ФССН как орган финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой страхование является одним из стратегических секторов экономики. Страхование обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе, так как гарантирует собственникам возмещение ущерба при гибели или повреждении имущества и потере дохода. Роль страхования проявляется, прежде всего, на микроэкономическом уровне, конкретные договоры страхования заключаются юридическими и физическими лицами с целью защиты своих имущественных интересов. При возникновении крупных природных или техногенных катастроф, охватывающих огромные территории, нарушающих деятельность сотен предприятий, угрожающих жизни тысяч жителей, возмещение соответствующего ущерба через систему страхования имеет макроэкономические последствия. Макроэкономические пропорции развития ведущих государств мира во многом определяют огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СТРАХОВОГО НАДЗОРА РФ
Правовой статус ФССН РФ 5
Нормативно-правовая база ФССН РФ 11
Правонарушения и ответственность должностных лиц и органов ФССН
РФ при осуществлении мероприятий финансового контроля 16
2. КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СТРАХОВОГО НАДЗОРА РФ
2.1 Содержание контрольных мероприятий проводимых ФССН РФ 22
2.2 Анализ деятельности ФССН РФ как органа финансового контроля 27
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА РФ КАК ОРГАНА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФК.doc

— 207.50 Кб (Скачать)
    • установления обязательных для страховщиков критериев финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов;
    • установления требований о составе и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование;
    • утверждения планов счетов, правил бухгалтерского учета, форм учета и отчетности, применяемых страховщиками, а также порядок их составления;
    • установления требований к заявлению, сведениям и документам, которые обязан представить в орган страхового надзора соискатель на получение лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, а также страховой брокерской деятельности;
    • установления порядка проведения актуарной оценки принятых страховых обязательств;
    • установления порядка проведения квалификационных экзаменов актуариями, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов и др.

      Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

      Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

  • принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
  • выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
  • ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
  • осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
  • получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
  • выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

          Федеральная служба страхового надзора имеет  регламенты:

  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции выдачи в соответствии с законодательством Российской Федерации предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства
  • проект
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции выдачи в соответствии с законодательством Российской Федерации предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы
  • Согласовано с Федеральной службой по финансовому  мониторингу (Росфинмониторинг) 22.08.2008
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела
  • Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций и выдачи предварительного разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями
  •  Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок на местах.
 

1.2 Нормативно-правовая база ФССН РФ

      Страховое законодательство имеет комплексный характер и представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование страховых отношений. Страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы.

      Среди источников права Конституция Российской Федерации является актом, обладающим высшей юридической силой. В ней получило отражение разграничение нормотворческой компетенции. В силу ст. 71 к ведению Российской Федерации относятся, например, вопросы: установления правовых основ единого рынка; финансового и гражданского законодательства. Вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, получили закрепление в ст. 72 Конституции РФ. Это, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Субъекты Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляют правовое регулирование по предметам, находящимся в их исключительном ведении (ст. 73 Конституции РФ). Таким образом, правовую основу страхового законодательства образуют федеральные законы и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты), а также акты субъектов РФ в пределах их компетенции.

      Действующая Конституция РФ позволяет сделать  важный теоретический и практический вывод: международное право является источником права в Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

      Центральное место в регулировании страховых  отношений занимает гл. 48 Гражданского кодекса РФ, содержащая 44 статьи (ст. ст. 927—970), а также Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также ряд других федеральных законов, содержащих нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий граждан, и др. Нормы, регулирующие вопросы обязательного страхования пассажиров, содержатся также в транспортных кодексах и уставах РФ. Согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ по отношению к названным актам, в том числе и федеральным законам, статьи ГК РФ являются приоритетными. Однако для отношений по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию, страхованию банковских вкладов и страхованию пенсий сделано исключение: нормы гл. 48 ГК применяются к ним, если законами об этих видах страхования не установлено иное (ст. 970 ГК).

      Среди актов, издаваемых высшими органами власти, можно назвать Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров», Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 г. № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования''», от 27.10.2008 г. № 797 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна».

      Кроме законов, указов Президента и постановлений  Правительства РФ, страхование регулируется и ведомственными актами. Применительно к страхованию речь идет главным образом об актах Министерства финансов РФ. В соответствии с п. 6 Положения о Министерстве финансов, это министерство «разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации». К их числу, в частности, относятся приказы Министерства финансов РФ от 18.06.2009 г. № 55н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах», от 09.04.2009 г. № 32н «Об утверждении порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни».

      Кроме того, к числу ведомственных могут  быть, в частности, отнесены акты иных министров и ведомств. К таким, например, можно отнести Приказ Росстрахнадзора  от 26.02.2009 г. «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций», Приказ Фонда социального страхования РФ от 18.08.2009 г. № 177 «О порядке проведения аттестации работников Фонда социального страхования Российской Федерации» и т.п.

      Важную  роль в регулировании страховых  отношений играют правила страхования, утверждаемые страховщиками (их объединениями). Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ, указанные правила становятся обязательными для страхователя, если включены в текст договора страхования (страхового полиса) или на применение этих правил прямо указывается в договоре страхования и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне, либо приложены к нему. Вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре, иначе правила сохраняют обязательный характер только для страховщика.

      Одним из значимых источников страхового права  является обычай делового оборота. В ст. 5 ГК РФ дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности — это вид обычного правила (по терминологии ГК РФ — обычно предъявляемого требования). Обычаи делового оборота — правила поведения, не предусмотренные законодательством. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в сфере предпринимательской деятельности правило поведения. В отличие от индивидуальных велений он представляет собой правило поведения общего действия. Этим обычаи отличаются от правил, закрепленных в законе.

      Обычаи  делового оборота исполняются в  силу привычки. Однако, будучи источником страхового права, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая, например отсылка к нему в законодательстве, восприятие его судебной или административной практикой. Итак, обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка.

      Особое  место в механизме нормативно-правового  регулирования налоговых отношений занимают судебные акты. По общему правилу судебные акты не являются источником российского права. Однако за Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 9 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») и за Верховным Судом Российской Федерации (ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») закреплено право осуществлять толкование норм права, конкретизируя положения законодательства и восполняя пробелы правового регулирования. Среди конкретных документов, в частности, можно выделить Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 г. № 131-О «По запросу Арбитражного суда Сахалинской области о проверке конституционности положений ст. 17 Закона Российской Федерации ''О медицинском страховании граждан в Российской Федерации''». Кроме того, огромное влияние на правоприменительную практику оказывают и судебные акты по конкретным делам. Несмотря на то, что такое толкование не содержит формальной обязанности для нижестоящих судов следовать такой трактовке нормы, оно имеет большое значение для участников конкретного дела.

      Необходимо  учитывать, что страхование в  России развивается быстрыми темпами и, соответственно, происходит изменение законодательства, сборники, содержащие нормативные акты по страхованию, быстро устаревают. Поэтому изменения законодательства следует отслеживать по таким изданиям, как «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств», «Российская газета», а также использовать правовые компьютерные системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Информация о работе ФССН как орган финансового контроля