История правового регулирования банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Несостоятельность является одним из немногих институтов гражданского и торгового права, в регулировании которого законодательные органы всех стран проявляют чрезвычайную активность. В условиях рыночной экономики невозможно избежать банкротств: хозяйственная конкуренция, восприимчивость нормальной экономики к изменениям спроса и предложения требуют жертв в виде разорения недостаточно компетентных и недальновидных предпринимателей, поэтому сегодня

Работа содержит 1 файл

история института банкротства.docx

— 55.79 Кб (Скачать)

     Банкротство некоторых юридических лиц имеет  свои специфические особенности (в  частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

     Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность  за преднамеренное банкротство и  фиктивное банкротство. В число  законодательных актов, так или  иначе затрагивающих вопросы  банкротства необходимо включить также  Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса"; Федеральный закон  от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Федеральный  закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц" и др.

     Наряду  с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства  строится на многочисленных подзаконных  нормативных актах, а также информационных письмах и пленумах Высшего арбитражного суда.

     Последние изменения в законодательство о  банкротстве вносились в течении  года три раза.  Спустя, четыре месяца с момента принятия практически  нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ,  28.04. 2009 г. Федеральным законом  № 73-ФЗ  внесены снова существенные поправки, которые вступили в силу 5 июня 2009 г. и через три месяца  вновь внесены существенные поправки Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

     Фактически  это означает, что неоднократно  повторяемые прогнозы об увеличении неплатежеспособных предприятий начинают сбываться. Высший арбитражный суд  готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число  таких дел может увеличится в результате финансового кризиса  на 40 процентов. Соответственно,  в  этом году банкротство ждет приметно 48 тысяч организаций.

     Принимая  очередные поправки в один из самых  изменяемых федеральных законов  государство готовится более  уверенно, как говорится во всеоружии  встретить волну неплатежеспособности.  Формально закон направлен на защиту интересов кредиторов при  банкротстве организации, но основным кредитором в процедуре банкротства  чаще всего является само государство  в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы.

     Главное новшество документа, это ранее  декларируемая, а теперь впрямую  прописанная - возможность привлечения  директора и собственников компании-банкрота к дополнительной ответственности  по ее долгам. Если у банкрота не хватит средств, чтобы рассчитаться со всеми  кредиторами, появляется возможность  взыскать оставшийся долг со стоящих  за ним физических лиц, обратив взыскание  на их личное имущество.

     Новая редакция закона о банкротстве вводит новое понятие «контролирующие  должника лица» и распространяет норму, об имущественной ответственности  не только на руководителей, но также  на участников ООО, акционеров, ликвидаторов и других лиц имевших право  в течение двух лет до введения процедуры банкротства давать обязательные указания предприятию - должнику.

     Любой из «контролирующих должника лиц»  или все  они вместе могут быть привлечены к дополнительной ответственности, если их действия повлекли ухудшение  финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или  уменьшение ее активов). Заявление о  привлечении физических лиц к  ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия  закончатся денежные средства. Окончательное  решение об этом принимает суд. Решение  вступает в силу сразу.

     Интерес вызывает норма, по которой руководитель ответит по долгам компании в том  случае, если на момент банкротства  обнаружится, что бухгалтерская  документация отсутствует, либо не содержит сведений об имуществе банкрота, либо эти сведения искажены.  В практике часто возникают случаи, когда бухгалтерская документация украдена, либо она сгорает при пожаре, теперь такие ситуации не являются уважительными для руководителя. Введена обязанность на руководителя самостоятельно подать заявление о признании банкротом в течение месяца с момента, когда компания стала неплатежеспособной. Если заявление не подано или подано не вовремя, директор может также ответить своим личным имуществом.

     Добавлена новая глава об оспаривании сделок должника, которая дает арбитражному управляющему право по разным основаниям, в пределах разных сроков (до трех лет) оспаривать фактически любые  сделки должника, например «подозрительные  сделки», где основанием для обжалования  может послужить, например фактическое  пользование имуществом должника  после сделки, скрытие документов или даже изменение местонахождения  без уведомления кредиторов.

     Все указанные нововведения очевидно внесены  в интересах кредиторов. Складывается  новая для предпринимателей ситуация,  в отличие от действующей раннее редакции закона,  лицам доведшим  предприятие до банкротства будет  намного сложнее выйти из состояния  неплатежеспособности  и начать новый бизнес со старыми активами. Банкротство перестает быть одной  из возможностей искусственно закрыть  долги. В сегодняшних реалиях  в состоянии  неплатежеспособности необходимо принимать ответственные, соответствующие закону решения,  понимая  все последствия процедуры  банкротства. Но как бы ни менялось законодательство, с точки зрения экономики   банкротство, по прежнему остается одним из наиболее главных  универсальных инструментов применяемых  во всем мире для решения проблем  неплатежеспособности и оздоровления экономики,  ни один бизнес  не застрахован  от  банкротства,  что и подтверждает  тем замечательным временем  в  которое мы живем.

