйством, принятой в  государстве. Так, в условиях  централизованного управления наиболее  естественной формой является  единый государственный бюджет  с включением в него бюджетов  всех уровней и широкими полномочиями  центральных органов по расходованию  средств. Децентрализация в управлении  народным хозяйством, характерная  для современного периода, предполагает  самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  РФ. Самостоятельность элементов  бюджетной системы заключается  в том, что каждый бюджет  обладает собственными источниками  доходов (закрепленные, регулирующие  доходы и др.) и правом самостоятельно  определять направления использования  этих средств. Однако степень  самостоятельности бюджетов небезгранична  и не доходит до изолированности.  Взаимосвязь бюджетов выражается  в наличии бюджетных прав и  обязанностей у соответствующих  субъектов бюджетного права по  отношению к нижестоящим и  вышестоящим бюджетам. Роль вышестоящих  бюджетов заключается в том,  что они являются своего рода  гарантом финансирования минимально  необходимых расходов нижестоящих  территорий. Перечень минимально  необходимых расходов устанавливается  вышестоящим органом государственной  власти. В том случае, если нижестоящий  бюджет не отвечает требованиям  минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование  из вышестоящего бюджета, или  закрепление за нижестоящим бюджетом  определенных регулирующих доходов  на длительный срок.

      Российская  Федерация устанавливает структуру  и общие принципы построения бюджетной  системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие  бюджеты, устанавливает общий порядок  и принципы распределения доходов  в бюджетной системе, принципы и  основы бюджетного процесса, основы бюджетных  прав субъектов и муниципальных  образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация  утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов  и др.

      Субъекты  РФ участвуют в осуществлении  федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в  федеральных законодательных и  исполнительных органах). По отношению  к местным бюджетам субъекты РФ имеют  право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в  нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

      Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные  бюджеты, обладая правом устанавливать  местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют  право получать и предоставлять  ссуды бюджетам других уровней.

      Однако  на практике тезис о самостоятельности  местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, обеспечивают всего около 5% бюджетов муниципальных образований. Поэтому  в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих  бюджетов на уровне минимальной бюджетной  обеспеченности. Принцип полноты  бюджетной системы имеет два  аспекта: в бюджетную систему, с  одной стороны, должны включаться бюджеты  всех государственных и муниципальных  образований, существующих в Российской Федерации, а с другой, принцип  полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие  бюджеты практически всех видов  источников государственных доходов, а также отражения всех направлений  расходов. Существование внебюджетных специальных фондов, специальных  счетов казначейства должно быть сведено  к минимуму. К сожалению, реализация принципа полноты в этом смысле еще  далека от завершения.

      Принцип реальности бюджетной системы относится прежде всего к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.

      Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от добросовестности прогноза социально-экономического развития страны. Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.

      Возможно  и другое понимание принципа реальности бюджетной системы: элементы бюджетной  системы и система связей между  ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно.

      Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о  бюджете на предстоящий год, а  также отчетов об их исполнении.

      Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета - это  часть государственных или муниципальных  доходов, выражающаяся в платежах юридических  и физических лиц, поступающих в  бюджет, и иных доходах.

      Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

      По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

      По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

      Кроме того, источники доходов бюджета  можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

      Наибольшее  практическое значение имеет классификация  по - порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции  и ссуды.

      Закрепленные  доходы - это такие доходы, которые  в полном объеме или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе в установленном  порядке зачисляются в соответствующие  бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных  бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Кроме того, такой способ распределения доходов между  бюджетами различных уровней, как  их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все  это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы.

      Закрепление доходов за бюджетами различных  уровней осуществляется бюджетным  и налоговым законодательством.

      Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты  нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

      Регулирующие  доходы - это доходы, которые в  целях сбалансированности доходов  и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают  в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

      Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в  том, что социально-экономическое  развитие разных сфер народного хозяйства  происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут  год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно  всех источников доходов за определенными  бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных  уровней. Регулирующие источники доходов  позволяют избежать негативных последствий.

      Представительные  органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение  доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

      Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами  нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

      Если  распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы  бюджетного регулирования, как дотации  и субвенции, а также бюджетные  ссуды.

      Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов  недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение  дотаций осуществляется на безвозмездной  и безвозвратной основе, а их использование  не имеет целевого назначения.

      Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

      Бюджетные ссуды -это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

      Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

      В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и  инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным  воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

      В бюджет текущих расходов попадают все  другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и  т.п.

      Практическое  значение этой классификации заключается  в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

      При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право"