Экспертиза товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Изменения, происшедшие в последние годы в российской экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, привели к значительному увеличению объема рынка потребительских товаров и расширению их ассортимента. Новые формы собственности существенно повлияли на характер деятельности предприятий торговли и их облик. Активная интеграция России в мировой рынок обусловила появление новых, соответствующих мировым стандартам требований к качеству и маркировке продукции, ее штриховому кодированию, современной потребительской таре. Все это привело к повышению требований к уровню подготовки специалистов, работающих в сфере торговли и смежных областях. Новые условия требуют от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров, умения осуществлять экспертизу продукции и обеспечивать ее сохранность.

Содержание

Введение
1. Экспертиза товаров…………………………………………………………2
2. Составляющие экспертизы…………………………………………………5
3. Количественная экспертиза………………………………………………. 7
4. Качественная экспертиза…………………………………………………..8
5. Результат экспертизы……………………………………………………..14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

коммерческое право,кр.docx

— 34.72 Кб (Скачать)
lign="justify">     В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.

     Приемочной  экспертизой по качеству называется оценка качества товаров экспертами для подтверждения достоверности  результатов проверки при приемке. Основанием для проведения такой  экспертизы могут служить: разногласия  между поставщиком и получателем  по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствии поставщика и невозможности его  явки на повторную приемку; обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качества товара указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.); наличие  значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами транспортных организаций.

     При проведении приемочной экспертизы по качеству эксперты должны придерживаться основных правил, которые включают следующие положения:

     1. Перед началом экспертизы необходимо ознакомиться со всеми нормативными документами (стандартами на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методы испытаний).

     2. Качество товаров необходимо определять в соответствии с требованиями действующих стандартов, договоров. При Необходимости принимаемые товары могут оцениваться путем сопоставления с образцами или эталонами. Выбор показателей качества определяется целями и условиями проведения экспертизы. Чаще всего эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей и некоторых физико-химических показателей, используя простейшие средства измерений. Проверка микробиологических и сложных физико-химических показателей может быть рекомендована экспертом лишь в отдельных случаях после завершения приемки по качеству.

     3. Для оценки качества должна быть отобрана выборка или объединенная проба, размер которой должен быть не менее установленных норм.

     4. При неоднородности товарной партии, включающей товары разного качества (стандартные, 1-го или других сортов, нестандартные, брак, отход), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции. При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Целесообразно направить образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения. В акте экспертизы должно быть отражено процентное содержание продукции с различными дефектами.

     5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт должен указать в акте состояние тары и упаковочныхматериалов (их целостность, надежность, достаточность).

     6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарной партии или предъявлены обезличенные товары, а также распакованные или без товарно-сопроводительных документов.

     Экспертизой товаров по комплектности называется оценка экспертом наличия необходимых  элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в  технических документах. Правовой базой  этой экспертизы является Гражданский  кодекс РФ (ч. 2, ст. 478-480). Основанием для  ее проведения служат особенности принимаемых  товаров, целостность которых обеспечивается наличием в комплекте всех необходимых  элементов. Все комплектующие элементы подразделяют на три группы:

     • обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические свойства;

     • предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации;

     • определяющие сохранность товаров при перевозке, хранении и реализации.

     Экспертизе  по комплектности подвергают в основном непродовольственные товары, а продовольственные  товары — только при продаже наборов  продуктов.

     Экспертизой качества новых товаров, называется оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень  новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый  товар — это продукция, предназначенная  для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.

     Правовая  база экспертизы качества новых товаров  отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными  и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров  используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет  экспертная оценка качества, а остальные  методы выполняют вспомогательную  роль.

     Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени  новизны. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также  определения степени новизны, что  и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны  характеризуется количественными  и качественными изменениями  потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Е.Е. Задесенец  предлагает следующие градации степени  новизны: товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21—70%) и качественно новые  товары (71-100%). В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его  изучения. Для товаров, степень новизны  которых не превышает 70%, можно использовать сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров одного наименования новых  и уже известных. Для качественно  новых товаров этот метод мало приемлем, поэтому для них применяют  прогнозно-аналоговые, безаналоговые  или комбинированные, которые являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне, с  использованием элементов прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан  на построении перспективно-прогнозного  ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании его для сравнительной  оценки качественно новых товаров. Безаналоговый метод — на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов проектирования. Комбинированный метод основан на совмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемых товаров. В этом случае эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Комбинированный метод сочетает сравнительный метод для изучения качественных свойств и прогнозно-аналоговый (безаналоговый) для изучения новых свойств.

     Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей  качества экспертами,, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью  Дегустации является получение достоверных  результатов при органолептической. оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается  узкой специализацией их по группам  товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме  того, эксперт должен иметь опыт органолептической оценки выбранной  товарной группы.

     Дегустацию  пищевых продуктов проводят при  экспертизе новых товаров, при необходимости  выявления качественных изменений  органолептических показателей, при  определении товарного сорта  и других градаций качества. Результаты дегустации могут быть- выражены в  виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем  случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной оценки) вин, пива, твердых  сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой оценки данного  вида товара должна быть разработана  специальная шкала.

     Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и хранения. Основанием для проведения такой  экспертизы служат разногласия между  сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы являются Федеральный закон «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

     Необходимость в проведении экспертизы по договорам  хранения появляется в случае возникновения  количественных потерь сверх установленных  норм или снижения качества товаров, а также при полной их потере. Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие микробиологических, биологических, физических, химических, физико-химических и биохимических  процессов. Нередко ухудшение качества товаров можно определить по органолептическим  показателям, эксперт при этом самостоятельно принимает решение о необходимости  исследования товара в испытательных  лабораториях измерительными методами. Независимо от причин возникновения  качественные потери списывают по актам, которые подписывают эксперты, руководитель и материально-ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутствуют.

     Ассортиментной  экспертизой называется оценка экспертом  количественных и качественных характеристик  товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный  применяют только при возникновении  разногласий между поставщиком  и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров  в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.

     Документальной  экспертизой называется оценка экспертом  товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует  имеющиеся документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы, которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае зависят от компетентности эксперта, так Как в результате проведенной экспертизы могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а руководители и материально ответственные лица привлечены к уголовной ответственности.

     Комплексной экспертизой называется оценка экспертом  всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Она может включать не только товароведные, но и стоимостные характеристики. Этот вид экспертизы применяют в  тех случаях, когда необходимо всесторонне  оценить товар с учетом позиций  продавца, потребителя, а также сложившейся  рыночной конъюнктуры. Комплексную  экспертизу широко применяют в практике комиссионной торговли, при экспортно-импортных  операциях внешнеторговой деятельности, при заключении договоров купли-продажи  по образцам крупных партий товара. Комплексная экспертиза включает другие „виды экспертизы (количественную, качественную, ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые для их проведения, применяются  и для этой экспертизы. 

     экспертиза  товар количественный качественный исследование

     5. Результат экспертизы 

     Результатом экспертизы является оформление в письменном виде заключения, в котором приводится оценка потребительских свойств товаров.

     Итоговая  оценка экспертной группы базируется на обобщении заключений экспертов, согласовании общей оценки с каждым экспертом и утверждении ее организатором  экспертной группы.

     Заключение  включает вводную часть, исследовательскую  часть и вывод; подписывает его  эксперт. Экспертиза проводится в основном в специальных учреждениях: Торговой палате, Бюро технических экспертиз, Центре независимой экспертизы, государственных  институтах, специальных лабораториях (испытательных лабораториях пищевых  продуктов, сырья и материалов). 

 

Список  использованной литературы:

1. Денисова А.Л. Информационная основа потребительской оценки товаров и услуг. Совр. методы и подходы.; М., 2004;

2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 488 с.

3.Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.-512с.

4.. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: Инфра-М, 2008.

5. Товарная экспертиза. М. А. Николаева, 2009

6. Тимофеева Е.А. Товароведение продовольственных товаров.; Деловая литература, М., 2002 г.;

Размещено на Allbest.ru 
 
 

 

Информация о работе Экспертиза товаров