     А в ближайшем будущем, если исходить из логики законодателя, по видимому,  должен решиться вопрос и о банкротстве  граждан . 

     Заключение

 

     Таким образом, в данной работе были изучены  основные этапы развития отечественного законодательства о несостоятельности (банкротстве).

     Хотя  основные положения были определены и включены в первые сборники законов  еще 8 веков назад, мы видим что  развитие шло крайне неравномерно. Почти 4 века не было никаких попыток составить отдельные законы регулирующие процесс взыскания долгов с разорившихся купцов, и только уже в XVII веке в знаменитом Соборном уложении были прописаны нормы права. Важным моментом является введение института поручительства, осуществляющего функции страхования от неуплаты.

     Очередной вехой истории нормативов о банкротстве  стал Банкротский устав 1740 года, в корне отличавшийся от предыдущих законов, потому что был практически полностью заимствован из западноевропейского законодательства. К сожалению он не совсем соответствовал российским реалиям того времени и не получил широкого распространения. Попытки изменения предпринимались в течении последующих 40 лет, но особого эффекта они не имели.

     Устав о банкротах 1800 года привнес совершенно раздел: теперь кроме торговых людей под законодательство о несостоятельности попадали и дворяне с чиновниками.

     23 июня 1832 года был принят новый  Устав о торговой несостоятельности,  в разработке которого принимал  участие граф Сперанский. При  составлении учитывались английские, австрийские и французские законы, которые в то время считались  наиболее совершенными. К сожалению  Устав рассматривал только положения о торговом сословии и дела о несостоятельности дворян вышли из судебной практики.

     Начиная с середины XIX века и до самой Революции 1917 года, изменения нормативных актов  о банкротстве шли только в  области уголовного законодательства.

     Советский Союз отвергал саму возможность банкротства  в условиях отсутствия частной собственности, и до 1992 года не существовало каких-либо актов в области несостоятельности.

     Закон 1992 года имел множество недостатков  и уязвимостей, которыми пользовались недобросовестные предприниматели, однако и он имел положительный момент: появилась принципиальная возможность  признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов.

     8 января 1998 года появился новый  закон о несостоятельности, который  учел большинство недостатков  предыдущего законопроекта и  превышал его более чем в  3 раза. Были определены признаки банкротства и уточнена сама процедура процесса.

     В настоящий момент действует федеральный  закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с изменениями и  дополнениями. В течение последних  нескольких лет изменения вносились 3 раза из-за финансового кризиса, начавшегося  в 2008 году и приведшем к банкротству  множество предприятий. Окончание  действия текущей редакции закона наступает 31 декабря 2010 года, следовательно в следующем году можем ожидать очередные изменения или же совершенно новый закон. Согласно утверждению главы департамента корпоративного управления Минэкономразвития новый законопроект установит в России институт банкротства физических лиц.

 

             Список  использованных источников

             1. Законодательство и практика

1.1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. №127-ФЗ (в ред. от 19.07.2009).

1.2. Российское уголовное право. Общая часть. / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005.

1.3. Статистика результатов работы арбитражных судов РФ в 1992-2001 годах.

2. Специальная литература

2.1. Волков Л.В. Становление и развитие института банкротства в России / Л.В. Волков Дайджест-финансы. - 2001. - №2.

2.2. Дремин П.Н. Институт несостоятельности в России и его реализация / П.Н. Дремин, А.С.Макаров, М.В. Шарова. – Нижний Новгород: НФ ГУ ВШЭ, 2007.

2.3. Радыгин А.Д. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования А.Д. Радыгин, А.Е.Гонтмахер, М.Г. Кузык и др. – М.: ИЭПП, 2005.

2.4. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статус, 2003

2.5. Юдин В.Г. Несостоятельность (банкротство): исторический аспект // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002. - №1.

2.6. Памятники русского права. Памятники права Киевского государства. X-XII вв. – М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1952.

2.7. Любавский М. К. Древняя история до конца XVI века. М., 1918

2.8. Васильев В. Е. Некоторые страницы истории векселя

2.9. Харитонова Г.Б. Политическая и государственная деятельность М.М. Сперанского, 1797-1838 гг. :Исторический аспект исследования. 2003 г.

2.10. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

2.11. В.Ю.Чумаков Русский капитал. От Демидовых до Нобелей, Москва, НЦ ЭНАС, 2008, ISBN 978-5-93196-81

Информация о работе История правового регулирования банкротства