Договор возмездного оказания услуг в торговом обороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 02:13, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг в торговом обороте, его общей характеристики и особенностей, места и значения.

Содержание

Введение. 3
§ 1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг: понятие, правовое регулирования, существенные условия. 4
§2 Договоры на проведение маркетинговых исследований. 12
§3 Договор коммерческой франшизы. 15
§4 Судебное урегулирование споров ответственности сторон. 18
Заключение. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 25

Работа содержит 1 файл

Договор возмездного оказания услуг.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

 

§4 Судебное урегулирование споров ответственности сторон.

      Вопрос  гражданско-правовой ответственности  сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора является достаточно объемным, и его доскональное изучение может стать предметом  отдельного самостоятельного исследования. В связи с этим есть необходимость  осветить некоторые вопросы моделирования  ответственности сторон в договоре на возмездное оказание услуг.

      В качестве примера можно привести ситуацию: ООО «Фирма КБ» обратилась в арбитражный суд с иском  о взыскании с Дортреста № 2 суммы долга по договору и неустойки  за просрочку оплаты. Предъявляя иск, истец ссылался на то, что ответчик обязан был производить оплату стоимости  комплекса консалтинговых услуг  по принципу ежемесячного абонентского обслуживания в размере 2% от суммы  ежемесячного выполнения работ, указанных  в п. 1.1 договора. За просрочку оплаты подлежала взысканию договорная неустойка. Арбитражный суд8, проанализировав условия заключенного сторонами договора и фактические взаимоотношения сторон, пришел к выводу, что консалтинговые услуги должны быть оказаны реально, с представлением подтверждения таких работ в виде проверки отчетной документации ответчика. Руководствуясь ст. 431 ГК РФ, суд установил, что оплате подлежали работы в виде оказания консалтинговых услуг, фактически произведенных истцом и переданных ответчику или подрядным организациям, выполняющим работы в размере 2% от стоимости работ, произведенных ответчиком за спорный период времени. В связи с просрочкой оплаты оказанных истцом услуг суд признал обоснованными требования о взыскании договорной неустойки.

      Существуют  определенные сложности в решении  вопроса о возложении ответственности  на исполнителей. Обычно ответственность  консультантов за ненадлежащее предоставление услуги крайне незначительна и устанавливается в размере, не превышающем возможный гонорар. (Крупнейшие западные компании в стандартном договоре предусматривают ответственность в размере не более уже выплаченной суммы гонорара, т.е. речь идет о возврате денег клиенту).

      Судебная  практика подтверждает и эти выводы.

      Как следует из материалов дела9, между ОАО (заказчик) и ООО (исполнитель) заключен договор на оказание консультационных услуг по вопросам особенностей банковской системы и валютного законодательства КНР, порядка осуществления расчетных операций в СКВ по внешнеторговым контрактам в соответствии с установленными в КНР правилами и нормами. Стороны установили срок исполнения услуг с учетом дополнительного соглашения. Поскольку услуги, предусмотренные данным договором, заказчику не оказаны, ОАО письмом обратился к исполнителю с требованием о расторжении договора и возврате перечисленной суммы предоплаты, которое впоследствии осталось без ответа, в связи, с чем ОАО обратилось в арбитражный суд с иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства выполнения работ по договору, что является существенным нарушением его условий и основанием для расторжения договора и взыскания суммы предварительной оплаты за неоказанные услуги.

      По  мнению М.В. Кратенко, при ненадлежащем оказании услуг, которые оставляют  исключительно нематериальный эффект, в том числе консультационных, убытки заказчика, как правило, возмещаются  в режиме договорной ответственности10. В связи с этим, безусловно, возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства, по общему правилу устанавливается договором и должно быть одним из его существенных условий (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Определение понятия убытков является в цивилистической литературе дискуссионным. Разногласия вызывает признание денежной формы определяющим признаком понятия.

      О.В. Фомичева определяет убытки как особую финансово-экономическую фикцию, сущность которой состоит в «приравнивании по своим правовым последствиям предполагаемых или желаемых событий (действий) к  аналогичным реальным событиям (действиям)»11. Данная точка зрения подверглась критике со стороны Е.Е. Богдановой, по ее мнению, убытки не могут быть по своей правовой природе фикцией, так как размер понесенных убытков должен быть доказан истцом и лишь тогда подлежать возмещению12.

      Таким образом, представляется, что понятие  убытков не следует сводить к  денежной оценке материального ущерба. Безусловно, расходы, которые лицо произвело  или должно будет произвести для  восстановления своего нарушенного  права, определяются в денежном выражении. Разделяя точку зрения О. Кучеровой13, следует отметить, что незапланированные необходимые расходы, как и упущенная выгода, не нуждаются в денежной оценке, поскольку изначально выражаются в ней. Однако законодатель вполне определенно называет убытками утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а не денежную оценку такой утраты или повреждения.

      При этом следует также отметить, что  закрепленные в договоре убытки не следует расценивать и как  санкции, имеющие штрафной характер, поскольку сущность заранее исчисленных  убытков проявляется как раз  при сопоставлении их с неустойкой в форме штрафа. Причем, как отмечается В.С. Евтеевым, исчисленные в договоре убытки в большинстве случаев  приблизительно отражают имущественные потери потерпевшей стороны14. При отсутствии доказанного размера, например, упущенной выгоды денежные суммы не взыскиваются. Связана данная ситуация с тем, что возмещение убытков клиенту не предполагает его обогащение от правонарушения. Следовательно, не умаляя роли правовых норм в регулировании правовых отношений, следует указать на то, что средства регулирования правовых отношений нельзя сводить только к нормам права. В подтверждение этому в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. говорится, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права15. Необходимость таких расходов и предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков от полученной услуги.

      Аналогично  к порядку возмещения убытков  подходит зарубежная судебная практика. Так, консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers выплатила 55 млн. долларов инвесторам компании MicroStrategy, разработчика программного обеспечения, по судебному процессу, касающемуся ошибочного подтверждения  преувеличенных прибылей MicroStrategy16. В данном случае размер убытков определялся по усмотрению суда на основании представленных документов.

      Сказанное позволяет сделать вывод о  том, что если не принимать во внимание любые виды ответственности, предусмотренные  условиями договора, то исполнитель  в случае наступления своей ответственности  может быть принужден возместить как по отдельности, так и в  совокупности: реальный ущерб, упущенную  выгоду, уплатить проценты за пользование  чужими денежными средствами, компенсировать моральный вред и т.д. Такой расширительный подход, по мнению Н.Б. Грищенко, к основаниям и последствиям возникновения профессиональной ответственности согласно гражданскому законодательству с очевидностью выдвигает и проблему обеспечения выполнения профессиональных обязательств или компенсации вреда, причиненного личности или юридическому лицу при выполнении профессиональной деятельности17.

 

      

Заключение.

      Возмездное  оказание услуг впервые выделено в ГК РФ как самостоятельный тип  договора, имеющий собственную нормативно-правовую базу. Ему посвящена гл. 39 ГК РФ.

      Понятие договора возмездного оказания услуг  заключается в том, что это  договор, в силу которого исполнитель  обязуется по заданию заказчика  оказать услуги совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется  оплатить эти услуги п.1 ст. 779 ГК РФ.

      Правовая  природа данного договора определяется тем, что это консенсуальный, возмездный и двусторонний договор.

      Стороны договора - исполнитель и заказчик. Участников договора именуют услугодателем  и услугополучателем.

      Предмет договора возмездного оказания услуг - сами действия или определенная деятельность.

      Форма договора закон не устанавливает  специальных правил, касающихся формы  данного договора, поэтому при  ее определении стороны руководствуются  требованиями гл. 9 ГК РФ.

      Цена  договора возмездного оказания услуг, одно из существенных условий договора.

      Срок  исполнения договора определяется соглашением  сторон, если он не установлен в соответствующих  нормативных актах.

      Содержание  договора возмездного оказания услуг  также является элементом договора, однако рассматривается отдельно из-за того, что это главный элемент  любого договора. Права и обязанности  сторон рассматриваются в Гражданском  Кодексе Российской Федерации в  общих чертах, конкретизируются они  в соответствующих нормативных  актах.

      Ответственность по договору определяется специальными актами о порядке оказания отдельных  видов услуг, а также нормами  общей части Гражданского кодекса  Российской Федерации и положениями  о порядке.

      Специальная норма закреплена в заключительной статье главы 39 ГК. Содержащееся в ней правило существенно отличается от иных норм данной главы. Своеобразие, прежде всего, состоит в возможности применения к договору возмездного оказания услуг как общих положений о порядке, так и положений о бытовом подряде. Подобный прием используется в ГК и в ряде иных случаев. Так, согласно ст. 1011 ГК к отношениям, вытекающим из агентского договора, при определенных условиях соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 «Поручение» или главой 51 «Комиссия». Названные правила о подряде могут быть использованы только при условии, что это не противоречит ст. ст. 779, 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Такое указание свидетельствует о сходном характере определенных действий, совершенных по договору возмездного оказания услуг и по договору подряда.

      Анализ  судебной практики показывает, что  наибольшие сложности возникают  в связи с применением именно указанных принципов, а не конкретных норм гл. 39 ГК РФ. Это объясняется  тем, что принципы правового регулирования, обусловленные правовой природой договора, как правило, детально не прописываются  в правовых нормах. Для их правильного  применения необходимо не только внимательно  изучать закон, но и иметь четкое представление о правовой природе  конкретного обязательства и  его месте в системе договоров.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Нормативный материал:

  1. Конституция Российской Федерации. «Российская газета»,

№ 237, 25.12.1993.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1997 г. N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 Гражданского кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.
  3. Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
  4. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-1/3397 // СПС «КонсультантПлюс».

Книги, монографии, учебная литература:

  1. Гражданское право. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  2. Кратенко М.В. Договор об оказании юридической помощи в современном гражданском законодательстве. М., 2006.
  3. Фомичева О.В. Принцип полного возмещения убытков и его реализация в российском гражданском праве: Дис. канд. юрид. наук. Самара, 2001.
  4. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.
  5. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник.- М.: Зерцало, 2006
  6. Стивен Спинелли-мл., Роберт М. Розенберг, Сью Берли. Франчайзинг = Franchising: Pathway to Wealth Creation. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384.
 

Статьи:

    1. Богданова Е.Е. Проблемы возмещения убытков // Современное право. 2005. N 9.
    2. Грищенко Н.Б. Профессиональная ответственность: основания и последствия ее возникновения // Страховое право. 2004. N 1.
    3. Евтеев В.С. Проблемы применения «заранее исчисленных убытков» в российском праве // Законодательство. 2003. № 8.
    4. Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг// Российская юстиция. 1998. № 3.
    5. Кучерова О. Определение понятия убытки в гражданском праве // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 10.

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг в торговом обороте